Налоговый контроль. Его виды, формы, методы
Виды налогового контроля. В зависимости от субъекта, осуществляющего контроль, выделяют:
1) государственный контроль, проводимый уполномоченными на то государственными органами (налоговыми, таможенными, органами государственных внебюджетных фондов);
2) негосударственный контроль: а) внутренний аудит - первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб организации. Он предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов и уплаченных в бюджет налоговых платежей, а также качества составления налоговых расчетов и отчетов; б) внешний аудит — налоговый контроль со стороны специализированных фирм или аудиторов, получивших на это соответствующее разрешение — лицензию Министерства финансов России.
По времени проведения налогового контроля различают: ^предварительный контроль — проверка до начала отчетного периода по конкретному виду налога либо, например, для принятия решения об изменении сроков уплаты налога;
2) текущий (оперативный) контроль - проверка в пределах отчетного периода по окончании контролируемой операции;
3) последующий (периодический) контроль — проверка по итогам определенного отчетного периода с целью установления соблюдения требований налогового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, а также вскрытия нарушений и принятия мер к их устранению.
Налоговый контроль можно определить как особый организационно-правовой механизм, представляющий собой систему взаимосвязанных элементов, посредством которого обеспечивается надлежащее поведение обязанных лиц по уплате налогов и сборов, а также исследование и установление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий и применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Налоговый кодекс устанавливает следующие формы проведения налогового контроля (ст. 82 НК РФ):
налоговые проверки;
получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
проверки данных учета и отчетности;
осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
другие формы.
Под методами налогового контроля понимают приемы, способы или средства, применяемые сотрудниками контролирующих органов при его осуществлении. Выделяют документальный и фактический налоговый виды контроля, методы которых могут существенно различаться: •документальный контроль реализуется в первую очередь посредством и в процессе камеральных (то есть проводимых по предоставленным субъектом контроля бухгалтерским и иным юридически и фискально значимым документам, без выезда на место) проверок; его основные методы: - формальная, логическая и арифметическая проверка документов; - юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах; - встречная проверка, основывающаяся на том, что проверяемая операция находит отражение в аналогичных документах организации-контрагента и в других документах и учетных записях; - экономический анализ
20. Налоговые проверки: камеральные, документальные, встречные и др.
Налоговая проверка — это форма осуществления налогового контроля, позволяющая наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов и сборов и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах.
Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Для проведения камеральной налоговой проверки какого-либо специального решения руководителя налогового органа не требуется. Такая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями в течение трех месяцев со дня представления в налоговый орган налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Сроки представления декларации, а также перечень представляемых документов определяются в отношении каждого налога.
Основное содержание камеральной проверки — анализ налоговой отчетности, установление логической связи между показателями хозяйственной деятельности налогоплательщика, оценка достоверности представленных сведений.
В отличие от камеральной, для выездной налоговой проверки требуется решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента может проводиться по одному или нескольким налогам.
Встречные налоговые проверки
Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).
Встречная проверка состоит в истребовании документов о деятельности проверяемого налогоплательщика, имеющихся у других лиц, с последующим сопоставлением их данных с данными, отраженными в документах самого проверяемого налогоплательщика, с целью оценки достоверности данных.