Законодательная и нормативная база аудита

Правовую основу аудита в РФ в настоящее время составляет совокупность документов различных уровней:

1. ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.08 г.

2. Постановления Правительства РФ;

3. Документы министерств и ведомств;

4. Правила (стандарты) аудиторской деятельности.

В ФЗ № 307-ФЗ от 30.12.08 г.:

1. Определено понятие и сформулирована цель аудиторской деятельности;

2. Дан перечень сопутствующих аудиту услуг, которые имеют право оказывать аудиторы и аудиторские организации;

3. Установлены требования к аудиторам и аудиторским организациям;

4. Перечислены права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов.

5. Определен круг экономических субъектов, для которых аудит является обязательным;

6. Установлена обязательность соблюдения принципа конфиденциальности (аудиторской тайны) при проведении аудита;

7. Установлена обязательность соблюдения принципа независимости при проведении аудита и введены ограничения для его обеспечения;

8. Дано определение правил (стандартов) аудита и установлена их обязательность;

9. Определен статус аудиторского заключения и установлена ответственность за представление ложного заключения;

10. Определены требования к аттестации аудиторов и установлены основания для аннулирования аттестата;

11. Установлена обязательность лицензирования аудиторской деятельности;

12. Определена компетенция федерального закона, осуществляющего государственное регулирование аудиторской деятельности;

13. Определены требования к профессиональным аудиторским объединениям, необходимые для их аккредитации и перечислены права аккредитованных объединений;

14. Установлена ответственность за нарушение законодательства РФ об аудите.

К документам второго уровня относятся распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, такие как:

1. Постановление Правительства РФ от 06.02.02. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ».

2. Постановление Правительства РФ от 29.03.02 1 190 «О лицензировании аудиторской деятельности».

3. Постановление Правительства РФ от 23.09.02 № 696 «Об утверждении федеральных правил аудиторской деятельности».

Рядом документов Минфина РФ и ЦБ РФ разработаны программы квалификационных экзаменов на аттестат аудитора; детализирован порядок проведения квалификационных экзаменов; разработан порядок повышения квалификации и продления срока действия аудиторских аттестатов; детализирован порядок лицензирования аудиторской деятельности.

В документах ряда министерств и ведомств утвержден порядок аккредитации аудиторских организаций, уполномоченных для проведения специальных видов аудита, а также аудита государственных унитарных предприятий.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности представляют собой единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Правила ( стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:

1. Федеральные стандарты аудиторской деятельности;

2. Внутренние стандарты аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;

3. Внутрифирменные стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц. Но некоторые стандарты могут иметь не обязательный, а рекомендательный характер.

Профессиональные аудиторские объединения, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы (если это предусмотрено их уставами) вправе устанавливать собственные стандарты аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным стандартам. При этом требования внутренних стандартов аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных стандартов.

Аудиторские организации в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов РФ и федеральных стандартов вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением и планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности.

На базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.

Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

Значение стандартов состоит в том, что они:

1. Обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

2. Содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

3. Помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;

4. Создают общественный имидж профессии;

5. Устраняют контроль со стороны государства;

6. Помогают аудитору вести переговоры с клиентом;

7. Обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

Планирование аудита

Успех аудиторов зависит от их профессионализма и четкой последовательности работы. Каждая организация должна четко определить цели аудиторской проверки, выбрать исследуемые объекты, выбрать процедуры, применяемые в проверке, собрать аудиторские доказательства в достаточной мере.

В соответствии с этим можно выделить основные мероприятия, которые необходимо проводить в ходе аудита:

1. Планирование аудита.

2. Сбор аудиторских доказательств.

3. Документирование аудита.

4.Обобщение результатов проверки для выражения мнения.

Данные мероприятия целесообразно осуществлять при следующих этапах:

1. Подготовка аудиторской проверки, т.е. установление взаимоотношений между аудиторской организацией и клиентом.

2. Планирование аудита – осуществляется после заключения договора между клиентом и аудитором посредством планирования объектов исследования и методов проверки.

3. Выполнение аудиторских процедур.

4. Оформление результатов проверки.

На рынке аудиторских услуг в настоящее время действует значительное количество аудиторских организаций. Это дает возможность экономическим субъектам выбрать ту организацию, которая будет оказывать услуги. Сделав свой выбор, предприятие-клиент направляет в аудиторскую организацию официальное письмо-предложение о проведении аудита.

