Экономическая сущность и необходимость финансов
Краткий конспект лекций
По разделу 1.
«Теория финансов»
СОДЕРЖАНИЕ | |
1. Сущность и функции финансов | |
2.Финансовая система государства | |
3.Финансовая политика государства | |
4.Финансовый механизм государства | |
5.Управление финансами государства | |
6.Финансовое планирование и прогнозирование | |
7.Финансовый контроль | |
8.Страхование в системе финансовых отношений | |
9.Социальная защита населения и социальное страхование | |
10.Государственный бюджет | |
11.Налоги в системе финансовых отношений | |
12.Государственный кредит | |
13.Роь финансов в социально-экономическом развитии государства | |
Тема 1. Сущность и функции финансов
1.1Возникновение финансов и развитие науки о финансах
1.2Экономическая сущность и необходимость финансов
1.3Функции финансов
1.4 Финансовые ресурсы государства: понятие, состав и источники формирования
Возникновение финансов
Возникновение финансов непосредственно связывается с функционированием государства. Именно функционирование государства предполагает установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством (в лице верховной власти) и остальными субъектами воспроизводственных отношений.
Во времена первобытно - общинного строя не было государства – не было и финансов. Но уже в рабовладельческом государстве возникла необходимость централизации части экономических благ в руках правителей для содержания войска, охраны границ, сохранения власти и т.п. Потребности государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов.
С развитием товарно-денежных отношений государственность и экономика укреплялись. Потребность в централизации части доходов общества увеличилась. Формирование и использование общегосударственного фонда стало носить устойчивый и системный характер. Постепенно возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Налоги в денежной форме стали основным источником наполнения бюджета, обозначились четыре основных направления бюджетных расходов: на военные цели, управление, поддержание тех или иных сфер экономики, на социальные нужды. Отношения, связанные с формированием и использованием бюджета стали называться финансовыми отношениями.
Крупномасштабное и качественно новое развитие финансовых отношений произошло в 19-20 в. Во всех странах произошло огосударствление значительной части национальных доходов. Государство стало собственником и распорядителем до 50 % его объема. Располагая огромными суммами денежных средств, государство стало оказывать большое влияние на социально-экономическое развитие общества. Значительное развитие получила государственная поддержка экономики. Это выразилось в том, что возросли государственные капитальные вложения, направляемые в электроэнергетику, угольную, газовую и другие отрасли промышленности, на поддержку сельского хозяйства.
Значительно повысились затраты на развитие научно-технического прогресса.
Государство стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на рынке, предоставляя экспортным фирмам, так называемые, экспортные премии.
Демократизация общественной жизни привела к тому, что произошли существенные изменения в структуре государственных расходов: увеличилась доля расходов на социальные цели общества.
Все острее стал ощущаться дефицит бюджетных средств и окончательно сформировался государственный кредит
Огромные государственные расходы обусловили необходимость увеличения налоговых поступлений - главного финансового инструмента мобилизации ресурсов в государственный бюджет.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что возникновение финансов связано с развитием государства. И самая первая концепция сущности финансов была императивной, то есть, основанной на понимании в роли первопричины финансовых (распределительных) отношений только одностороннего волеизъявления государства. Пика своего развития императивная концепция финансов достигла в период полного огосударствления экономики. Государство в тех обстоятельствах действительно полностью определяло характер, направления и границы распределительных отношений.
Однако с развитием рыночной экономики «центр тяжести» в управлении сместился с государства на организации. Безусловно, государство и сегодня активно влияет на выбор методов и способов организации финансовых отношений на уровне микроэкономики. Но оно воздействует лишь на формы проявления финансовых отношений, сама же категория «финансы» остается объективной и существует независимо от волеизъявления государства.
По причине своего очевидного отрыва от действительности императивная концепция постепенно утратила свое доминирующее значение. Освободившуюся нишу в теории финансов заняли воспроизводственная и распределительная концепции, которые сформировались в границах трудовой теории стоимости и получили параллельное развитие. Белорусская финансовая школа основана на распределительной концепции сущности финансов.
Экономическая сущность и необходимость финансов
Экономическая сущность финансов познается на основе дифференциации этой категории с другой родственной категорией – деньги.
Деньги – это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда товаропроизводителей. Сущность денег выражается в их функциях. На современном этапе деньги выполняют пять функций: меры стоимости; средства сбережения; средства платежа; средства образования накоплений и сбережений; мировых денег. Деньги присутствуют на всех стадиях процесса общественного воспроизводства, опосредуя создание и движение созданной стоимости к потребителю.
Финансы представляют собой только специфическую часть денежных отношений, где деньги, присутствуя, не выполняют ни одной из своих классических функций, а используются как инструмент распределения вновь созданной стоимости. Распределение также обеспечивает движение части стоимости к потребителям.
