Дефицит бюджета и государственные заимствования

Вплоть до 2000г. В Российской Федерации существовала практика принятия бюджета со значительным превышением его доходной части над расходной, что оказывало негативное влияние на уровень экономического развития страны. Как правило, все дискуссии по поводу размеров дефицита и профицита бюджетов сводятся к общему мнению о необходимости принятия сбалансированного бюджета с возможностью незначительных отклонений в ту или иную сторону. По мнению ряда ученых-экономистов, наличие незначительного объема бюджетного дефицита может позитивно сказаться на темпах экономического роста.

В соответствии с российским законодательством в случае превышения расходов над доходами образуется дефицит бюджета и возникает необходимость утверждения источников его финансирования. Одним из источников финансирования бюджетного дефицита являются государственные заимствования.

Государственные заимствования представляют собой займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации.

Государственные внутренние заимствования Российской Федерации – это займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации представляют собой займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте.

Для финансирования дефицита местных бюджетов могут привлекаться муниципальные заимствования, которые представляют собой займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в местный бюджет других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.

При принятии бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим законом (решением) о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга. Текущие расходы бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, утвержденные законом о бюджете или нормативным документом, не могут быть больше объема доходов соответствующего бюджета.

Размер дефицита федерального бюджета не должен превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в соответствующем финансовом году.

Все источники финансирования бюджетного дефицита подлежат обязательному утверждению органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.

Источниками финансирования дефицита не могут выступать кредиты Банка России и приобретенные Банком России долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении.

Все источники финансирования дефицита федерального бюджета принято подразделять на две группы: внутренние и внешние источники.

В качестве внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета может выступать разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение; разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации; поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение; курсовая разница по средствам федерального бюджета.

Внешними источниками финансирования дефицита государственного бюджета являются: разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение; разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц; разница между полученными и погашенными Российской Федерацией займами в иностранной валюте.

Финансирование дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может осуществляться из следующих форм внутренних источников: разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение; разница между полученными и погашенными субъектом Федерации в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными бюджету субъекта Федерации другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; разница между полученными и погашенными субъектом Федерации в иностранной валюте бюджетными кредитами, предоставленными Российской Федерацией в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований); поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Федерации; курсовая разница по средствам бюджета субъекта Федерации; разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение; разница между полученными и погашенными субъектом Федерации кредитами иностранных банков в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета может выступать разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение; разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций в валюте Российской Федерации; изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года; поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования; курсовая разница по средствам местного бюджета.

Долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц образуют государственный долг Российской Федерации, который полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. При этом федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств Российской Федерации и обслуживания государственного долга Российской Федерации.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в формах:

• кредитов, привлеченных от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

• государственных ценных бумаг, выпущенных от имени Российской Федерации;

• бюджетных кредитов, привлеченных в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

• государственных гарантий Российской Федерации;

• иных долговых обязательств, ранее отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

Долговые обязательства Российской Федерации в зависимости от срочности подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет до 30 лет). Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. При этом изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Государственный внутренний долг Российской Федерации включает основную номинальную сумму долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, объем основного долга по кредитам, предоставленных Российской Федерации, объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней, и объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Государственный внешний долг Российской Федерации состоит из номинальной суммы долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте, объема основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации; объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

Государственный долг субъекта Российской Федерации представляет совокупность долговых обязательств субъекта Федерации и полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта Федерации имуществом, составляющим казну субъекта Федерации.

Долговые обязательства субъекта Российской Федерации существуют в форме: государственных ценных бумаг субъекта Федерации, бюджетных кредитов, привлеченных в бюджет субъекта Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитов, полученных субъектом Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, государственных гарантий субъекта Федерации.

Государственный долг субъекта Российской Федерации включает основную номинальную сумму долга по государственным ценным бумагам субъектов Федерации, объем основного долга по кредитами и объем обязательств по государственным гарантиям, полученным субъектом Федерации, а также объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, предоставленным субъекту Федерации от бюджетов других уровней. Долговые обязательства субъекта Федерации должны быть погашены в установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет.

Законодательные (представительные) и исполнительные органы субъекта Федерации используют все полномочия по формированию доходов бюджета субъекта Федерации для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.

Муниципальный долг представляет собой совокупность всех долговых обязательств муниципального образования, которые полностью и без условий обеспечиваются всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме ценных бумаг муниципального образования, бюджетных кредитов, привлеченных в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитов, полученных муниципальным образованием от кредитных организаций, гарантий муниципального образования.

Муниципальный долг включает основную номинальную сумму долга по муниципальным ценным бумагам, объем основного долга по кредитам и объем обязательств по муниципальным гарантиям, полученным муниципальным образованием, а также объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, предоставленным муниципальному образованию от бюджетов других уровней. При этом органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.

Долговые обязательства муниципального образования должны быть погашены в установленные сроки, которые не могут превышать 10 лет.

Наши рекомендации