Сущность и необходимость финансов

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, от­ражающей экономические отношения в процессе создания и использо­вания денежных средств. Их возникновение произошло в условиях пе­рехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребно­стями в ресурсах. Термин financia возник в XII-XV вв. и сначала обозначал любой денежный платеж.

В толковом словаре В.И. Даль определял термин «финансы», как «все, что касалось до прихода и расхода государства».

Финансы - экономические отношения, связанные с формировани­ем, распределением и использованием централизованных и децент­рализованных фондов денежных средств в целях выполнения функ­ций и задач государства, а также обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы – это стоимостная категория, но ее отличие от всех других стоимостных категорий в том, что это не просто деньги, а система денежных отношений, порождаемых государством, связанная с распределением и перераспределением стоимости ВВП и части национального богатства.

Деньги – категория более древняя по сравнению с финансами. Они появились в различных формах уже на заре развития человечества, как стихийно выделившийся товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Появление же финансов обусловлено возникновением государства.

Деньги – это всеобщий эквивалент.

Финансы – это система денежных отношений, связанных с формированием и использованием различных денежных фондов в процессе распределения и перераспределения ВВП.

Причины, порождающие финансы, это:

- существование государства;

- развитие товарно-денежных отношений;

- появление налогов в их денежной форме.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми.

Государственным финансам присущи три основных признака, действующих только в совокупности:

- это всегда денежные отношения;

- эти отношения вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер;

- они (эти денежные отношения) связаны с переаспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) ВВП.

Финансы - экономический инструмент распределения и перерас­пределения валового внутреннего продукта (ВВП).

Различают централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные финансы - экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах.

Децентрализованные финансы - денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий, организаций.

Сущность финансов проявляется в их функциях.

1) Распределительнаяфункция финансов заключае6тся в распределении и перераспределении НД между различными отраслями экономики и т.д.

2) Контрольная функция финансов заключается в контроле за распределением ВВП,НД по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

3) Стимулирующая (регулирующая) функция. Сущность ее состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлений. К таким финансовым рычагам относятся: бюджет; цены, тарифы; налоги; экспортно-импортные пошлины и др.

Финансовые ресурсы

Финансовые и ресурсы и финансы не тождественные понятия.

Финансовые ресурсы представляют собой материальное содержание финансов. Они образуются в результате распределения и перераспределения ВВП как обособившаяся часть денежного потока, оставшаяся в распоряжении предприятий и государства.

Финансовые ресурсы - денежные доходы и поступления субъектов хозяйствования и государства в лице его органов, предназначенные для целей расширенного воспроизводства, материального стимули­рования, удовлетворения социальных потребностей, нужд обороны и государственного управления.

Финансовые ресурсы формируются в основном из трех источников:

- средств, аккумулируемых в бюджетной системе в форме налогов и других доходов;

- средств внебюджетных фондов;

- ресурсов, используемых самими предприятиями (прибыли, амортизационных отчислений).

Формирование и использование финансовых ресурсов, характеризующих состояние финансов страны, отражаются в Сводном финансовом балансе (СФБ).

Финансовая система

Финансовая система - совокупность различных форм и методов, регламентирующих различные сферы финансовых отношений, по­зволяющих образовывать централизованные и децентрализованные фонды денежных средств.

В целом, вся финансовая система состоит из двух укрупненных подсистем:

- государственных и муниципальных финансов;

- финансов хозяйствующих субъектов.

Эти подсистемы в свою очередь в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, делятся на более частные подсистемы (звенья).

Государственные и муниципальные финансы включают:

- бюджетную систему, которая в свою очередь, состоит из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и местных бюджетов;

- государственные внебюджетные фонды;

- государственный кредит.

В сферу финансов хозяйствующих субъектов входят:

- коммерческие предприятия и организации;

- финансовые посредники (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты);

- некоммерческие организации.

Наиболее крупными подразделениями финансовой системы являют­ся три сферы финансовых отношений: государственные финансы; финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование. Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимо­связей.

В составе государственных финансов обычно выделяют три звена: бюджетная система государства; внебюджетные фонды; система го­сударственного кредита.

Бюджетная система — центральное звено, аккумулирующее ос­новную часть налоговых поступлений. Через нее финансируются важнейшие направления государственной политики (расходы, свя­занные с содержанием государственных органов власти, на оборо­ну, экономические и социальные цели). В федеративных государствах она состоит из трех звеньев: государственный бюджет; бюд­жет членов федерации (в России - субъектов Федерации); мест­ный бюджет.

Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральны­ми, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распро­страненными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы. Внебюджет­ные фонды имеют строго долевое назначение - расширить соци­альные услуги населению, стимулировать развитие отсталых от­раслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. Выделяют: Пен­сионный фонд РФ; Государственный фонд социального страхова­ния; Фонд обязательного медицинского страхования.