Распределительные процессы возникают только на второй стадии процесса общественного воспроизводства. Они обеспечивают обособление части созданных доходов в целевые фонды денежных средств: централизованных (функционируют на уровне государства) и децентрализованных (функционируют на уровне микроэкономики) Формирование таких фондов и строго целевой характер последующего использования средств из них обеспечивают максимально эффективное их расходование (по сравнению с нефондовым расходованием денежных средств).
Распределительным процессам свойственно одностороннее движение стоимости, в отличие от классических обменных (денежных) операций, где движение стоимости всегда двустороннее.
Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с формированием и использованием денежных фондов, образуют финансовые отношения.
Главное назначение финансов заключается в обеспечении распределения доходов общества (с целью финансового обеспечении выполнения всех функций государства и субъектов хозяйствования), а также в осуществлении контроля за расходованием финансовых ресурсов. Из такой формулировки предназначения финансов вытекают две его функции: распределительная и контрольная. Приведенный состав функций финансов отличается от вышеприведенных функций денег, что также указывает на недопустимость отождествления этих важнейших экономически категорий.
Финансовые отношения, определяющим содержаниефинансов –это отношения, которые возникают:
· между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;
· между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании;
· между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов, бюджетных и внебюджетных фондов, а также при финансировании из них ряда затрат;
· между государством и населением по поводу взимания налогов, сборов, получения займов, привлечения вкладов в коммерческие банки, выплаты пенсий, пособий и т. п.;
· между хозяйствующими субъектами и банковской системой при получении и погашении кредитов, а также процентов за пользование указанными кредитами;
· внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;
· между отдельными звеньями бюджетной системы;
· между хозяйствующими субъектами и страховыми организациями при уплате страховых взносов и возмещении из страховых фондов ущерба при наступлении страховых рисков.
Таким образом:
финансы – этообъективная экономическая категория, сущность которой проявляется на второй стадии процесса общественного воспроизводства, стадии распределения;
финансовые отношения – это специфическая часть денежных отношений, где деньги, присутствуя не выполняют своих функций, а используются в роли инструмента распределения созданных обществом доходов и их обособления в целевые централизованные и децентрализованные фонды;
фондовый характер использования доходов и одностороннее движение стоимости являются отличительными чертами финансов.
Функции финансов
Функции – это внешнее проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений. Сущность любого явления познается через его функции. Применительно к экономической категории функции означают проявление ее сущности в действии, специфические способы выражения присущих категории свойств.
Функции являются всегда производными от сущности, которую они выражают. Они раскрывают предназначение той или иной категории.
Предназначение финансов, как уже указывалось, сводится к распределению доходов общества и контролю за распределительными процессами. Поэтому, финансам свойственны две функции: распределительная и контрольная.
Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Основные доходы формируются у участников сферы материального производства и делятся на две группы: а) заработная плата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства; б) доходы организаций сферы материального производства.
Однако первичных доходов далеко недостаточно для того, чтобы успешно развивать приоритетные отрасли и сферы национальной экономики, например, машиностроение, образование, здравоохранение, управление, социальное страхование и социальное обеспечение и т.п.
Необходимо дальнейшее перераспределение национального дохода между отраслями производственной и непроизводственной сферы, между территориями, а также между различными социальными группами населения. В результате такого перераспределения образуются вторичные или производные доходы. К ним относятся, в частности, доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, и налоги, уплачиваемые обладателями первичных доходов.
Участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода в конечное его распределение и использование. Другими словами – вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.
Доходы, создаваемые в ходе перераспределения национального дохода, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами, между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления - с другой.
Таким образом, распределительная функция финансов обеспечивает распределение и перераспределение национального дохода между:
· отраслями сферы материального производства;
· отдельными территориями, регионами страны;
· формами собственности;
· производственной и непроизводственной сферами экономики;
· социальными группами населения.
Финансы выполняют распределительную функцию также в процессе формирования и распределения доходов организаций.
Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
Контрольная функция финансов – объективна, она не зависит от воли и сознания людей. Однако, реализуется она не сама по себе, а через специальный финансовый аппарат. В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль, он может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и аудиторским.
Большую роль в осуществлении финансового контроля играют Министерство финансов Республики Беларусь и его органы, специальные финансовые подразделения отраслевых Министерств и ведомств (финансовые управления или отделы), учреждения банков, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, высшие органы государственной и исполнительной власти – Президент, парламент, Совет министров страны и др.
В условиях рыночных отношений финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития экономики, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях национальной экономики. Он охватывает производственную и непроизводственную сферу и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.
Одна из важных задач финансового контроля – проверка соблюдения финансового законодательства, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
В условиях развития рыночных отношений формы и методы финансового контроля, осуществляемые названными выше органами, постоянно меняются и совершенствуются.
