Введение. Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения
Уголовное право
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения
(специальность 030900.62 «Юриспруденция»)
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Воронеж
Авторы:
Белоусов И.В., к.ю.н., доцент, доцент кафедры уголовного права Центрального филиала Российской академии правосудия;
Федорин В.Е., к.ю.н., доцент кафедры уголовного права Центрального филиала Российской академии правосудия.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»).
Одобрен на заседании кафедры уголовного права Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол № от 201 г.)
Утвержден Учебно-методическим советом Центрального филиала Российской академии правосудия протокол № от .201 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………..4
Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………..…10
Тематические планы……………………………………………………………..11
Программа учебного курса……………….…………………………..………....17
Планы семинарских занятий…………………………………………………....55
Планы практических занятий………………………………………………….161
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов..……………………………………..…….......273
Примеры контрольных заданий……………………………………………….267
Примерная тематика курсовых работ…………………………………………305
Литература………………………………………….………………………..…311
Вопросы для подготовки к экзамену………………………………………….363
Введение
Учебно-методический комплекс дисциплины «Уголовное право» подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») и определяет содержание и структуру дисциплины.
Изучение курса уголовного права базируется на знаниях средней школы, положениях Конституции Российской Федерации, на изучении иных отраслей отечественного законодательства, а также на ратифицированных Россией международно-правовых соглашениях о предупреждении преступности и обращении с правонарушителями. Курс тесно связан как со смежными юридическими дисциплинами: криминологией, криминалистикой, ОРД, уголовно-исполнительным и уголовно-процессуальным правом, так и с другими отраслями права – административным, гражданским, финансовым, налоговым и т.д.
Учебная дисциплина «Уголовное право» играет существенную роль в подготовке специалистов, владеющих углубленными познаниями в области особых производств уголовного процесса.
Целью курса является формирование системы теоретических знаний и практических навыков, позволяющих студенту, изучившему данный курс, успешно работать в области уголовного судопроизводства.
Указанные обстоятельства и определили требования к содержанию этой учебной дисциплины и ее задачи.
В соответствии с этим, основными задачами курса уголовного права являются:
1) овладение студентами глубокими и системными знаниями теории уголовного права, раскрытие на этой основе содержания Уголовного Кодекса Российской Федерации (УК РФ) и его возможностей в борьбе с преступностью;
2) формирование у студентов с помощью практических занятий, деловых игр и других форм активного обучения устойчивых навыков и умений применения норм УК РФ при квалификации преступлений;
3) изучение предусмотренных международными соглашениями норм, обеспечивающих уголовно-правовую борьбу с преступностью;
4) формирование у студентов высокого уровня правосознания, умения эффективно бороться со всеми видами преступности в режиме строгого соблюдения действующих отечественных и международных норм права.
Требования к уровню подготовки:
Студент должен иметь представление:
- об основных положениях науки уголовного права;
- об основных положениях уголовного права зарубежных стран;
- об истории развития уголовного законодательства;
- о политике государства в области уголовного права;
Студент должен знать:
- действующее уголовное законодательство, тенденции его развития и практику применения;
- понятие и признаки преступления, состава преступления;
- цели наказания, правила назначения наказания и условия освобождения от уголовной ответственности;
- признаки конкретных составов преступлений, предусмотренных в Особенной части УК РФ.
уметь:
- разграничивать смежные составы преступлений, анализировать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность субъектов уголовно-правовых отношений;
- применять нормы уголовного права к конкретным жизненным ситуациям, обладать навыками сравнительно-правового анализа уголовно-правовых норм;
- правильно квалифицировать преступное деяние, учитывая институты Общей части УК РФ.
Цели и задачи дисциплины определяются требованиями к уровню подготовки бакалавра, который по итогам изучения спецкурса должен обладать определенными знаниями и навыками.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- быть способным добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- быть способным логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- обладать культурой поведения, быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону (ОК-6);
- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- быть способным использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- быть способным понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в нормотворческой деятельности:
- быть способным участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1).
в правоприменительной деятельности:
- быть способным осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- быть способным обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- быть способным принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- быть способным применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
- быть способным юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
- владеть навыками подготовки юридических документов (ПК-7).
в правоохранительной деятельности:
- быть готовым к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
- быть способным уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- быть способным выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
- быть способным осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
- быть способным выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
- быть способным правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13).
в экспертно-консультационной деятельности:
- быть готовым принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
- быть способным толковать различные правовые акты уголовно-правового характера (ПК-15);
- быть способным давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).
в педагогической деятельности:
- быть способным преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
- быть способным управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
- быть способным эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
Студент должен владеть:
- навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики.
Структурно курс уголовного права состоит из двух частей: Общей и Особенной. Кроме того, каждая часть подразделяется на темы: Общая часть содержит 19 тем, Особенная – 21.