Государственный кредит объединяет в себе специфические финан­совые отношения, существующие для мобилизации государством дополнительных финансовых ресурсов, а также предоставления средств предприятиям, организациям, другим государствам на ус­ловиях срочности, платности, возвратности. В основном государ­ственный кредит - это финансовые отношения, связанные с ис­пользованием, мобилизацией дополнительных финансовых ресур­сов для бюджетной системы.

Финансы предприятий, учреждений и организаций - очень емкая сфера финансовых отношений, систематизировать которую достаточ­но сложно. Можно выделить такие звенья, как финансы предприя­тий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреж­дений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятель­ность; финансы общественных объединений.

В составе финансов предприятий, функционирующих на коммерчес­ких началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, тор­говых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, коопера­тивных, акционерных, частных и др.

Страхование выделено в отдельную группу в силу специфики стра­ховых отношений, включающих механизм формирования фондов страховых организаций, их использование, методами, отличными от применяемых в других сферах финансовых отношений. Здесь фи­нансовые отношения возникают по поводу формирования страховых фондов за счет страховых взносов, уплачиваемых страхователю с целью возмещения ущерба, возникающего у участников страхования при наступлении страховых случаев. Страхование включает в себя такие звенья: социальное страхование, имущественное страхование, личное страхование, страхование ответственности, страхование пред­принимательских рисков.

Финансовая политика - это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использо­вания финансов. Она позволяет соединить воедино потенциаль­ные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления). Во всех государствах финансовая политика реали­зуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:

• управление финансами с учетом специфики звеньев си­стемы финансов;

• общность функций всех финансовых учреждений;

• общее руководство центром при активном участии всех

нижестоящих органов управления.

Основными методологическими принципами проведения фи­нансовой политики, т.е. управления финансами, являются:

• зависимостьот конечной цели;

• макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хо­зяйства;

• соответствие интересам всех членов общества;

• использование экономических законов;

• учет внутренних и внешних экономических условий на осно­ве реальных возможностей.

Целью управления финансами является финансовая устойчи­вость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэко­номической сбалансированности, профиците бюджета, сниже­нии государственного долга, твердости национальной валюты, в конечном счете, в сочетании экономических интересов государст­ва и всех членов общества.

Конкретными методами и формами управления финансами служат:

- финансовое планирование;

- прогнозирование;

- программирование;

- финансовое регулирование;

- финансовый контроль;

- принятие финансового законодательства;

- система методов мобилизации финансовых ресурсов.

В результате действия финансовой политики осуществляется пере­распределение ВВП, обеспечивающее выравнивание уровней раз­вития субъектов Федерации, сочетание интересов всех хозяйству­ющих субъектов.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:

• Президент Российской Федерации (администрация Прези­дента) — регламентирует деятельность финансовой систе­мы, подписывает бюджетный план, имеет право “вето” на финансовое законодательство, принятое Парламентом.

• Парламент Российской Федерации (Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государствен­ной Думы) — устанавливает налоги, сборы, неналоговые пла­тежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финан­совое законодательство (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс).

• Правительство Российской Федерации — рассматривает фе­деральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реали­зацию финансовой политики, является Министерство фи­нансов Российской Федерации. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в Российской Федерации, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

• Министерство финансов Российской Федерации:

- осуществляет методическое руководство в сфере финансо­вого планирования и финансирования отраслей хозяй­ства;

- организует разработку федерального бюджетного плана;

- принимает активное участие (совместно с Министерст­вом экономики Российской Федерации) в разработке баланса финансовых ресурсов страны.

На Министерство финансов Российской Федерации возложе­ны организация исполнения федерального бюджета, проведения мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению.

Министерству финансов Российской Федерации предоставлены широкие права:

- получать от министерств, ведомств, предприятий, учрежде­ний материалы, необходимые для составления и исполне­ния бюджетного плана;

- ограничивать и приостанавливать финансирование, в случае нарушения финансовой дисциплины;

- проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной и фи­нансовой политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует дея­тельностью других кредитных институтов.

Для контроля за выполнением финансового законодательства создан специальный контрольный орган — Счетная палата Рос­сийской Федерации, ее основным назначением является кон­троль за федеральными денежными средствами. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному Собра­нию. Возглавляет Счетную палату председатель, назначаемый Го­сударственной Думой на 6 лет.

Проведение финансовой политики в субъектах федерации, их административно-территориальных и муниципальных образова­ниях осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

Финансовое планирование и прогнозирование

В экономической литературе планирование представляют как деятельность по принятию решений, ориентированную на буду­щее. Можно подвести понятие “планирование” под более общее определение через “планомерность”, которая означает объектив­ную необходимость и возможность согласования деятельности хо­зяйствующих субъектов. А именно, планирование — это практиче­ская реализация планомерности, т.е. осознанная деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности1. При­менительно к финансовому планированию - это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность - рациональное соотношение ме­жду величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по пред­приятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотноше­ния может стимулировать либо ограничивать их развитие.

Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на показате­лях плана социально-экономического развития, направлено на ко­ординацию деятельности всех органов финансовой системы. От­носительная обособленность отдельных звеньев системы финан­сов предопределяет необходимость разработки системы финансо­вых планов, отражающих:

- особенности форм и методов образования и использования денежных фондов;

- отраслевое и территориальное перераспределение финансо­вых ресурсов.

Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выра­жается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, ко­торые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором от­ражается движение бюджетного фонда, формы и методы его обра­зования и использования, структура доходов и расходов.

Движение внебюджетных фондов отражается соответственно в финансовых планах (сметах) доходов и расходов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязатель­ного медицинского страхования. Доходная часть формируется за счет ЕСН и добровольных взносов юридических и физических лиц. Во внебюджетные фонды частично поступают бюджетные средства, при недостатке средств допускается заимствование средств внебюджетных фондов друг у друга. Таким образом, вне­бюджетные фонды тесно связаны между собой и с бюджетным фондом.

Важное место в обеспечении пропорциональности и сбаланси­рованности общественного воспроизводства, регулировании де­нежного обращения занимаетСводный финансовый баланс госу­дарства (баланс финансовых ресурсов - БФР), а также балансы доходов и расходов каждого субъекта Федерации. Эти документы разрабатываются Министерством экономики РФ при активном участии Министерства финансов РФ и других подразделений фи­нансовой системы. В балансе отражается формирование и исполь­зование ресурсов, планируемых в составе бюджетного фонда, вне­бюджетных фондов, страхового фонда, кредитного фонда, денеж­ных фондов предприятий и организаций, денежных средств граж­дан. Балансовый метод позволяет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе страны, субъектов федерации, местных адми­нистраций; эффективно и обоснованно перераспределить средст­ва между всеми хозяйствующими субъектами. Сводный финансо­вый баланс объединяет в единую систему все финансовые планы, его показатели принимаются за основу при составлении бюджет­ного и кредитного планов и других финансовых планов.

Непосредственно взаимосвязанным со сводным финансовым балансом является другой синтетический баланс - баланс денежных доходов и расходов населения. В нем отражается движение де­нежных ресурсов населения в наличной и безналичной форме:

• заработная плата;

• доходы от индивидуальной трудовой деятельности;

• пенсии и пособия;

• стипендии;

• доходы от обмена товарами между группами населения;

•оплата товаров и услуг;

• налоги и добровольные взносы;

• сбережения во вкладах и займах.

Баланс определяет пропорции между доходами и расходами на­селения, отражает рост оплаты труда и пенсионного обеспечения, увеличение объемов товарного предложения. В связи с этим ба­ланс денежных доходов и расходов населения имеет большое зна­чение для планирования наличного денежного оборота, рознично­го товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется по стране в целом и субъектам федерации Минис­терством экономики РФ с участием Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ и других органов финансовой системы.

Показатели финансовых планов являются исходным материа­лом для анализа финансового положения государства, информа­ционной основой (базой) перспективного планирования. Систе­ма финансовых планов позволяет выявить объективные взаимо­связи и долговременные тенденции изменения структуры источ­ников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, определяющие развитие этих тенденций в будущем.

Финансовое прогнозирование - предвидение возможного финансово­го положения государства, обоснование показателей финансовых пла­нов. Прогнозы могут быть среднесрочными (5-10 лет) и долгосроч­ными (более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общест­ва. Целью финансового прогнозирования является определение ре­ально возможного объема финансовых ресурсов, источников фор­мирования и их использования в прогнозируемом периоде. Про­гнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, фор­мы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое прогнозирование предполагает применение раз­личных методов:

• построение эконометрических моделей, описывающих дина­мику показателей финансовых планов в зависимости от фак­торов, определяющих (влияющих на) экономические про­цессы;

• корреляционно-регрессионный анализ;

• метод непосредственной экспертной оценки.

Финансовое программирование — метод финансового планирования использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достиже­ния, предполагает:

• установление приоритетов государственных расходов по на­правлениям;

• повышение эффективности расходования Государственных средств;

• прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономи­ческих факторов (ресурсных). При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциаль­ные потери от недостижения цели. Программирование, как важ­ный метод согласования кратко- и долгосрочных целей и мер в об­ласти финансовой политики, должно активно использоваться в современной практике финансового планирования.

Финансовое программирование используется в развитых стра­нах с 60-х годов. Суть его заключается в составлении 5-летних “скользящих” планов расходов. Каждый год план корректируется на основе ожидаемого исполнения показателей плана текущего го­да. Показатели при этом передвигаются (скользят) по 5-летней шкале на год (следующий за отчетным) вперед. Плановые показа­тели 1-го предстоящего года являются директивными (обязатель­ными), а последующих 4-х лет - ориентировочными.

В настоящее время в Российской Федерации используются це­левые комплексные программы, представляющие систему науч­но-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, направленных на достижение производственных це­лей, сбалансированности по ресурсам и исполнителям.

Наши рекомендации