Воздействие рисков на устойчивость и эффективность реализации проекта
Наименование показателя | Значение по вероятному сценарию | Вид риска | ||
Повышение цен на сырье на …% | Уменьше-ние сбыта продукции на …% | … | ||
Минимальное значение коэффициента покрытия долга и процентов | ||||
Зоны риска по показателям устойчивости | ||||
Величина необходимых дополнительных заимствований | ||||
Максимальный размер коэффициента задолженности | ||||
Период достижения окупаемости проекта | ||||
Период, начиная с которого NPV начинает принимать положительные значения | ||||
Значение NPV на конец горизонта планирования | ||||
Значение IRR на конец горизонта планирования |
Литература
1. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21 июня 1999 г. N ВК 477).
2. Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1470 (в ред. Постановления Правительства от 20.05.98 N 467).
3. Баркан Д.И. Управление сбытом: Учебн. пособие. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – 344 с.
4. Бизнес-план. Рекомендации Делойт и Туш по подготовке профессионального бизнес-плана / Карпунин В.Н. // Деятельность руководителя по привлечению иностранного капитала: Материалы семинара Государственного Инвестиционного Агентства / Правительство Ленинградской области, СПб, 2001. – с. 43-57.
5. Бизнес-план: рекомендации по составлению. Нормативная база / Под ред. А.В. Громкова. – М.: Издательство ПРИОР, 2002. – 304 с.
6. Бороненкова С.А. Управленческий анализ: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 384 с.
7. Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учеб. / Пер. с датского А.Н. Черканского, О.В. Рождественского. – М.: Высш. Шк., 1994. – 272 с.
8. Глухов В.В. Менеджмент: Учеб. СПб.: СпецЛит, 2002, 700 с.
9. Глухов В.В., Бахрамов Ю.М. Финансовый менеджмент. - СПб.: СпецЛит, 1995. - 429 с.
10. Глухов В.В., Некрасова Т.П. Экономика и менеджмент высоких технологий: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998.
11. Гаврилов Д.А. Управление производством на базе стандарта MRP II. – СПб: Питер, 2003. – 352 с.
12. Ефимова М.Р. Финансово-экономические расчеты: пособие для менеджеров: Учебн. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 185 с.
13. Зелль А. Бизнес-план: Инвестиции и финансирование, планирование и оценка проектов: Пер. с нем. – М.: Издательство «Ось-89», 2002. – 240 с.
14. Зигель Э. Пособие Ernst & Young по составлению бизнес-плана. Пер. с англ. – М: МТ-ПРЕСС, 2001.
15. Кобышев А.Н., Козлов А.В., Быстров В.Ф. Как написать бизнес-план. Пособие для руководителей малых предприятий. – СПб: Учебно-консультационное объединение ля малого бизнеса Санкт-Петербурга при поддержке программы ТРАНСФОРМ ФРГ Qualifizierungs- und Beratungseinrichtung (QBE), 1999. – 32 с.
16. Ламбен Жан-Жак Менеджмент, ориентированный на рынок / Под ред. В.Б. Колчанова. Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2004. – 800 с.
17. Маркетинг: Учебное пособие: Пер. с англ. Т. 4 Маркетинг в малом бизнесе – М.: ТОО Инжиниринго-консалтинговая Компания «ДеКа», 1994. – 72 с. (Серия «Энциклопедия малого бизнеса»).
18. Мачадо Р. Маркетинг для малых предприятий. Пер. с англ. – СПб: Питер Паблишинг, 1998. – 288 с.
19. Мелкумов Я.С. Финансовые вычисления: Учебно-справочное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 383 с. (Серия «Высшее образование»).
20. Методика определения постоянных затрат и практика ее использования / Близнюк Т.С., Дорман В.Н. // Финансовый менеджмент, 2002, №6 с. 46-57.
21. Методические рекомендации по подготовке инвестиционных предложений для предоставления потенциальным инвесторам. – М.: Финансовый издательский дом «Деловой Экспресс», 2000. – 52 с.
