Задачи по обеспечению интересов собственника
Задачи по проверке соблюдения законодательных и иных нормативных актов различного уровня
1. Проверка соблюдения финансовой дисциплины, в том числе кассовой.
2. Проверка пределов полномочий должностных лиц при принятии решений; выявление случаев превышения полномочий, в том числезлоупотребление ими в корыстных целях.
3. Проверка соответствия совершённых хозяйственных операций требованиям законодательства.
4. Контроль соблюдения установленных бюджетов и лимитов по статьям затрат.
5. Проверка правильности документального оформления хозяйственных операций.
6. Проверка правильности ведения бухгалтерского учёта; причём не только финансового, но и управленческого, если его ведение предусмотрено локальными нормативными актами.
7. Проверка правильности и своевременности расчётов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
8. Проверка целевого использования целевых средств, в том числе заёмных и бюджетных.
9. Контроль ценообразования в областях, где оно регулируется государством.
10. Определение и (в ряде случаев) применение мер ответственности лиц, допустивших нарушения финансово-экономического законодательства.
Задачи по обеспечению интересов собственника
Первый и основной интерес собственника — получение прибыли, то есть прирост вложенного капитала (рост курса акций, получениедивидендов). Однако, возможны и другие локальные задачи, например :
§ сокращение активов,
§ наращивание кредиторской задолженности,
§ увеличение средней заработной платы.
Если подобные цели поставлены в виде локального нормативного акта, мы возвращаемся к задачам первой группы. Но в большинстве случаев, финансовый интерес собственника (выступающего одновременно субъектом контроля) принимается по умолчанию в виде наиболее эффективного управления капиталом. Названная цель финансового контроля достигается путём решения следующих задач:
1. Контроль сохранности имущества (в том числе, финансовых ресурсов), выявление случаев недостач, хищений, порчи; контроль мер по обеспечению сохранности.
2. Оценка эффективности использования материальных ресурсов (например, полноты загрузки оборудования, использования земельных участков, оптимальности оборачиваемости материалов и т. д.); выявление внутрихозяйственных резервов.
3. Оценка использования трудового потенциала организации, анализ кадровой политики.
4. Оценка наличия и степени разработанности бюджетов, собственного контроля за их исполнением, анализ отклонений и принятых мер.
5. Анализ принятой процедуры принятия управленческих решений и проверка её соблюдения на практике.
6. Оценка ценовой политики, анализ системы ценообразования и маркетинговых мероприятий.
7. Анализ эффективности привлечения заёмных средств.
8. Анализ мер по оптимизации налогового бремени.
Классификация финансового контроля