Из салической правды (lex salica) 7 страница
3. Точно так же жена, которая находится под мужней властью того, кто умирает, является “своей” наследницей, так как она занимает место дочери; равным образом и невестка, которая остается во власти сына (считается “своей” наследницей), так как она занимает место внучки...
4. “Своими” наследниками считаются также родившиеся по смерти отца, которые были бы под властью отца, если бы родились при его жизни.
8. Так как было принято, что внуки и внучки, равно правнучки наследуют вместо своего (агнатского) восходящего, то считали целесообразным... делить наследство не поголовно, а поколенно, так чтобы сын имел одну половину наследства, а два или более внуков от другого сына получали другую половину; ...если имеются внуки от двух сыновей, с одной стороны, один или два, с другой - три или четыре, то одна половина наследства принадлежит одному или двум, а другая - троим или четверым.
9. Если (после умершего) не было “своих” наследников, то наследство, по тому же самому закону XII таблиц, принадлежит агнатам.
10. Агнатами называются те лица, которые соединены гражданским родством; гражданским считается то родство, которое возникает через лиц мужского пола. Таким образом, братья, рожденные от одного и того же отца, суть агнаты по отношению друг к другу... Точно так же дядя по отцу будет агнатом по отношению к сыну брата, и в свою очередь последний будет агнатом по отношению к первому... Таким образом, мы могли бы насчитать много степеней агнатства.
11. Однако, закон XII таблиц дает наследство не всем агнатам одновременно, а только тем, которые находятся в ближайшей степени родства...
17. Если (после умершего) не оставалось ни “своих”, ни агнатов, то тот же закон XII таблиц призывает к наследованию родичей (гентилов). ...Но так как... все родовое (гентильное) право совершенно вышло из употребления, то мы считаем излишним толковать здесь об этом предмете слишком подробно.
18. В этих пределах заключаются по закону XII таблиц права наследства после лиц, умерших без завещания. Всякий может понять, какова была строгость и сжатость этого закона.
19. Так, например, эманципированные дети по этому закону не имеют никакого права на наследство агнатских восходящих, так как они перестают быть “своими” наследниками.
25. Но эта чрезмерная строгость права была впоследствии исправлена эдиктом претора.
26. Претор призывает всех детей, не имеющих по закону XII таблиц прав наследования, совершенно как если бы они были во власти восходящего еще во время его смерти, не делая разницы, будут ли они одни или совместно со “своими” наследниками, то есть теми, которые оставались во власти отца.
32. Лица, призываемые к наследованию претором, не делаются наследниками в силу закона... Но если претор предоставляет им (не право, а) владение наследственным имуществом, то они считаются как бы наследниками.
80. Однако, имущество не переходит к преторским наследникам (владельцам)... в полную собственность; но им предоставляется только обладание вещами; имущество делается их квиритскою собственностью только по истечении давности...
88. Теперь перейдем к обязательствам, главное деление которых распадается на два вида: каждое обязательство возникает или из договора, или из деликта.
89. Рассмотрим прежде те, которые происходят из договора; их четыре вида: именно они возникают вследствие передачи вещи, или торжественными словами, или письменным образом, или простым соглашением.
90. Обязательство заключается передачей вещи, например, когда дают в заем. Заем в тесном смысле возникает при тех вещах, которые определяются весом, счетом и мерою, как, например, наличные деньги, вино, масло, хлеб в зерне, медь, серебро, золото; эти вещи мы даем или счетом, или мерою, или весом для того, чтобы они сделались собственностью получающих и чтобы со временем были возвращены нам не те же самые вещи, но другие того же свойства и качества.
92. Обязательство словами заключается посредством вопроса и ответа, например: “Обязуешься торжественно дать? Обязуюсь. Обещаешь? Обещаю. Ручаешься? Ручаюсь. Сделаешь? Сделаю”.
93. Но что касается следующего вида словесного обязательства: “Обязуешься ли торжественно дать? Обязуюсь”. (Dari spondes? Spondeo), - то он свойственен только римским гражданам. Прочие же виды принадлежат общенародному праву и употребляются между всеми людьми, как между римскими гражданами, так и иностранцами...
