Основные изменения с 2014г
В помощь бухгалтеру | |
С 01.01.2014 величина МРОТ для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования установлена в размере 5554 руб. | Федеральный закон от 02.12.2013 N 336-ФЗ <12> |
Изменились правила заполнения платежных документов при перечислении денежных средств в бюджет РФ | Приказ Минфина России от 12.11.2013 N 107н <13> |
Вопрос: Налоговый орган в рамках проведения выездной налоговой проверки одновременно предъявил организации 50 требований о представлении документов, при этом в каждом требовании указывалось большое количество документов (150 - 200 шт.). Документы по 20 из них организация не смогла представить в установленный срок. В связи с непредставлением организацией в установленный срок документов налоговый орган привлек ее к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ. Может ли то обстоятельство, что на исполнении у организации одновременно находилось 50 требований о представлении документов, при этом в каждом требовании указывалось много документов, быть признано обстоятельством, освобождающим организацию от налоговой ответственности (налогоплательщик уведомлял налоговый орган о невозможности представления в срок требуемых документов)?
Ответ: Исходя из сформировавшейся судебной практики то обстоятельство, что на исполнении у организации одновременно находилось 50 требований о представлении документов, при этом в каждом требовании указывалось большое количество документов, может быть признано обстоятельством, освобождающим организацию от налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ.
Вопрос: Организация получила из ИФНС России по факсу требование предоставить в налоговый орган информацию по сделке. Обязана ли она исполнять требование, присланное по факсу?
Ответ: Налоговые органы могут передать налогоплательщику требование в том числе по факсу. Организация обязана исполнить данное требование.
Обоснование: В соответствии со ст. 93.1 Налогового кодекса РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию). Такое истребование может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (его заместителя) ИФНС России при назначении мероприятий налогового контроля.
Вне рамок проведения налоговой проверки, если возникает необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе также истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Налоговый орган направляет поручение об истребовании документов (информации) по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). Формы Требования о представлении документов (информации) (Поручения об истребовании документов (информации)) утверждены Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".
Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение 5 дней со дня получения и в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы (информация), вправе продлить срок представления этих документов (информации). При этом в соответствии со ст. 93 НК РФ истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Отказ лица от представления документов или непредставление их в установленные сроки могут повлечь ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.
Согласно ст. 31 НК РФ формы и форматы документов, которые используются налоговыми органами при реализации ими своих полномочий, порядок их заполнения и порядок их представления в электронном виде по телекоммуникационным каналам утверждаются ФНС России.
В соответствии с п. 1 ст. 93 и п. 4 ст. 93.1 НК РФ требование о представлении документов может быть передано руководителю организации (или законному либо уполномоченному представителю организации) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ). Прямого запрета передать требование по факсу эти нормы не содержат.
Между тем возможность подписания требования аналогом подписи уполномоченного должностного лица ИФНС России допускается ст. 160 Гражданского кодекса РФ. Главное, чтобы письменная форма требования была соблюдена. В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского законодательства, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено в НК РФ.
Нормы НК РФ прямо не запрещают налоговым органам направить требование о представлении документов и информации по факсу. Аналогичный вывод следует и из анализа судебной практики (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 09.10.2008 N КА-А40/8835-08).
Таким образом, требование, упомянутое в вопросе, может быть передано налогоплательщику и по факсу.
ВОПРОС по ст. 93 НК РФ: При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ. Документы в соответствии с п. 3 ст. 93 налогоплательщик должен представить в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования. Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Данный срок исчисляется в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1). Течение срока начинается на следующий день после дня вручения требования о представлении документов (п. 2 ст. 6.1). При этом датой вручения требования признается дата его фактического получения налогоплательщиком (его представителем). В соответствии с п. 8 ст. 89 срок проверки начинает исчисляться с даты вынесения руководителем налогового органа решения о проведении выездной проверки. Окончание срока определяется днем составления справки о проведенной выездной проверке. 10-дневный срок для представления документов по требованию не продляет срок проведения выездной проверки, установленный п. 8 ст. 89.
Вопрос: Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ в случае необходимости налоговый орган, проводящий проверку, вправе ознакомиться с подлинниками документов, в каких случаях возникает такая необходимость?
Ответ: Необходимость ознакомления с подлинниками документов определяется должностным лицом налогового органа, проводящим проверку. Согласно п. 12 ст. 89 ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 НК РФ.
