Вторая книга. процесс обращения капитала 349

капитала — и только до тех пор, пока в стоимости продукта снова появится его собственная стоимость. Но он проделывает этот процесс не в своей натуральной форме и не как материаль­ная составная часть продукта, не как потребительная стои­мость (хотя ее признаки могут существовать в форме продукта).

В конце различных процессов труда, в которых основной капитал существует в качестве средств труда и после которых он продолжает существовать, применяться в процессе произ­водства, этот капитал состоит из двух составных частей: 1) из средств труда, продолжающих существовать в своей натураль­ной форме, чтобы действовать таким же образом в повторном процессе; 2) из массы продуктов, в которой сырой материал и т. д. принял определяющую цель форму какой-либо потреби­тельной стоимости, которая теперь в качестве товара должна проделать свой метаморфоз. Сколько бы ни потеряло стоимости средство труда, оно присоединяет ее к массе продуктов и эта утраченная стоимость существует теперь как соответствующая доля стоимости массы продуктов. В остальном эта часть капи­тала продолжает служить в своей первоначальной натуральной форме в возобновляемых процессах производства в пределах фазы производства. Поэтому она не возобновляется (не воспро­изводится), а возмещается новым экземпляром того же рода. Переданная продукту средством труда стоимость, которая по­степенно становится равной своей первоначальной стоимости, как только средство труда износится и станет больше непри­годным, превращается в деньги, или образует часть денежной суммы, в которую превращается масса продуктов. Она обра­зует, таким образом, стоимостный фонд, из которого в конеч­ном счете должны быть возмещены в своей натуральной форме изношенные средства труда. Но этот фонд превращается обратно в средства труда не непосредственно, после их износа, а только тогда, когда они утратили свою потребительную стоимость и вместе с ней постепенно передали массе продуктов и всю свою меновую стоимость.

Предположим, например, что основной капитал служит в течение 20 оборотов большей или меньшей продолжительности, в таком случае он постепенно передаст свою стоимость совокуп­ному продукту этих 20 оборотов, и деньги, вырученные от про­дажи этого продукта, представляют собой в конце 20 оборотов его стоимость. Эта стоимость будет в конечном счете превращена обратно в средства труда, в основной капитал того же рода. Действительный процесс воспроизводства последнего отличен, следовательно, от процесса воспроизводства совокупного ка­питала. Но не в той мере, й какой его стоимость превращается



К. МАРКС

в деньги; из своей денежной формы он превращается обратно я свою товарную форму, а следовательно, и в форму потреби­тельной стоимости.

[68] Эта часть капитала возобновляется realiter * не в тот же самый промежуток времени, что и остальные части капитала. Однако она и не нуждается в таком возобновлении, так как с окончанием одного оборота и т. д. она имеется налицо в той же самой форме, в какой была раньше, и может возобновить выполнение своей функции в прежней своей форме. Вплоть до наступления срока своего полного износа стоимость этой части капитала постепенно и беспресташю принимает участие в первой фазе метаморфоза товара, в его превращении в денеж­ную форму, но она участвует довольно длительное время в акте Т — Д, не участвуя в акте Д — Т.

Ее определение в качестве основного капитала — хотя оно основывается на своеобразной роли, которую она играет в ка­честве особой материальной составной части, формы существо­вания капитала в процессе труда и в процессе увеличения стои­мости — есть определение, вытекающее из процесса обращения капитала, того процесса, который в своей непрерывности заклю­чает общую форму процесса воспроизводства или сам является абстрактной формой этого процесса воспроизводства.

Всякий другой капитал, в отличие от этого основного ка­питала, определяется как оборотный капитал, как не основной капитал.

Во-первых, это — оборотная часть постоянного капитала. Всякий постоянный капитал, после вычета из него основного капитала, есть оборотный капитал. Он состоит из сырья, вспо­могательных материалов, полуфабрикатов на каждой ступени обработки, наконец, из товаров, которые, хотя и способны в их наличной форме войти в индивидуальное потребление, снова служат в качестве сырья для нового продукта. (Например, сахар в качестве сырья для изготовления рома и т. д.)