97. Если то, что мы стипулируем, не может быть дано, то стипуляция будет ничтожна, например, если кто при помощи стипуляции будет требовать для себя свободного, которого считал рабом, или покойника, которого считал живым...
97а. Точно так же, если кто будет стипулировать, чтоб ему дали вещь, которой в действительности не существует..., то стипуляция будет недействительна.
98. Если, кто стипулирует с прибавлением невозможного условия, например, “если он коснется пальцем неба”, то стипуляция недействительна.
102. Кроме того, стипуляция недействительна, если кто-либо не отвечает на предложенный вопрос, или когда кто будет стипулировать, чтобы ты дал 10 сестерциев, а ты обещаешь 5 сестерциев, или я стипулирую безусловно, а ты обещаешь под условием.
104. Также недействительна стипуляция, когда я стипулирую от подвластного мне, или когда он стипулирует от меня. ...Раб и тот, кто в кабале, и дочь семейства, и жена, находящаяся во власти мужа, не могут обязываться не только по отношению к своему господину, но и по отношению к кому-либо другому.
106. Сумасшедший не может совершать никакого юридического акта, так как он не понимает, что делает.
107. Малолетний совершает законно всякую юридическую сделку, лишь бы только опекун принимал участие там, где утверждение опекуна необходимо...
108. То же самое правило применяется относительно женщин, состоящих под опекой.
128. Обязательство основывается на письменном документе, если, например, оно заносится в приходно-расходную книгу...
134. Кроме того, письменное обязательство возникает, по-видимому, вследствие долговых расписок... Этот вид обязательства свойственен иностранцам.
135. Обязательства возникают путем простого соглашения (между сторонами) при купле-продаже, найме, товариществе, поручении.
136. Говорят, что в этих случаях возникает обязательство в силу соглашения (consensus) сторон; поэтому нет никакой необходимости ни в словах, ни в письме, но достаточно, чтобы те, кто заключает обязательство, пришли к согласию. Вот почему такие сделки заключаются и между отсутствующими...
139. Купля и продажа заключается, как скоро сошлись в цене, хотя бы цена не была еще уплачена, и не был дан задаток, ибо то, что дается в виде задатка, есть только доказательство заключения контракта.
140. Цена должна быть определенная; в противном случае, если стороны определение покупной цены оставили на усмотрение третьего лица..., то, по мнению Лабеона, эта сделка недействительна; это мнение одобрил Кассий, но Офилий нашел, что здесь будет купля-продажа. Этого мнения придерживается Прокул.
141. Далее, цена должна состоять в денежной сумме; возник, однако, вопрос, ... могут ли быть ценою другие вещи: раб, платье, земля? Наши учителя думают, что цена может состоять и в другой какой-либо вещи. ...Как обыкновенно говорят, мена вещей образует куплю и продажу и есть древнейший вид купли-продажи; в доказательство приводят греческого поэта Гомера, который... говорит:
...Мужи Ахейские меной вино покупали:
Те за звенящую медь, за седое железо меняли,
Те за воловые кожи, иль за волов круторогих,
Те за своих полоненных...
и прочее.
Основатели другой школы были противоположного мнения: они думали, что мена вещей - одно, купля-продажа - другое...
142. Договор найма и купля-продажа подчинены одним и тем же законным правилам; договор найма признается заключенным тогда, когда точно определена наемная плата.
148. Товарищество мы обыкновенно заключаем или с тем, чтобы вступить в общение всем своим имуществом, или ради совершения какой-нибудь сделки...
149. Возник, однако, важный вопрос, можно ли заключить договор товарищества таким образом, что один получит большую выгоду или понесет меньшие убытки. Квинт Муций полагал, что такое соглашение противно сущности товарищества, но Сервий Сульпиций, мнение которого одержало верх, думал, что такое товарищество может состояться; ... Известно, что можно заключить договор товарищества и так, что один вносит деньги, другой их не вносит, а прибыль у товарищей общая, потому что часто труд одного равносилен деньгам (другого).