22. Методическое пособие по разработке бизнес-плана инвестиционного проекта (утв. Решением Правления ОАО «Россельхозбанк» (протокол №8 от 19.02.2002).
23. Петров П.В., Соломатин А.Н. Экономика товарного обращения: Учебн. для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 220 с. (Серия «Высшее образование»).
24. Попов В.М., Ляпунов С.И., Касаткин А.А. Бизнес-планирование: анализ ошибок, рисков и конфликтов. – М.: КноРус, 2003. – 448 с.
25. Практическое пособие по планированию и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) для работников экономических, финансовых и бухгалтерских служб промышленных предприятий и фирм / А.Б. Аскеров, Ю.И. Брынских, Оглоблин А.А. и др. – Екатеринбург: Издательство АМБ, 2001. – 178 с.
26. Реклама и содействие продаже: Учебное пособие: Пер. с англ. Т. 4 Маркетинг в малом бизнесе – М.: ТОО Инжиниринго-консалтинговая Компания «ДеКа», 1994. – 56 с. (Серия «Энциклопедия малого бизнеса»).
27. Роль маркетингового исследования при подготовке инвестиционного проекта / Постников А.И., Исследовательская компания IRG // Деятельность руководителя по привлечению иностранного капитала: Материалы семинара Государственного Инвестиционного Агентства / Правительство Ленинградской области, СПб, 2001. – с. 58-69.
28. Саати Т., Керис К. Аналитическое планирование. Организация систем: Пер. с англ. – М.: Радио и связь. 1991. – 224 с.
29. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 256 с.
30. Станиславчик Е.Н. Бизнес-план: Управление инвестиционными проектами. – М.: «Ось-89», 2001. – 128 с.
31. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЭМ». Издательство ЭКМОС, 1999. – 440 с.
32. Финансовый бизнес-план: Учеб. пособие / Под ред. действ. члена Акад. инвестиций РФ, д-ра экон. наук, проф. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 480 с.
33. Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга от А до Я: Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. М.Л. Лукашевича и Е.Н. Тихоненковой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 288 с.
34. Хан Д. ПиК Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. А.А. Турчака, Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 800 с.
35. Хейне П. Экономический образ мышления. Пер. с англ. – М.: Изд-во «Новости» при участии Изд-ва «Catallaxy», 1991. – 704 с.
36. Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 400 с.
37. Черняк В.З., Черняк А.В., Довдиенко И.В. Бизнес-планирование. Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство РДЛ, 2003. – 272 с.
38. Черчилль Гилберт А. Маркетинговые исследования. Пер. с англ. – СПб: Питер, 2001. – 752 с.
39. Энтони Р., Рис Дж. Учет: ситуации и примеры: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А.М. Петрачкова. – М.: Финансы и статистика, 1993. – 560 с. (Серия по бухгалтерскому учету и аудиту).
40. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимального решения, финансовое прогнозирование: Учебн. пособие / под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 656 с.
41. Энциклопедия малого бизнеса или, Как начать свое дело / Под ред. Т.А. Слука. Пер. с англ. – М.: «Книга Интернэшнл», 1994. – 290 с.
42. Introduction to marketing and marketing research: Training program for new researchers / AMER Nielsen Research. 1997.
43. McCarthy/Perreault. Basic Marketing: A Global-Managerial Approach. IRWIN. 1993.
Приложение 1
Практикум по бизнес-планированию
Задание
к разработке учебного бизнес-плана
Требуется разработать бизнес-план для вновь организуемого или действующего предприятия, производящего продукцию или оказывающего услуги (потребительского, «B-2-B» или производственного назначения).
Размер инвестиционных затрат на создание Вашего бизнеса не должен превышать 10 млн. руб.
В рамках работы по подготовке учебного бизнес-плана перед разработчиками ставятся следующие задачи:
§ разработка технической концепции проекта и формирование инвестиционного плана.
§ проведение маркетингового исследования, формирование плана производства и реализации продукции (услуг) и концепции плана маркетинга.
§ моделирование операционной деятельности предприятия и разработка плана доходов и расходов.
§ моделирование финансовой деятельности предприятия и разработка плана финансирования инвестиций (инвестиционной деятельности).
