Пути снижения себестоимости продукции и услуг
Себестоимость продукции - представляет собой стоимостную оценку использованных в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Снижение себестоимости продукции и услуг происходит по 3 основным направлениям:
Повышение производительности труда на основе совершенствования технического и технологического уровня производства, улучшения организации производства и труда. В этом случае фактически происходит экономия на заработной плате за счет отставания ее роста от роста производительности труда.
Экономия материальных ресурсов - улучшение конструкции, уменьшение отходов и рациональное их использование, внедрение технически обоснованных норм расхода различных материалов, использование более экономных материалов, налаживание прямых связей с поставщиками, экономия на складских и транспортных расходах.
Сокращение затрат на управление и обслуживание производства, т.е. снижение прочих расходов. Оно может осуществляться как путем их абсолютного уменьшения, так и путем относительного снижения расходов на единицу изделия за счет увеличения объема производства. Снижение абсолютной величины расходов возможно при совершенствовании структуры управления, повышении уровня механизации управленческого труда, более широком внедрении ЭВМ, снижении численности административно-управленческого персонала и расходов на его содержание, строгом контроле над использованием средств и соблюдении установленных нормативов. Относительное сокращение расходов на управление достигается за счет увеличения объема производства, т.к. условно-постоянная часть затрат не увеличивается и таким образом, при расчете на одно изделие эти затраты снижаются.
Показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятия сервиса, пути ее повышения.
Эффективность хозяйственной деятельности основывается на взаимодействии 3 основных элементов - основного капитала, оборотного и рабочей силы. Сопоставление конечного результата хозяйственной деятельности с затратами живого и овеществленного труда на его достижение отражает ее эффективность.
Эффективность можно определить как частными показателями - трудоемкость, материалоемкость, Фондоемкость, так и общим - рентабельность.
Рентабельность активов - характеризует эффективность использования имущества предприятия Pакт = Прибыль балансовая/Стоимость активов предприятия*100%
Рентабельность продукции и услуг - характеризует эффективность затрат на производство и реализацию продукции Рпрод = Прибыль от реализации/Себестоимость продукции*100%, однако она не отражает конечный результат хозяйственной деятельности предприятия. Для этой цели используется рентабельность расчетная.
Расчетная рентабельность = Прибыль чистая/сумму всех затрат предприятия *100%.
В торговле аналогичным показателем является удельная рентабельность Руд = Прибыль балансовая/Товарооборот * 100%
Методы ценообразования.
Ценообразование - процесс образования, формирования цен на товары и услуги, использования методов, способов установления цен в целом. Различают две основные системы ценообразования: рыночное - на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование – на основе назначения цены государственными органами. Методы ценообразования – способы установления цен на товары и услуги. Принято выделять следующие группы методов ценообразования : административный (администрирование, распорядительство, опирающееся на приказы, распоряжения, спускаемые сверху установки); затратный (учет издержек производства и реализации продукции); рыночный (на основе цен конкурентов); контрактный; параметрический (на учете технико-экономических параметров товаров т.е качества товара, его потребительской стоимости).
При методе ценообразования исходя из затрат на производство и реализацию продукции порядок формирования цены следующий:
1. Полная себестоимость товара + плановая прибыль = оптовая цена
2. Оптовая цена + НДС (акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж) =отпускная цена производителя
3. Отпускная цена производителя + торговая наценка = розничная цена
Виды цен:
1. Исходя из сферы использования: внутренние цены, внешние цены;
2. Исходя из порядка ценообразования: свободные, регулируемые. Свободные: справочные, базисные (уровень расчета), контрактные (зафиксированные в контракте), скользящие (изменение цены), специфические (оговариваются дополнительные условия). Регулируемые: фиксированные цены на тарифы, предельный уровень рентабельности, предельный уровень цен.