150. Известно и то, что если между товарищами не состоялось никакого точного соглашения насчет частей прибыли и убытка, то прибыль и убыток распределяются между ними поровну...
151. Товарищество продолжается до тех пор, пока существует взаимное соглашение членов; но если кто из товарищей выйдет из его состава, то товарищество прекращается.
152. Товарищество прекращается также вследствие смерти одного из членов, потому что тот, кто заключает договор товарищества, выбирает себе определенное лицо.
154. Товарищество прекращается также, если продается публично или частным образом имущество одного из членов.
154а. Товарищество, о котором мы говорим, то есть то, которое заключается путем простого соглашения, принадлежит к общенародному праву, таким образом, оно применяется между всеми людьми по началам естественного разума.
155. Поручение имеет место, если мы доверяем совершение известных действий для нас самих или в интересах другого...
157. Известно, что нет обязательства, если кто дает поручение на такую вещь, которая противна добрым нравам, например, когда я поручу тебе обворовать Тиция или нанести обиду.
162. ...Следует знать, что иск о поручении имеет место всякий раз, когда поручение есть безвозмездное; но коль скоро определяется вознаграждение, то образуется наем...
163. Изложив виды обязательств, проистекающих из договора, мы должны помнить, что мы приобретаем их не только сами, но также через лиц, состоящих в нашей господской, отцовской, супружеской власти...
168. Обязательство исполняется преимущественно платежом должного...
169. Равным образом прекращается обязательство через акцептиляцию: акцептиляция есть воображаемая уплата. И в самом деле, если ты желаешь простить мне то, что я тебе должен по вербальному обязательству, то можешь это достигнуть, если позволишь мне произнести следующие определенные слова: “Получил ли ты то, что я тебе обещал?”, а ты ответишь: “Получил”.
173. Есть еще другая форма символической уплаты посредством меди и весов, которая была принята в определенных случаях, если, например, следует что-либо на основании юридического акта, заключенного посредством меди и весов, или, если долг возник по судебному решению.
174. Присутствуют при этом обряде не менее пяти свидетелей и весовщик. ...Тот, кто освобождается от долга, должен произнести следующие слова: “Так как меня присудили дать тебе столько-то тысяч, то я, ради этого, освобождаю себя от тебя посредством этого металла и медных весов, так как я тебе уплатил эти деньги, первые и последние, согласно обязательному закону (XII таблиц)”. Затем он прикасается ассом к весам и передает его в руки того, кем освобождается, как бы в уплату.
176. Кроме того, обязательство погашается обновлением, если я, например, стипулирую, чтобы то, что ты мне должен, было дано Тицием. Ибо со вступлением нового лица возникает новое обязательство, а первое, перенесенное в последующее, прекращается...
182. Перейдем теперь к обязательствам, возникающим из деликтов, если, например, кто-либо совершил воровство, разграбил имущество, причинил убыток, нанес обиду; обязательства, возникающие во всех этих случаях, относятся к одному роду...
183. По мнению Сервия Сульпиция и Масурия Сабина, воровство бывает четырех видов: manifestum, nec manifestum, conceptum и oblatum. Лабион принимает два вида: явное (manifestum) и тайное (nec manifestum), но не соглашается признать воровством два последних вида, усматривая в них лишь виды исков о воровстве. Последнее, по-видимому, справедливо.
184. По мнению некоторых, явное (manifestum) воровство будет тогда, когда вор застигнут при совершении преступления; другие же ... полагают, что явное воровство будет тогда, когда вор уличен на месте преступления, если, например, кража... винограда в винограднике открыта в то время, когда вор еще находится... в винограднике; если украдено в доме, например, подушка, то кража будет явная, если она открылась, пока вор в доме. Третьи называют явным - воровство всякой вещи до тех пор, пока она не перенесена в то место, куда вор решил ее перенести; наконец, есть такие, которые считают кражу явною до тех пор, пока вора видят с вещью в руках...
185. Из сказанного видно, что такое воровство тайное; ибо то, которое не есть явное, конечно, будет тайное.
186. Воровство называется conceptum, если похищенная вещь отыскивалась у кого-либо в присутствии свидетелей и была найдена; против него, хотя бы он не был вором, установлен особый иск, который называется acto concepti.