1.4Финансовые ресурсы государства: понятие, состав и источники формирования
Финансовые ресурсы – это совокупность реальных денежных средств, находящихся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления. Финансовым ресурсам, также как и финансам присущи определенные признаки:
1) они всегда являются денежными средствами;
2) финансовые ресурсы всегда имеют собственника или лицо, которое распоряжается ими;
3) финансовым ресурсам характерна целевая направленность, т.е. на расширение производства, материальное стимулирование и социальные нужды работников, приобретение оборудования и т.д.
Централизованные финансовые ресурсы– денежные поступления, доходы, накопления, образованные в процессе распределения ВВП, части национального богатства, поступлений от внешнеэкономической деятельности, находящиеся в распоряжении государства, аккумулируемые в централизованных фондах денежных средств и используемые на удовлетворение общегосударственных потребностей. В составе централизованных финансовых ресурсов основную долю занимают налоговые доходы. Значительная часть централизованных финансовых ресурсов сосредоточена в государственном бюджете и государственном внебюджетном Фонде социальной защиты населения Республики Беларусь.
Централизованные финансовые ресурсы используются: на финансирование общегосударственных расходов; национальной обороны, правоохранительной деятельности и обеспечение безопасности государства; национальной экономики; охрану окружающей среды; здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры, средств массовой информации; образования и социальной политики и др.
Объем, состав и структура финансовых ресурсов государства устанавливаются в ходе разработки финансовой политики. Формы мобилизации финансовых ресурсов постоянно изменяются и совершенствуются. Важнейшим источником финансовых ресурсов государства выступает ВВП
Децентрализованные финансовые ресурсы – финансовые ресурсы организаций, индивидуальных предпринимателей – денежные поступления, доходы, которые формируются в процессе распределения стоимости ВВП, находятся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования и используются на расширенное воспроизводство и удовлетворение других их потребностей.
Формирование финансовых ресурсов субъектов хозяйствования осуществляется за счет определенных источников. В частности, первоначальное формирование собственных финансовых ресурсов происходит в момент учреждения субъекта хозяйствования, когда образуется его уставный фонд (уставный капитал).
На действующих предприятиях формирование финансовых ресурсов может осуществляться за счет следующих групп источников:
1) собственных и приравненных к ним средств: прибыли организаций; других форм денежных накоплений; минимальной задолженности по заработной плате работникам, по авансам заказчиков за выполнение определенных работ; по налоговым и неналоговым платежам, отчислениям;
2) мобилизуемых на финансовом рынке: поступлений от продажи собственных ценных бумаг (акций, облигаций); дивидендов и процентов по ценным бумагам других эмитентов; банковских кредитов; доходов по операциям с иностранной валютой и драгоценными металлами;
3) поступающих в порядке перераспределения: сумм страховых возмещений по наступившим рискам; бюджетных субсидий; сумм, поступающих от вышестоящих организаций из отраслевых фондов; паевых (долевых) взносов.
Использование децентрализованных финансовых ресурсов менее регламентировано, чем централизованных ресурсов. Оно осуществляется по следующим направлениям: финансирование текущих потребностей деятельности организации с целью обеспечения нормального функционирования производства; уплата предусмотренных действующим законодательством налогов и платежей в бюджет; внесение страховых взносов по обязательным видам страхования; возврат заемных средств, уплата процентов за пользование кредитами; финансирование расходов, связанных с расширением производства; осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги; материальное стимулирование работников, оказание услуг социального характера работникам и членам их семей; финансирование благотворительной деятельности, спонсорства.
Финансовые ресурсы и капитал. Финансовые ресурсы, вложенные в производство и приносящие прибыль, образуют капитал. Он выступает в качестве превращенной формы финансовых ресурсов и делится на собственный и заемный капитал. Соотношение собственного и заемного капитала образует финансовую структуру капитала. Финансовые ресурсы, направленные на содержание объектов социальной сферы, числящиеся на балансе организаций, на создание резервных фондов, фондов потребления, капиталом не являются, так как не создают прибавочной стоимости. Следовательно, понятие финансовые ресурсы шире, чем понятие капитал.
Таким образом, финансовые ресурсы – денежные поступления, доходы, накопления, находящиеся в собственности либо в распоряжении субъектов хозяйствования, государства, аккумулируемые в различных фондах денежных средств, как централизованных, так и децентрализованных и используемые в соответствии с их целевым назначением.
Вопросы для повторения:
1. Каковы исторические условия возникновения финансов?
2. В чем состоит социально-экономическая сущность финансов?
3. Какие виды денежных отношений включаются в понятие финансов?
4. Дайте определение финансов государства.
5. Раскройте причины необходимости финансов в условиях рыночных отношений.
6. Дайте характеристику распределительной функции финансов.
7. Дайте характеристику контрольной функции финансов.
9. Раскройте понятие и содержание финансовых ресурсов государства.
10. Назовите источники формирования централизованных финансовых ресурсов.
11. Назовите источники формирования децентрализованных финансовых ресурсов.
12. Как соотносятся между собой категории «финансовые ресурсы» и «финансовый капитал»
.