Финансовые ресурсы корпораций.
Распределение и перераспределение стоимости готового продукта, признанного рынком, т.е. дохода от продаж с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов. Они составляют материальную основу финансов. Финансовые ресурсы образуют финансовый потенциал хозяйствующего субъекта и создают благоприятные условия для его производственного и научно-технического развития. Экономическое содержание финансовых ресурсов понимается в российском обществе не однозначно. Наиболее распространенное в учебной литературе определение для предприятий таково: » это собственные денежные доходы и поступления извне, обеспечивающие финансирование затрат, выполнение финансовых обязательств и материальное стимулирование «. Источником их образования служат все денежные доходы и поступления средств — как внутренние, так и внешние. Первоначально, в момент учреждения корпорации, источником финансовых ресурсов является капитал акционеров- уставный капитал.
В процессе хозяйственной деятельности внутренними источниками финансовых ресурсов являются:
- доходы от продаж продукции (товаров, работ, услуг);
- прочие доходы (от продажи активов, предоставления займов, сдачи имущества в аренду и т.п.)
Доходы, получаемые от продаж продукции, являются основным источником формирования финансовых ресурсов. Они возмещают отвлеченные на производство продукции финансовые ресурсы (авансированные в оборотные средства и инвестированные в основные средства в сумме, равной износу) а за счет чистого дохода (прибыли от продаж) формируют дополнительные финансовые ресурсы. Амортизационные отчисления, выражающие стоимость износа внеоборотных активов, возмещаются выручкой от продаж и обеспечивают сохранение объема финансовых ресурсов, инвестированных в основные средства и нематериальные активы. В отличие от прибыли, амортизационные отчисления не обеспечивают роста собственного капитала корпораций. Потенциально финансовые ресурсы формируют на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой стоимости на готовый продукт, но именно потенциально, поскольку работники предприятий производят не финансовые ресурсы, а продукты труда в натуральной форме. Последние продают на рынке, где они и получают денежную оценку. Реальное формирование финансовых ресурсов происходит только на стадии распределения, когда выручку от реализации разделяют на отдельные элементы (фонды возмещения, оплаты труда и прибыль). Прочие доходы также участвуют в формировании прибыли от хозяйственно- финансовой деятельности корпорации.
Внешние источники финансовых ресурсов разнообразны:
- финансовый рынок;
- бюджетная система страны;
- страховые организации;
- иностранные инвесторы;
- венчурные фонды;
- прочие.
Способы привлечения финансовых ресурсов из внешних источников: посредством операций с ценными бумагами; проектное финансирование и кредитование; венчурное финансирование и кредитование; страхование рисков и ответственности, участие в государственных и муниципальных программах и др.
Методы предоставления финансовых ресурсов
- во временное - долгосрочное или краткосрочное, пользование (банковские и бюджетные кредиты, займы);
- в бессрочное пользование (средства от дополнительного выпуска акций, бюджетные ассигнования, целевые поступления от инвесторов и т.п.).
Содержание и роль финансовой политики в организации финансов корпораций
Финансовая политика корпорации выражает целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач, определенных ее учредительными документами (уставом). Например, усиление позиций на рынке товаров (услуг), достижение приемлемого объема продаж, прибыли и рентабельности активов и собственного капитала, увеличение благосостояния собственников (акционеров).
Содержание финансовой политики многогранно и включает следующие звенья:1) разработку оптимальной концепции управления финансовыми (денежными) потоками корпорации, обеспечивающей сочетание высокой доходности бизнеса и защиты от коммерческих рисков; 2) выявление основных источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов на текущий период (декаду, месяц, квартал) и на ближайшую перспективу (год и более длительный период); 3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей (финансовый анализ и контроль, выбор способа финансирования корпорации, оценка эффективности реальных инвестиционных проектов и финансовых активов и т. д.). Единство трех ключевых звеньев определяет содержание финансовой политики, стратегическими задачами которой являются:♦ максимизация прибыли как источника экономического роста;♦ оптимизация стоимости и структуры капитала, обеспечение финансовой устойчивости, деловой и рыночной активности корпорации;♦ достижение финансовой открытости корпорации для собственников (акционеров), инвесторов и кредиторов;♦ использование рыночных механизмов привлечения капитала с помощью эмиссии корпоративных ценных бумаг, финансового лизинга, проектного финансирования и др.; ♦ разработка эффективного механизма управления корпоративными финансами (финансового менеджмента) на основе диагностики финансового состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности корпорации, адекватных рыночным условиям, и поиск путей их достижения. Исходя из продолжительности периода и характера решаемых задач, финансовую политику разделяют на финансовую стратегию и тактику. Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу (3-5 лет) и предполагающий решение крупномасштабных задач развития корпорации. В процессе ее разработки прогнозируют основные тенденции развития производственного и финансового потенциала, намечают принципы финансовых отношений с государством (налоговая политика) и партнерами по бизнесу (поставщиками, покупателями, инвесторами, и др.). Стратегия предполагает выбор альтернативных путей развития корпорации. При этом используют прогнозы, опыт и интуицию специалистов (менеджеров) для мобилизации финансовых ресурсов на достижение поставленных целей.
Направления разработки финансовой стратегии:
♦ анализ и оценку финансово-экономического состояния;
♦ разработку учетной и налоговой политики;
♦ выработку кредитной политики;
♦ управление основным капиталом и амортизационную политику;
♦ управление оборотными активами и кредиторской задолженностью;♦ управление текущими издержками, сбытом продукции и прибылью;
♦ ценовую политику;
♦ выбор дивидендной и инвестиционной политики;
♦ оценку достижений корпорации и ее рыночной стоимости.
Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Финансовую политику в крупных акционерных обществах и корпоративных структурах (холдингах и ФПГ) должны осуществлять профессионалы — главные финансовые менеджеры (директора), владеющие всей информацией о стратегии и тактике компании.