187. Воровство называется oblatum, когда похищенная вещь будет принесена к тебе кем-либо и найдена у тебя; если, например, вещь была дана тебе с тем намерением, чтобы ее нашли лучше у тебя, чем у того, кто тебе ее дал. Ибо ты, у которого вещь найдена, имеешь против того, кто ее принес, хотя бы он и не был вором, особый иск, который называется actio oblati.
188. Есть еще иск prohibiti furti против того, кто воспрепятствует разысканию воровства.
189. Наказание за явную кражу по законам XII таблиц было суровое. Свободный гражданин после телесного наказания присуждался в рабство лицу пострадавшему; ...раб после телесного наказания присуждался к смертной казни. Но впоследствии такая жестокость наказания была отвергнута, и преторским эдиктом установлен был особый иск как против свободного лица, так и против раба со штрафом, вчетверо больше цены украденной вещи.
190. За тайное воровство взыскивался, по закону XII таблиц, двойной штраф, который сохранен претором.
191. Наказание за кражу conceptum и oblatum, по закону XII таблиц - штраф втрое больше против цены вещи; этот штраф также одобряется претором.
192. За furtum prohibitum введен эдиктом претора иск со штрафом вчетверо.
195. Воровство бывает не только тогда, когда кто-либо уносит чужую вещь, но вообще, когда кто присваивает себе чужую вещь вопреки воле ее хозяина.
196. Таким образом, если кто пользуется вещью, отданной ему на хранение, то он совершает воровство. Если кто получит вещь для определенного пользования и обратит ее на другое употребление, то он отвечает как вор...
197. Впрочем, те, которые обращают данные в ссуду вещи не на то пользование, на которое они их получили, совершают воровство только тогда, когда они знают, что делают это вопреки воле собственника, который не позволил бы это, если бы узнал; если же они уверены в позволении, то, по-видимому, нет преступления воровства; ...потому что нет воровства: коль скоро нет умысла украсть.
200. В известных случаях совершают даже воровство своей вещи, если, например, должник похитит вещь, данную кредитору в залог; или, если я тайком отберу свою вещь от добросовестного ее владельца. Поэтому решено: тот, кто скрывает, что к нему возвратился раб, которым добросовестно владел другой, совершает воровство.
202. Иногда подвергается ответственности за воровство тот, кто сам воровства не совершал, как, например, тот, при помощи или по совету которого совершено воровство.
208. Наконец, следует знать, что возник вопрос, совершает ли малолетний воровство, унося чужую вещь. Большинство решило, что так как воровство образуется из желания украсть, то малолетний только тогда отвечает за это преступление, когда он в возрасте, близком к совершеннолетию, и вследствие этого сознает свое преступление.
209. Тот, кто грабит чужие вещи, отвечает по иску о краже; в самом деле, кто более захватывает чужую вещь против воли собственника, если не тот, кто насильно отнимает ее? И поэтому правильно сказано, что такой человек - бесчестный вор. Но претор ввел особый иск на случай такого преступления, который называется иском имуществ, отнятых насилием, и влечет за собой в течение года четвертной штраф, по прошествии года - простой. Этим иском можно пользоваться, хотя бы кто отнял одну вещь, даже самой незначительной ценности.
210. Иск о вреде незаконно причиненном, установлен Аквилиевым законом, в первой главе которого постановлено, что, если кто незаконно убьет чужого раба или чужое четвероногое домашнее животное, тот обязывается уплатить хозяину высшую рыночную стоимость убитого за этот год.
211. Незаконно убивающим считается тот, по умыслу или по вине которого совершается убийство; и нет никакого другого закона [7], по которому можно было бы взыскать штраф за убыток, причиненный непротивозаконным образом; вследствие этого не подвергается наказанию тот, кто причинил вред как-нибудь случайно, без вины и умысла.