Согласно ст.435 ГК РФ такое предложение называется оферта.Если клиент передумал заключать договор с аудиторской фирмой, то он должен направить отказ от оферты.

Аудиторская организация должна предварительно ознакомиться с предприятием-клиентом. Если аудитор признает возможность проведения аудита у данного клиента, то аудиторская организация направляет руководителю предприятия ответ, который называется письмо-обязательство о согласии на проведение аудита.В письме аудитор должен обязательно указать цель аудита, объекты аудита, ответственность сторон и примерные сроки оказания услуг. Письмо-обязательство направляется клиенту только при первоначальном аудите. При повторном аудите письмо направляется в следующих случаях:

1. Неправильного понимания клиентом объекта аудита.

2. В случае значительных изменений видов и масштабов деятельности клиента.

3. В случае пересмотра или изменения условий договора.

Далее взаимоотношения аудитора и клиента строятся на основании договора.

Планирование аудита осуществляется с целью:

1. Установить объем проверяемой информации, время проведения, а также состав и величину аудиторской группы.

2. Определить перечень аудиторских процедур и методику их применения.

3. Определить состав информации, которую клиент должен представить для проверки.

На этом этапе планирования аудитор должен познакомиться с клиентом, а также оценить систему внутреннего контроля клиента.

После предварительного планирования формируется группа аудиторов и распределяются обязанности между ними. В состав группы включаются аттестованные аудиторы и ассистенты. На этом же этапе аудитору необходимо разработать общий план и программу аудиторской проверки.

Программа является своеобразной инструкцией для аудитора и группы и в нее включаются:

1. цель аудита

2. основные участки работы и разделы учета, подлежащие проверке, при этом аудитор обязательно выделяет наиболее важные участки и менее важные участки работы.

3. характер проверки (т.е. каким способом осуществляется проверка – сплошная или выборочная)

4. закрепление обязанностей между членами аудиторской группы.

5. продолжительность аудиторской проверки (минимум 2 недели, максимум 4 недели)

Программа аудиторской проверки предоставляется руководителю клиента для ознакомления и согласования.

Аудиторский риск включает в себя 3 компонента: 1. внутрихозяйственный риск

2. риск системы внутреннего контроля

3. риск необнаружения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности

АР = ВХР х РК х РН

АР показывает серьезность опасности, что аудитор на основании выполненных им процедур может иметь неправильное суждение о достоверности и правильности финансовой отчетности.

Нулевой риск будет означать абсолютную уверенность в достоверности информации, а 100 % риск – полное отсутствие таковой.

На практике аудитор не может гарантировать полную уверенность в аккуратности внешней отчетности, поэтому АР всегда находится между 0 и 100%.

Аудиторы обычно планируют низкий % АР. Между желаемым АР и планируемой информационной базой для проведения аудита существует обратная взаимосвязь: чем меньше АР, тем больше количество информации необходимо привлечь для тестирования.

ВХР – это установленный аудитором уровень риска, отражающий подверженность финансовой отчетности существенным ошибкам.

ВХР зависит от нескольких факторов:

1. Честность администрации клиента

2. результаты предыдущего аудита

3. профессионализм управленческого аппарата и учетного персонала

4. величина оборотов по счетам

В РФ обычно ВХР устанавливается на уровне 50% и выше.

РК – это оценка аудитором эффективности системы внутреннего контроля клиента. Чем эффективнее система внутреннего контроля, тем ниже фактор ее риска. Между РК и информационной базой аудита существует прямая зависимость. Если внутренний контроль клиента признан аудитором эффективным, объемы информации для тестирования могут быть уменьшены.

РН – это риск, который готов взять на себя аудитор в той степени, в которой он рискует не обнаружить ошибки (10%). Между РН и информационной базой аудита существует обратная зависимость: уменьшение РН приводит к необходимости увеличения объема данных для тестирования. Если аудитор хочет быть уверенным в своей работе, он устанавливает низкую величину РН и привлекает большие объемы разнообразной информации о клиенте. Уменьшение РН достигается привлечением к стадии непосредственной проверки более квалифицированных и опытных аудиторов, а следовательно, и более высокооплачиваемых.

Величина АР, превышающая 20%, в современных условиях России является критической, при которой вероятность выдачи неправильного суждения очень велика.

Аудиторское заключение.

Наши рекомендации