Управление операционной прибылью
Прибыль организации состоит из следующих элементов:
1. Прибыль от продажи (ПП);
2. Прибыль от операционной деятельности;
3. Прибыль от внереализационных операций;
Прибыль от продажи составляет 90 – 95% прибыли до налогообложения, поэтому главная задача – повышать прибыль от продажи продукции за счет воздействия на её величину.
Для управления прибылью от продаж используют такую взаимосвязь, взаимозависимость между объемом продаж, затратами и прибылью. При формировании прибыли условно можно выделить три уровня данного покаления:
1. Валовая прибыль (ВаП)
ВаП = ЧВП – ССП = ВП – НДС – ССП= ЧВП - Ипер
ЧВП – чистая выручка от продажи за вычетом НДС и налоговых плат (010);
ССП – себестоимость продукции (020)
Ипер – издержки переменные.
2. Прибыль от продаж (ПП)
ПП = ВаП – Ипост = ЧВП – ССП – КР –УР = ВП – НДС –ССП – КР – УР
3. Чистая прибыль от продаж:
ЧПП = ПП - НПП (налог на прибыль)
Если ЧПП немного меньше ЧП, то это нормальная ситуация, свидетельствующая о достаточной эффективности, но если она больше, то организация функционирует как многие другие на финансовом рынке.
Управляя прибылью от продаж необходимо решать следующие задачи:
· Определение объема продажи продукции на уровне, обеспечивающем безубыточную деятельность, т.е. когда выручка не ниже суммарных затрат:
ТБУ (точка безубыточности) = ЧВП = ССП + КР + УР
Также для расчета ТБУ используют формулу:
ТБУ =
Эор= Вап/пп
· Определение объема продаж продукции, обеспечивающего безубыточную деятельность в длительном периоде, для чего необходимо учитывать следующие изменения:
ü С ростом объема производства и продажи периодически увеличиваются постоянные расходы, что связано с ростом парка оборудования, численности работников;
ü С насыщением рынка при увеличении объема продаж необходимо снижать цены, сдерживая темп роста от продажи;
ü За счет более экономичного использования сырья и материалов, роста производительности труда, укрупнения партии закупки сырья и отгрузки продукции можно снизить уровень первостепенных рисков на единицу продукции.
Под воздействием данных мер ТБУ постоянно изменяется, воздействуя на сумму прибыли от продажи данной продукции.
· Определение необходимого объема продаж, обеспечивающих достаточную сумму прибыли и уровня рентабельности. Для определения сумму прибыли можно использовать опыт аналогичных организаций, при этом применима следующая формула:
· Определение суммы запасов финансовой прочности, которые определяют размеры возможного снижения объема продаж продукции, позволяющего окупить осуществляемую деятельность. Рассчитывается по формуле:
ЗФП = ЧВПпп – ТБУ
ЧВПпп - чистая прибыль от продажи, обеспечивающая необходимую прибыль;
ТБУ – точка безубыточности в стоимостном выражении.
Если запас финансовой прочности разделить на ТБУ, то получиться запас в %.
· Определение необходимого объема продаж, обеспечивающего запланированную валовую прибыль:
· Определение необходимого объема продаж, обеспечивающего нужную величину ЧП от продажи:
s w:val="24"/></w:rPr><m:t>ВаП</m:t></m:r></m:sub></m:sSub></m:den></m:f></m:oMath></m:oMathPara></w:p><w:sectPr wsp:rsidR="00000000"><w:pgSz w:w="12240" w:h="15840"/><w:pgMar w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>">
· Определение суммы выручки от продаж при необходимом уровне цен. Для управления используется зависимость затрат, объема выручки и прибыли, а также необходимо учитывать следующие факторы:
ü Продажи в стоимостном и натуральном выражении;
ü Сумма и уровень выручки от продаж;
ü Сумма постоянных издержек;
ü Соотношение постоянных и переменных издержек.
Все приведенные задачи арифметически решаются с помощью операционного рычага, практически через руководящие действия. В ТБУ значение эффекта операционного рычага рассчитать невозможно, но после её прохождения значения эффекта само находятся и постепенно начинает снижаться по мере роста выручки.
Чем меньше значение эффекта операционного рычага, тем ниже не только сила его положительного воздействия на прирост выручки и прибыли, но и слабее его отрицательное воздействие в случае снижения выручки.
Для обеспечения нормальной эффективности при невысоком уровне финансового риска желательно чтобы эффект операционного рычага был в пределах 1.2 – 2.0. Поскольку в этом случае ВаП превышает ПП с указанным соотношением, а соответственно сумма прибыли относится к величине постоянных издержек, как 1-5 к 1.
s w:ascii="Cambria Math" w:h-ansi="Times New Roman"/><wx:font wx:val="Times New Roman"/><w:i/><w:sz w:val="24"/><w:sz-cs w:val="24"/></w:rPr><m:t>РџРџ</m:t></m:r></m:den></m:f></m:oMath></m:oMathPara></w:p><w:sectPr wsp:rsidR="00000000"><w:pgSz w:w="12240" w:h="15840"/><w:pgMar w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>">
Если значение соотношение прибыли и постоянных издержек невысокое (>1), то необходимо снижать расходы и увеличивать объем продаж для получения более стабильного положения.