212. ...Не только тело убитого оценивается в иске этого закона, но если, например, кто убьет раба и собственник понесет убыток, превышающий стоимость самого раба, то и это берется во внимание; например, убили моего раба, назначенного кем-либо наследником, прежде чем он по моему приказанию вступил торжественно во владение наследством. В этом случае берется во внимание не только стоимость его самого, но и потерянного наследства. Равным образом, если будет убит один из пары коней, или из труппы актеров, или музыкантов, то делается оценка не только убитого, но принимается в расчет и то, что потеряли в цене и прочие, оставшиеся в живых. То же правило применяется и в том случае, когда убьют одного мула из пары или одну лошадь из четверки.
213. Тот, чей раб убит, волен обвинить убийцу в уголовном преступлении, или отыскивать ущерб по этому (Аквилиеву) закону.
214. Прибавленные в этом законе слова: какая в том году будет наивысшая цена на данный предмет - выражают то, что если убьют, например, хромого или одноглазого раба, который в том году не имел еще таких телесных недостатков, то оценка делается не по тому, сколько он стоит, будучи хромым или одноглазым, а сколько стоил бы без недостатков. Благодаря этому иногда получают больше, чем получили убытку.
217. В третьей главе (Аквилиева закона) заключаются постановления, касающиеся всякого другого вреда. Итак, если кто ранит раба или четвероногое домашнее животное, или ранит или убьет такое животное, которое не считается домашним..., то иск устанавливается этою главою закона. Она наказывает также вред, противозаконно причиненный... во всех вещах неодушевленных. Если что-либо будет сожжено, или разрушено, или разломано, то иск установляется на основании этой главы... Подразумевается не только сожженное, разрушенное, сломанное, но также разорванное, разбитое, разлитое и каким бы то ни было образом погибшее и испорченное.
218. Однако по этой главе закона причинивший вред должен возместить убытки в размере высшей цены, какую вещь будет иметь не в течение того года, но в течение ближайших 30 дней...
220. Нарушение права (в смысле iniuria) совершается не только тогда, когда кто-либо кулаком или палками будет бит или даже высечен, но и тогда, когда кого-либо бесчестят, например, тем, что один объявляет о продаже имущества другого лица, как будто должника, зная, что тот ему ничего не должен, или тем, что напишут и обнародуют книгу или стихотворение с целью обесславить лицо, или тем, что ухаживают постоянно за матерью семейства или отроком, наконец, многими другими способами.
221. По-видимому, мы терпим обиду, не только нам самим нанесенную, но и нашим подвластным детям, нашим женам, хотя бы они и не находились в нашей супружеской власти; следовательно, если ты нанесешь обиду моей дочери, выданной замуж за Тиция, то иск об обиде может быть внесен против тебя не только от имени этой дочери, но также от моего имени, как и от имени Тиция.
222. Собственно говоря, лично рабу не наносится никакой обиды, но через него считается оскорбленным его господин, ...но только в том случае, когда действия столь важны и жестоки, что явно относятся к оскорблению чести господина; если кто, например, высечет чужого раба, то на этот случай предлагается исковая формула, но если кто обругает раба или ударит кулаком, то не составляется исковая формула...
223. По закону XII таблиц наказания за нанесение обиды были следующие: ...определялось возмездие по jius talionis, т.е. по принципу: око за око, зуб за зуб; за сломанную или раздавленную кость наказание было 300 ассов, если кость сломана у свободного человека, а если у раба - то 150; за другие обиды взыскивалось по 25 ассов. Эти денежные наказания казались в те времена достаточными ввиду большой бедности жителей.
224. Но теперь мы пользуемся другим правом: претор позволяет нам самим оценивать обиду, и судья присуждает нам такую сумму, на какую мы оценили обиду, или меньше, согласно своему усмотрению. Но так как жестокую обиду обыкновенно оценивает претор, ... то мы на такую сумму и предлагаем исковую формулу, и хотя судья может присудить меньшую сумму, однако, в большинстве случаев, он не решается уменьшить ее вследствие авторитета претора.
225. Обида считается тяжкой или по действию, если кто, например, кем-либо ранен, высечен или побит палками; или по месту, если например, обида нанесена в театре или на площади; или по личности, если, например, претерпит обиду магистрат или когда обида будет нанесена сенатору простым человеком (низкого происхождения).