Сырой материал входит полностью (здесь мы оставляем в сто­роне отходы производства) в продукт, а следовательно, и в его стоимость. То же самое относится к части вспомогательных материалов, поскольку они образуют химические и т. д. со­ставные части продукта. Та часть вспомогательных материалов, таких, как уголь, газ и т. д. (масло, которым смазывают колеса и т. д.) (эти вспомогательные материалы потребляются либо непосредственно самими машинами, либо мастерской, рассмат­риваемой как совокупный организм, например, освещение

* — реально, на самом деле. Ред,

6Т0РАЯ КНИГА. ПРОЦЕСС ОБРАЩЕНИЯ КАПИТАЛА 351

и т. д.), которая не входит в продукт, потребляется с точки зре­ния его потребительной стоимости (уничтожается) в тот мо­мент, когда она применяется в процессе производства. Ее сущест­вование в какой-либо форме прекратилось. Ее стоимость пере­ходит, следовательно, сразу на продукт, для производства которого она была потреблена. Вся эта часть постоянного ка­питала, как только она выполнила свою функцию в процессе производства, существует материально в продукте, и ее стои­мость есть часть стоимости этого продукта. В этой форме про­дукта, который является товаром, она должна покинуть фазу производства и пройти фазу обращения, а в пей — метаморфоз товара. Она должна функционировать как оборотный капитал.

Во-вторых, это — переменный капитал; он сводится reali­ter * к жизненным средствам; образует часть произведенных и находящихся на рынке товаров, которые входят в индиви­дуальное потребление.

В-третьих, это — продукт или совокупная товарная масса, которую получают в качестве результата процесса производства и затем выбрасывают на рынок, где она обращается как функ­ционирующий товарный капитал, равный оборотному капи­талу; она состоит отнюдь не только из обращающихся элемен­тов постоянного капитала и материальных форм существования переменного капитала. Она включает в себя все другие товары, которые непосредственно входят, в индивидуальное потребле­ние неработающих классов или лишь путем обмена принимают форму, в которой входят в него. Все они образуют часть обо­ротного капитала а).

Ясно, что оборотный капитал, в противоположность ос­новному, охватывает весьма разнородные вещи. Самое главное, однако, состоит в том, что часть постоянного капитала, его обо­ротная часть, входит как оборотный капитал в одну категорию вместе с переменным капиталом, и оба они, как оборотный ка­питал, противостоят основной составной части постоянного капитала или основному капиталу. Это обстоятельство прикры­вает существенное противоречие между постоянным и перемен­ным капиталом и дает возможность приписывать оборотному капиталу, как таковому, свойства, которые не присущи ему, как оборотному капиталу, но присущи оборотному капиталу лишь в той мере, в какой он является переменным капиталом.

* — реально, на самом деле. Ред.

а' Сам основной капитал в части, являющейся продуптом, предназначенным для продащи, т. е. товаром, есть часть оборотного капитала. Обращается ли он теперь физически, как, например, машина, или только идеально, как доы и т. д. {покупают ли егоили продают), это ничего не меняет в существе дела.



К. МАРКС

[69] Та часть капитала является постоянной, которая ни­когда не присоединяет к продукту больше стоимости, чем сама имеет, следовательно, в определенном процессе производства, в который входит постоянный капитал, он функционирует как данная, постоянная величина стоимости, а не как возрастаю­щая, переменная величина. Это относится к оборотной части постоянного капитала совершенно так же, как и к его основной части. Это относится ео ipso * к товарному капиталу, каков бы ни был его материальный субстрат, так как этот товарный ка­питал находится вообще не в процессе увеличения стоимости, а только в процессе, в котором содержащейся в нем стоимости придают самостоятельную форму, денежную форму.

Рассмотрим, с другой стороны, переменный капитал.

Он * существует сначала как денежный капитал, только в форме оборотного капитала. В качестве денежного капитала переменный капитал является данной, постоянной величиной стоимости и сам по себе он столь же мало является переменной величиной стоимости, как и денежный капитал, который превра­щается в вещные факторы производства. Однако посредством обмена на живую рабочую силу он превращается в переменную стоимостную величину и называется потому переменным ка­питалом, что его назначение как раз и состоит в том, чтобы превратиться в этот переменный элемент. В своем же существе как денежный капитал он так же не является переменной ве­личиной, как и любой другой денежный капитал.

Во-вторых, он существует как товарный капитал, как необ­ходимые жизненные средства, находящиеся в качестве товар­ного капитала на рынке. В качестве такового он продается ра­бочим, которые превращают в него свою заработную плату. В своем материальном способе существования он обменивается, следовательно, не на рабочую силу, а на обособившуюся в день­гах цену этой рабочей силы. Его стоимость изменяется столь незначительно, что он скорее, как и всякий другой товарный ка­питал, свою стоимость, выраженную в цене, реализует как стои­мость путем продажи, превращает в деньги. Поскольку, следо­вательно, переменный капитал находится на рынке в своей материальной форме существования как товарный капитал, постольку он не является переменным капиталом и не функцио­нирует как таковой, хотя он служит в качестве средства сохра­нения и воспроизводства рабочей силы, а потому — непрерыв­ности всего отношения, поскольку речь идет о физическом вос­производстве рабочих.

Точно так же. Ред.

Наши рекомендации