Эффект операционного рычага стабилен только в коротком промежутке, поскольку переменные и постоянные расходы невозможно сохранять в течении периода не только более одного месяца, но даже одной недели.
В силу разных причин затраты существенно меняются, при этом необходимо отслеживать возможные изменения цен на сырье, а также на получаемые товары и услуги. Особенно остро стоит проблема в экономии затрат на стадии создания и развития организации. При этом важно снижать все расходы, какие только возможно. Для зрелой организации, когда ТБУ достигнуто и запас финансовой прочности достаточен, можно несколько мягче регулировать затраты, хотя фактически этого допускать нельзя.
Чтобы изменить операционный рычаг необходимо воздействовать на постоянные и переменные расходы, высокий удельный вес постоянных расходов объясняется отраслевыми особенностями, определяющим уровень фондоёмкости продукции, различием в уровне механизации и автоматизации труда. Эти расходы более стабильны и трудноизменяемы, поэтому таким организация требуется более тщательное управление для недопущения убытков. При этом можно постоянные расходы значительно сократить за счет накладных расходов при неблагоприятной ситуации на рынке и в результате продажи неиспользуемого оборудования и неиспользуемых материальных активов, в результате чего снижается сумма амортизации, налога на имущество, а следовательно и ТБУ. Также рекомендуется шире использовать возможности лизинга, особенно краткосрочного, по тем видам оборудования, приобретение которого в собственность не рационально. Также необходимо сократить потребление коммунальных услуг.
При управлении переменными расходами необходимо постоянно их экономить, т.к. от их величины зависит удельный вес прибыли в выручке. Эти расходы можно снизить за счет повышения производительности труда и как следствие высвобождение части работников, сокращение размера запасов сырья и материалов, ПП в период неблагоприятной ситуации на рынке, увеличение партий поставок сырья и материалов в результате чего можно реально сократить переменные расходы на единицу продукции.
Дивидендная политика
Дивидендная политика предполагает распределение прибыли в АО, причем не только в данной форме организации. Разрабатывая дивидендную политику необходимо определить разумные пропорции между текущим потреблением и накоплением, поскольку накопление означает увеличение рыночной стоимости организации. Существует три подхода к формированию дивидендной политики:
1. Консервативный:
ü Политика остаточных дивидендных выплат (ОДВ);
Политика ОДВ предполагает, что в начале удовлетворяется потребность в собственных финансовых ресурсах с учетом всех достойных инвестиционных вложений. Если по инвестиционным проектам внутренняя ставка доходности выше средневзвешенной стоимости капитала, то основная часть прибыли направляется в эти проекты, поскольку они обеспечивают высокий темп развития организации с одновременным ростом финансовой устойчивости. Недостатком является нестабильность размера дивидендных выплат, их непредсказуемость и даже отсутствие их в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно влияет на рыночную стоимость акций, и данная политика применяется на ранних стадиях жизненного цикла организации.
ü Политика стабильного размера дивидендных выплат (СРДВ);
Политика СРДВ предполагает выплату неизменной суммы дивидендов на протяжении длительного периода с возможностью коррекции на индекс инфляции.
«+» надежность определяется уверенностью акционеров в неизменности текущего дохода независимо от обстоятельств в результате чего котировка акций стабильна.
«-» слабая связь с финансовыми результатами, при низком значении которых инвестиционная деятельность может и не осуществляться. Для снижения негативных тенденций размер дивидендов устанавливается на относительно низком уровне, что позволяет снизить риск ухудшения финансового состояния, поскольку повышается темп роста собственного капитала.
2. Умеренный:
ü Политика минимального стабильного размера (МСР) дивидендов с надбавкой в отдельные периоды;
Развитие МСР оценивается как наиболее взвешенный вид, при котором стабильность обеспечивается гарантированной выплатой минимального размера, при этом одновременно учитываются финансовые результаты, позволяющие в благоприятных условиях выплачивать высокие дивиденды, не снижая инвестиционной активности. Применимо для организаций с нестабильной динамикой прибыли.
«-» длительная выплата минимальных дивидендов снижает привлекательность акций для инвесторов и рыночную стоимость компании.
3. Агрессивный:
ü Политика стабильного уровня дивидендов (СУД);
Политика СУД предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли.
Главный «плюс» простота расчета и связь с прибылью.
«-» нестабильность выплат по причине нестабильности прибыли, в результате возможны разные колебания разных цен акций рыночной стоимости организации. Даже высокие дивидендные выплаты не привлекают акционеров, избегающих рисков. Применяется только зрелыми компаниями со стабильной прибылью, но если она изменяется растет угроза банкротства.
ü Политика постоянного возрастания дивидендов (ПВД).
Политика ПВД предполагает стабильное возрастание дивидендов, как правило в твердом проценте к предшествующему периоду.
«+» высокая рыночная стоимость акций, положительный имидж у инвесторов.
«-» отсутствие гибкости и постоянное возрастание финансовой напряженности при сокращении инвестиционной деятельности. Данная политика приводит к снижению финансовой устойчивости и доступна лишь реально процветающим компаниям, иначе это путь к банкротству.