Книга IV
ОБ ИСКАХ
1. Нам остается поговорить об исках. Если зададимся вопросом, скольких родов бывают иски, то правильнее всего принять два рода исков: вещные и личные.
2. Личным будет тот иск, который мы заявляем против того, кто ответственен или по договору, или по деликту; то есть личный иск бывает тогда, когда мы формулируем исковое заявление таким образом, что ответчик должен или передать, или сделать, или предоставить что-либо.
3. Вещный иск имеет место тогда, когда мы заявляем и утверждаем, что физическая вещь - наша, или поднимаем спор о том, что мы имеем какое-либо право...
5. Вещные иски называют еще виндикациями, а личные иски, в которых мы выражаем требование дать что-либо в собственность или сделать что-нибудь, называются кондикциями.
10. ...Одни иски таковы, что предъявляются по точной исковой формуле, а другие имеют силу и значение сами по себе. Для того, чтобы это стало ясно, необходимо прежде поговорить о законных исковых формулах.
11. Иски, которые были в употреблении у древних, назывались leges actiones, потому ли, что были установлены законами, так как в то время не были еще в употреблении преторские эдикты, которые ввели новые иски, или потому, что в исковых формулах воспроизводились слова и выражения закона, которые считались неизменными подобно самим законам. Вот почему, если кто-либо отыскивал вознаграждение за поврежденные виноградные лозы, называя их лозами, то отвечали, что он проиграл иск, так как должен был назвать лозы деревьями на том основании, что закон XII таблиц, согласно которому давался иск по поводу срезанных лоз, говорит о деревьях...
16. При вещных исках движимости и одушевленные предметы, которые можно было доставить в суд перед претором, виндицировались следующим образом. Тот, кто виндицировал, держал прут; затем хватал вещь, например раба, и произносил следующее: “Я утверждаю, что этот раб, по указанному основанию, мой по квиритскому праву, и поэтому я налагаю на него мой прут”, при этом он налагал на раба прут. Ответчик произносил те же слова и делал то же самое. После того как оба виндицировали, претор провозглашал: “Отпустите этого раба”. Стороны повиновались. Виндицировавший истец спрашивал ответчика, а тот в свою очередь, спрашивал истца: “Прошу тебя сказать, на каком основании ты виндицировал?”; тот отвечал: “Я доказал мое право, наложив прут”; тогда тот, кто первый виндицировал, произносил: “На случай, если ты незаконно виндицировал, я призываю тебя представить сакраментальную сумму в пятьсот ассов” [8]. Противник также говорил: “Равным образом и я тебя”. ...Если спор шел о вещи, стоимость которой была меньше тысячи ассов, то назначали залог в пятьдесят ассов. Затем следовало то же самое, что происходило при личном иске [9]. После этого претор ... присуждал владение вещью на время спора из-за собственности кому-либо из тяжущихся, которому и приказывал гарантировать противнику ...целость вещи и доходы с нее. ...Палочку или прут употребляли вместо копья, как символ законной собственности, так как полагали, что самая бесспорная собственность та, которую захватили у врага. Вот почему (при разбирательстве дел) в центуриальной коллегии (in centumuiralibus iudiciis) выставлялось копье.
17. Если вещь была такова, что без неудобств нельзя было доставить ее в суд, например, ...стадо какого-либо скота, то брали часть спорного предмета... Таким образом, из стада в суд приводили одну овцу или козу, или даже брали шерсть животного, которую приносили в суд. От корабля... отламывали какую-либо часть. Равным образом, если спор шел относительно земли, здания или наследства, то брали часть и приносили в суд, и над этой частью происходила виндикация, как если бы налицо был весь спорный предмет: из земли, например, брали кусок, из дома - черепицу, а если спор шел о наследстве, то, равным образом, брали из него вещь или какую-либо часть его...
30. Все эти формы судопроизводства мало-помалу вышли из употребления, так как вследствие излишней мелочности тогдашних юристов, которые считались творцами права, дело было доведено до того, что малейшее уклонение от предписанных форм и обрядов влекло за собой проигрыш дела; поэтому законом Эбуция и двумя законами Юлия отменены были эти торжественные иски и введено судопроизводство посредством формул.
