Взаимоотношения Банка России с международными и валютно-кредитными инструментами
Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.
Банк России вправе запросить центральный банк и орган банковского надзора иностранного государства о предоставлении информации или документов, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций, а также вправе предоставить органу банковского надзора иностранного государства указанные информацию или документы, которые не содержат сведений об операциях кредитных организаций и их клиентов, при условии обеспечения указанным органом банковского надзора режима сохранности информации, соответствующего установленным законодательством Российской Федерации требованиям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к Банку России. В отношении информации и документов, которые получены от центральных банков и органов банковского надзора иностранных государств, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством Российской Федерации, с учетом требований, установленных законодательствами иностранных государств.
Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральными законами.
Увеличение размера уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов регулируется федеральными законами.
Банк России устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.
Банк России является органом валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эти функции в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и иными федеральными законами.
Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства на территориях иностранных государств.
16 Банковское регулирование и надзор: элементы и методы, нормы и требования. Виды надзора, характеристика.
Регулирование деятельности коммерческих банков осуществляется с использованием соответствующих экономических нормативов. Экономические нормативы деятельности коммерческих банков имеют следующие особенности:
1) нормативы делятся на обязательные для исполнения коммерческими банками и оценочные. Оценочные нормативы применяются для детализации обязательных нормативов и служат для более углубленного анализа ликвидности и устойчивости банка;
2) все существующие нормативы дифференцированы применительно к типу коммерческого банка. При этом Центральный банк Российской Федерации исходит из того, что коммерческие банки, созданные на основе ранее действовавших специализированных банков, являются более финансово устойчивыми и ликвидными, чем вновь организующиеся банки.
Экономические нормативы включают следующие показатели:
1) норматив достаточности капитала;
2) нормативы ликвидности баланса банка;
3) нормативы ограничения крупных рисков привлечения и размещения ресурсов.
С помощью экономических нормативов, устанавливаемых Центральным банком России, регулируется, во-первых, абсолютный и относительный уровень собственного капитала банка, во-вторых, ликвидность его баланса, в-третьих, диверсификация активных и пассивных операций кредитного учреждения, в-четвертых, создание каждым банком централизованных резервов для обеспечения финансовой устойчивости банковской системы страны.
Для соблюдения экономических нормативов в коммерческих банках создается система анализа и контроля. Данной работой занимается группа аналитиков, которая разрабатывает специальные методики анализа.
Анализ экономических нормативов в коммерческих банках проводится по следующим направлениям:
1) сравнение фактических значений показателей с нормативными данными;
2) изучение динамики изменений анализируемых показателей;
3) выявление факторов, которые оказывают влияние на изучаемые показатели.
На первом этапе анализа необходимо составить таблицу, которая будет характеризовать фактический уровень экономических нормативов в сопоставлении с их предельными значениями.
На втором этапе необходимо проверить соответствие каждого показателя его нормативному уровню.
На третьем этапе рассматриваются показатели в динамике. Аналитик банка должен убедиться в устойчивости или случайности ситуации.
Далее должен проводиться пофакторный анализ наиболее существенных отклонений. Если наблюдается устойчивая отрицательная тенденция, то такой анализ осуществляется по ряду дат, чтобы выявить причины отклонений.
Банковский надзор проводится в следующих направлениях:
1) Регулирование допуска на рынок банковских услуг
В соответствии с Федеральным законом «О Цен тральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и задачами, определенными в Стратегии развития банковского сектора Российской Феде рации, Банк России, принимая решение о допуске на рынок банковских услуг, о государственной регистрации новых кредитных организаций и выдаче им лицензий на осуществление банковских операций, осуществляет контроль за соблюдением требований, установленных банковским законодательством и нормативными актами Банка России:
¾ по обеспечению минимального размера уставного капитала вновь создаваемой кредитной организации;
¾ по формированию уставного капитала кредитной организации собственными денежными средствами инвесторов;
¾ по соблюдению установленного предельного раз мера оплаты уставного капитала в неденежной форме в случае внесения определенных видов имущества (здания, помещения);
¾ по обеспечению прозрачности структуры собственности кредитных организаций;
¾ по финансовому положению учредителей (участников) кредитной организации;
¾ по соответствию кандидатов на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера кредитной организации и его заместителей установленным Банком России квалификационным требованиям и требованиям к их деловой репутации, позволяющим занимать соответствующую должность в органах управления кредитной организации. Банком России контролировались крупные (более 20%) приобретения акций (долей) кредитных организаций.
2) Дистанционный надзор
Поддержание стабильности банковского сектора, защита законных интересов кредиторов и вкладчиков кредитных организаций, а также принятие обоснованных решений в сфере банковского регулирования и надзора являются приоритетами политики Банка России в области дистанционного надзора.
Действия Банка России в области дистанционного надзора направлены на реализацию проактивной функции банковского надзора и включают совершенствование компоненты системы раннего предупреждения, базирующейся на данных документарного анализа, формирование подходов к надзору на консолидированной основе, развитие подходов к оценке рисков и финансовой устойчивости кредитных организаций и оптимального режима банковского надзора. При этом в данной работе все больше значения придается принципу мотивированного (профессионального) суждения.
3) Текущий надзор. В сфере методологии и организации текущего надзора Банк России осущестлвяет приведение действующей системы регулирования деятельности банков в соответствие с принятыми в международной практике подходами, ориентируясь, прежде всего, на Основополагающие принципы эффективного банковского надзора. Проводится работа по изменению подходов в организации надзора в части смещения акцентов в надзорной работе с оценки номинального соблюдения кредитными организациями установленных требований на оценку устойчивости кредитных организаций (рискориентированный или содержательный надзор).
4) Инспектирование кредитных организаций
С целью обеспечения принятия обоснованных решений в сфере банковского регулирования и банковского надзора осуществляются проверки кредитных организаций на месте. Инспекционная деятельность Банка России направлена на оценку финансового состояния и перспектив деятельности кредитных организаций на основе рискориентированного подхода к выявлению существующих и потенциальных проблем в деятельности кредитных организаций. Особое внимание при этом уделяется оценке величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций, качества активов кредитных организаций, систем управления риска ми и эффективности организации внутреннего контроля.