Вопрос: Согласно п. 5 ст. 93 НК РФ налоговые органы не вправе повторно запрашивать документы, которые ранее налогоплательщик представлял в виде заверенных копий при проведении камеральных и выездных проверок. Исключение составляют случаи, когда документы были утрачены вследствие непреодолимой силы. Разъясните, пожалуйста, что это за случаи?
Ответ: Обстоятельства непреодолимой силы - это форс-мажорные обстоятельства, к которым могут быть отнесены технологические катастрофы, стихийные бедствия (пожары, землетрясения, наводнения), военные действия, другие чрезвычайные ситуации.
В настоящее время сложилась противоречивая арбитражная практика в отношении оформления требования о представлении документов на основании ст. 93 и 93.1 НК РФ. Хотелось бы знать позицию Управления ФНС по Красноярскому краю, какие сведения должны содержаться в требовании, чтобы налогоплательщик точно мог определить состав и объем документов для проверки. Вправе ли налогоплательщик отказаться от исполнения требования, содержащего общие наименования документов, документов без указания периода их составления, а также количества истребуемых документов?
В порядке, установленном ст. 93 НК РФ, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. При этом налоговым законодательством не установлена обязанность указывать в требовании точные наименования документов, их реквизиты, а также количество, поскольку налоговому органу неизвестно, какие конкретно документы оформлены налогоплательщиком при осуществлении хозяйственных операций в проверяемом налоговом периоде. В данной ситуации требование о представлении документов должно содержать информацию, позволяющую налогоплательщику идентифицировать запрашиваемые документы об объектах налогообложения, а также период, к которому эти документы относятся, независимо от периода их составления. Необходимые документы, их наименование и количество должны быть определены налогоплательщиком самостоятельно.
При наличии обстоятельств истребования необходимых для налоговой проверки документов либо в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе в порядке, установленном ст. 93.1, истребовать эту информацию у участников сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. В этом случае в требовании должны быть указаны наименования, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки документов, период, к которому они относятся (Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.03.2009 N 16896/08).
Налоговый кодекс не исключает возможность в случае неясности относительно запрашиваемой информации лицу, получившему требование о представлении документов, обратиться в налоговый орган за уточнением, но не предусматривает основания для оставления налогоплательщиком этого требования при наличии запрашиваемых документов без исполнения. Невыполнение требования инспекции о представлении документов является основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 126 или 129.1 НК РФ.
Вопрос: В каких случаях может быть назначена проверка, выходящая за рамки 3-летнего периода, и по каким налогам с учетом изменений, внесенных в статью 89 НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ?
Ответ: Порядок исчисления периода, подлежащего налоговому контролю, установлен п. 4 ст. 89 НК РФ, согласно которому в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. С учетом изменений в п. 4 ст. 89 НК РФ, внесенных Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ со 2 сентября 2010 г., в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, за который представлена уточненная декларация, в том числе за период, превышающий 3-летний срок, предшествующий году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Выездная налоговая проверка за период, выходящий за рамки 3-летнего периода, может быть проведена только по налогу, по которому представлена уточненная декларация.
Вопрос: Если налогоплательщик подал уточненную декларацию не к уменьшению налога, а к увеличению, обязательно ли назначение выездной проверки за период, превышающий 3 года? Как быть, если документы, относящиеся к периоду, за который подана уточненная декларация, уже уничтожены в связи с истечением сроков хранения?
Ответ: При представлении уточненной налоговой декларации не к уменьшению налога, а к увеличению обязательного назначения выездной налоговой проверки НК РФ не предусмотрено. Из заданного вопроса не понятно, на основании каких документов налогоплательщиком определены налоговые обязательства в сторону увеличения в представленной уточненной декларации в случае уничтожения документов, относящихся к периоду, за который представлена уточненная декларация.
Сроки хранения документов для разных целей установлены в разных законодательных актах. Для целей бухгалтерского учета - в Законе о бухучете от 21.11.1996 N 129-ФЗ, для целей налогового учета - в пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона "О бухгалтерском учете" организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет. Порядок хранения, комплектования, учета и использования архивных документов организаций (независимо от форм собственности) и предпринимателей регулируется Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации". Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558 утвержден "Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения". По общему правилу срок хранения документа начинает течь с 1 января года, следующего за тем, когда этот документ последний раз использовался как основание для отражения операций.
Если у вас без уважительной причины не будет каких-либо первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета, в том числе из-за того, что вы избавились от них раньше срока, установленного НК РФ, то налоговые органы вправе взыскать штрафные санкции за отсутствие первичных документов и их непредставление в соответствии со статьями 120, 126 НК РФ.