Содержательные теории мотивации: А. Маслоу, Д. Мак-Клелланд, Ф. Герцберг, К. Альдерфер, Дж. Аткинсон
Восьмой вопрос
Содержательные (диспозиционные) теории мотивации - это те теории мотивации, согласно которым в качестве источника сил, вызываемых конкретные поведенческие акты, называются потребности человека.
На следующем слайде представлена пирамида потребностей Маслоу. Первостепенной потребностью является та, что указана внизу пирамиды, т.е. чем выше располагается потребность в схеме, тем менее она приоритетна.Согласно теории А. МаслОу, потребности начинают мотивировать поведение только после того, как удовлетворены потребности предыдущих уровней. Человек только начинающий работать, в первую очередь будет стремиться заработать деньги, чтобы обеспечить себя пропитанием и жильем, выплатить долги, например, за получение образования, т.е. удовлетворить потребности низшего уровня: физиологические и потребности в безопасности. Можно ожидать, что этот человек будет работать усердно, чтобы получить прибавку к зарплате. Другой человек, имеющий приличный стаж работы, возможно трудится уже ради того, чтобы получать удовлетворение от общения с коллегами, ощущать чувство принадлежности, социальной включенности. Для него повышение зарплаты не будет таким сильным мотивирующим фактором, как для первого.
На этом слайде представлена схема потребностей по Д. МакКлелланду. Согласно теории потребности в достижениях Д. МакКлелланда, люди у которых есть потребность в достижениях, работают усерднее, чем люди, у которых такой потребности не имеется (при прочих равных условиях). У многих людей стремление к достижениям часто тормозится желанием избежать неудач, поэтому они ограничиваются в своем поведении целями средней, а не высокой трудности.
На следующем слайде представлена схема по теории Герцберга. Эта схема взята из презентации кандидата экономических наук А.В. Арфае. В нее, а именно в гигиенические факторы я бы добавила пункты «политика компании и стиль управления» и «статус работника в организации», а в мотивационные факторы внесла бы пункт «интерес к работе». Герцберг назвал первую категорию потребностей гигиеническими, употребив медицинское значение слова «гигиена» (предупреждение), так как, по его мнению, эти факторы обслуживают первичные функции, предупреждая неудовлетворенность работой. Вторую категорию факторов Герцберг назвал мотивирующими или способствующими, так как они побуждают сотрудников к лучшему исполнению.
Исходным положением теории ERG К. Алдерфера является представление о существовании трех групп потребностей: в существовании (existence - E), отношениях с другими людьми (relatedness - R) и росте (growth - G). Эти потребности жестко не иерархизированы, как у Маслоу, человек имеет возможность выбирать сам, какие для него важны, и соответственно, удовлетворять их. Если потребности какого-то уровня постоянно не удовлетворяются, человек может вернуться к поведению, приносящему удовлетворение, т.е. связанному с более конкретными потребностями. Например, если работник в силу каких-то причин не может удовлетворить потребности личного роста, он может остановиться на том, чтобы выполнять работу настолько, насколько это необходимо, чтобы не потерять работу и сохранить хорошие отношения с коллегами и начальством.
Теория Дж. Аткинсона предполагает, что поведение работников есть результат взаимодействия индивидуальных качеств личности, ее восприятия, а также ситуационных переменных, представленных на этом слайде. Аткинсон предлагает формулы. На слайде представлено две из них. Первая показывает то, что привлекательность успеха есть разница между единицей и числом вероятности успеха. Согласно второй формуле, силу мотивации можно высчитать путем умножения чисел вероятности успеха и привлекательности успеха. Аткинсон утверждает, что лица ориентированные на успех, предпочитают задачи меньшей сложности, тогда как работники ориентированные на неудачу - экстремальные.
Итак, содержательные теории мотивации основное внимание уделяют потребностям человека, как базовому фактору, побуждающему его к деятельности. Все их объединяет стремление классифицировать потребности человека и найти взаимосвязь с мотивами движущими им.