§ финансово-экономическая оценка всех категорий деятельности предприятия (операционной, инвестиционной и финансовой).
§ оценка чувствительности проекта к основным видам коммерческих рисков и разработка плана предупредительных мероприятий.
В качестве основного инструмента при проведении сводного планирования и количественной оценки инвестиционного проекта и операционной деятельности предприятия необходимо использовать имитационное моделирование.
Рекомендуется при разработке бизнес-плана использовать в качестве объекта производства и реализации продукцию, относительно несложную в производстве и имеющую относительно небольшую длительность производственного цикла (в пределах одного интервала планирования), технологический процесс изготовления которой автору проекта знаком или может быть получен из специальной литературы, от коллег или родственников, которые могут выступить в качестве экспертов.
В бизнес-плане не следует планировать производство широкого ассортимента продукции, и задача формируется более узко: необходимо выбрать продукт и рассмотреть две-три его модификации (например, если принято решение производить детскую мебель, тогда продуктами могут быть детская кроватка и столик для рисования).
Ограничения, налагаемые на проведение маркетингового исследования при подготовке данного бизнес-плана, объясняются его учебным характером, что, прежде всего, подразумевает отсутствие у студентов бюджета на его разработку. Таким образом, исследование должно проводиться преимущественно кабинетным методом (desk research), на базе широкого использования вторичных источников и экспертных методов, что, вместе с тем, не исключает при необходимости использование количественных методов (например, на основе малых выборок). Вследствие вышеуказанных ограничений, а также малых размеров планируемого бизнеса, целесообразно использовать главным образом субъективные аналитические и упрощенные методы прогнозирования (рис. 1).
В случае наличия широкой номенклатуры продукции рекомендуется в маркетинговой части проекта описать и исследовать данную номенклатуру, а в финансово-экономической части проекта сгруппировать номенклатурные позиции продукции по товарно-номенклатурным группам, производя расчеты по данным об изделиях-представителях. Однако все же не стоит увлекаться количеством видов и модификаций продукции и использовать в учебном бизнес-плане не более 5 наименований.
Количество номенклатурных позиций по сырью, материалам, покупным комплектующим и полуфабрикатам и прочим затратам условно-переменного характера, необходимым для производства запланированной в данном бизнес-плане продукции, не должно превышать 15 наименований.
При разработке учебного бизнес-плана рекомендуется планировать, что все категории помещений не приобретаются, а арендуются. Информацию о ценах на аренду (покупку) необходимых площадей можно получить либо из специализированных изданий («Бюллетень недвижимости» и т.п.), либо от агентств по недвижимости
Горизонт планирования выбираются автором самостоятельно. Интервал планирования в данной работе в первый год составляет месяц, начиная со второго года – квартал.
В качестве основного источника финансирования инвестиций необходимо рассматривать инвестиционный банковский кредит (кредитную линию), срок предоставления которого определяется автором проекта самостоятельно, исходя из финансовых показателей проекта (рекомендуется использовать срок от 1 до 3 лет). При определении величины используемых заемных средств и их доли в структуре финансового плана необходимо придерживаться рекомендуемого уровня значений коэффициента задолженности.
В учебном бизнес-плане заемные средства (инвестиционные кредиты) рассматриваются в качестве основной формы привлечения средств для реализации проекта. При распределении средств из различных источников на финансирование инвестиций в каждом интервале планирования необходимо придерживаться следующего порядка: в первую очередь на финансирование инвестиций направляются собственные средства от операционной деятельности (самофинансирование: амортизация и чистая прибыль); если данных средств не хватает, следует оперировать дополнительными вложениями в уставный капитал и привлечением заемных средств. Таким образом, значения чистой прибыли и амортизации, направляемых на финансирование инвестиций в отдельные интервалы планирования (указанные в финансовом плане), могут быть меньше, чем планируемые к получению в данном периоде (указанные в плане доходов и расходов).
По результатам разработки бизнес-плана разработчик должен обобщить полученные в ходе бизнес-планирования результаты в виде выводов и разработать на их базе ключевые управленческие решения.