34. ...В некоторых формулах содержатся фикции...; например, когда тот, кто на основании эдикта потребовал владения наследством, действовал как наследник; так как этот последний вступает на место покойника по преторскому, а не по цивильному праву, то он не имеет прямых исков и не вправе утверждать, что ему принадлежит то, что принадлежало покойному; равным образом он не может утверждать, что ему должны то, что следовало покойному. ...Его притязания формулируются следующим образом: “Такой-то назначается судьею. Если бы в том случае, когда Авл Агерий, т.е. истец, был бы наследником Луция Тиция, такая-то земля, о которой теперь ведется дело, должна была бы принадлежать ему по праву Квиритов, то ты, судья, присуди эту землю Авлу Агерию”.
36. Точно так же предполагается истекшею в том иске, который называется Публициевым. Он предоставляется тому, кто, не успев еще приобрести на основании давности вещи, переданной ему... путем traditio, отыскивает ее судебным порядком, лишившись владения ею; так как он не может требовать ее как принадлежащую ему по квиритскому праву, то предполагается, что он приобрел ее в собственность на основании давности и таким образом как будто бы сделался собственником по квиритскому праву; его исковое требование формулируется следующим образом: “...Если раб, которого Авл Агерий купил и который ему передан, должен был бы принадлежать Авлу Агерию по праву Квиритов, коль скоро он провладел бы им в течение года, то ты, судья, осуди Н.Н. (ответчика); если же сказанного не окажется, то оправдай его”.
37. Равным образом предполагается римское гражданство у иностранца, если от имени его предъявлялся иск или когда против него начинают тяжбу, ...когда, например, иностранец предъявляет, или против него предъявляется иск о краже или о содействии или советах при совершении воровства. ...Точно так же, если иностранец предъявляет иск по Аквилиеву закону о вреде, нанесенном чужому имуществу, или, если против него начинают иск, то судебное решение должно быть произнесено в предположении, что он римский гражданин.
39. Главные части исковых формул следующие: краткое изложение фактов, вызвавших процесс (demonstratio); изложение требований истца (intentio); уполномочение судьи на присуждение сторонам какой-либо вещи в собственность (adjudicatio); уполномочение судьи на осуждение или оправдание ответчика (condemnatio).
40. Демонстрация есть та часть исковой формулы, которая вставляется для того, чтобы указать вещь, о которой идет спор, например, следующая часть формулы: “...так как Авл Агерий продал Нумерию Негидию раба”...
41. Интенция есть та часть формулы, которая выражает притязание истца, например, следующая часть формулы: “если окажется, что Нумерий Негидий должен дать Авлу Агерию десять тысяч сестерций”...
42. Адъюдикация есть та часть судебной формулы, в которой судье предоставляется присудить вещь какой-либо из сторон, например, если между сонаследниками идет спор о дележе наследства, ...или между соседями об установлении границ. Эта часть гласит: “Сколько следует присудить, столько ты, судья, присуди тому, кому должно”.
43. Кондемнация есть та часть формулы, на основании которой судья уполномочивается осудить или оправдать ответчика, например, следующая часть формулы: “Судья, присуди Нумерия Негидия уплатить Авлу Агерию десять тысяч сестерций. Если же долга за Нумерием Негидием не окажется, то оправдай”. Или следующая: ... “Судья, присуди Нумерия Негидия уплатить Авлу Агерию” и проч., так что слова “десять тысяч” не прибавляются.
44. Однако не все эти части находятся одновременно во всех формулах; иногда встречается только одна какая-нибудь часть, а других нет; по крайней мере иногда находится только одна интенция, как в преюдициальных исках, в которых, например, разбирается вопрос, свободен ли данный раб, как велико приданое и многие другие; демонстрация, адъюдикация и кондемнация одни никогда не встречаются, так как демонстрация без интенции или без кондемнации не имеет никакого значения. Равным образом кондемнация или адъюдикация не имеет никакой силы без интенции, и потому они одни никогда не употребляются.