Отчет по результатам разработки учебного бизнес-плана должен иметь следующую структуру:
1. Титульный лист
2. Реферат
3. Оглавление
4. Введение
5. Бизнес-план
6. Заключение
7. Список использованных источников
8. Приложения (графики, карты и планы, описание методик расчетов, результаты расчетов, эскизы и фотографии продукции и т.п.)
Ключевые управленческие решения, выработанные по результатам подготовки бизнес-плана, должны соответствовать основным задачам, решаемым в ходе бизнес-планирования.
Приложение 2
Практикум по бизнес-планированию
Пример учебного бизнес-плана
Данный бизнес-план подготовлен в соответствии с Заданием к разработке учебного бизнес-плана (Приложение 1) и является примером предварительного проектного инновационного бизнес-плана, разработанного в условиях минимального бюджета.
Оглавление бизнес-плана
1. Резюме ........................................................................................................... . 76
2. Характеристика сферы деятельности предприятия..................................... 77
2.1. Экономическое окружение................................................................... 77
2.2. Юридическое обеспечение деятельности............................................. 79
3. Описание продукции..................................................................................... 80
4. Анализ рынка................................................................................................ 83
4.1 Описание целевого рынка..................................................................... 83
4.2 Описание конкурентов........................................................................... 85
4.3 Планирование объемов сбыта и доли рынка....................................... 86
5. План маркетинга........................................................................................... 88
5.1 Характеристика системы распределения и маркетинг......................... 88
6. Производственный план (техническая концепция)...................................... 91
6.1. Местоположение и условия реализации проекта................................ 91
6.2. Производственный процесс и операции.............................................. 91
6.3. Объект инвестиций................................................................................ 95
6.4. Кадровое обеспечение и оплата труда на предприятии..................... 99
6.5. Потребность в сырье и материалах и затраты на производство продукции по проекту................................................................................................... 99
7. Организационный план................................................................................. 102
7.1. Менеджмент.......................................................................................... 102
7.2. Основные партнеры.............................................................................. 104
7.3. План-график реализации проекта........................................................ 104
8. Инвестиционный и финансовый планы........................................................ 105
8.1. Инвестиции и инвестиционный план.................................................... 105
8.2. Финансирование инвестиций и финансовый план............................... 105
9. Финансово-экономический прогноз............................................................. 107
9.1. Допущения, принятые в расчетах........................................................ 107
9.2. Описание сценариев.............................................................................. 109
9.3. Финансовый прогноз............................................................................ 110
9.4. Оценка эффективности операционной деятельности........................... 130
9.5. Оценка финансовой устойчивости....................................................... 130
9.6. Оценка эффективности инвестиционной деятельности........................ 131
10. Риски и анализ чувствительности проект................................................... 140
Приложение П1 к бизнес-плану ....................................................................... 142
Резюме
Данный инвестиционный проект посвящен созданию макаронной фабрики ООО «Колос», специализирующейся на производстве короткорезанных макаронных изделий группы А (макароны из твердых сортов пшеницы). Объем производства и реализации продукции планируется на уровне 140,8 тонн макаронных изделий в месяц, что составляет ок. 5% рынка Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Настоящий бизнес-план разработан и представлен с целью привлечения денежных средств в размере 5,9 млн. руб. для организации создаваемого предприятия.
В течение последних лет объем реализуемых на региональном рынке макаронных изделий меняется незначительно (33-35 тыс. тонн в год). Качественные изменения происходят за счет роста доли фасованной продукции и продукции класса премиум.
Потенциальными конкурентами ООО «Колос» являются такие производители, как Санкт-Петербургская макаронная фабрика «Авиола», ОАО «Липецкхлебмакаронпром» (филиал в Санкт-Петербурге) и объединение «Союз-Пищепром».
Конкурентоспособность продукции ООО Макаронная фабрика «Колос» будет обеспечена в основном за счет более низкой цены макаронных изделий (данный фактор является вторым по значимости в мотивации выбора потребителей).
Краткая характеристика рассматриваемого инвестиционного проекта представлена в табл. П1.1
Таблица П1.1