Пути снижения себестоимости продукции и услуг

Себестоимость продукции - представляет собой стоимостную оценку использованных в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Снижение себестоимости продукции и услуг происходит по 3 основным направлениям:

1. Повышение производительности труда на основе совершенствования технического и технологического уровня производства, улучшения организации производства и труда. В этом случае фактически происходит экономия на заработной плате за счет отставания ее роста от роста производительности труда.

2. Экономия материальных ресурсов - улучшение конструкции, уменьшение отходов и рациональное их использование, внедрение технически обоснованных норм расхода различных материалов, использование более экономных материалов, налаживание прямых связей с поставщиками, экономия на складских и транспортных расходах.

3. Сокращение затрат на управление и обслуживание производства, т.е. снижение прочих расходов. Оно может осуществляться как путем их абсолютного уменьшения, так и путем относительного снижения расходов на единицу изделия за счет увеличения объема производства. Снижение абсолютной величины расходов возможно при совершенствовании структуры управления, повышении уровня механизации управленческого труда, более широком внедрении ЭВМ, снижении численности административно-управленческого персонала и расходов на его содержание, строгом контроле над использованием средств и соблюдении установленных нормативов. Относительное сокращение расходов на управление достигается за счет увеличения объема производства, т.к. условно-постоянная часть затрат не увеличивается и таким образом, при расчете на одно изделие эти затраты снижаются.

31. Основные принципы образования и распределения прибыли на предприятии сервиса

Прибыль- экономическая категория, характеризующая финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия (превышение доходов над расходами). Однако таким образом рассчитывают собственную прибыль предприятия, выплачивающие единый налог на вмененный доход.

Прочие предприятия определяют прибыль последовательно в соответствии с правилами бухгалтерского учета с целью правильного исчисления всех налогов.

Схема формирования прибыли в этом случае выглядит следующим образом:

1.Выручка от продажи товаров, работ, услуг - НДС, акцизы и подобные платежи

= объем реализации (нетто-выручка)

2.Объем реализации (нетто-выручка) - себестоимость проданной продукции (без коммерческих и управленческих расходов)

= валовая прибыль

3.валовая прибыль - коммерческие расходы - управленческие расходы

=прибыль/убыток от продаж

4.прибыль/убыток от продаж + прочие доходы – прочие расходы

= прибыль/убыток до налогообложения (балансовая прибыль)

5.прочие доходы

= проценты к получению - проценты к уплате +доходы от участия в других организациях + прочие операционные доходы (поступления от аренды или иного использования активов организации; поступления в оплату за использование объектов интеллектуальной собственности или иных нематериальных активов; проценты по ценным бумагам или дивиденды от участия в уставном капитале других организаций; прибыль от совместной деятельности по договору простого товарищества; проценты за использование кем-то ваших денежных средств) + прочие внереализационные доходы (штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора, полученные безвозмездно активы, возмещение причиненный убытков, прибыль прошлых лет, выявленная в отчем году, кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, курсовые разницы, суммы до оценки активов)

6.прочие расходы

= проценты к уплате + прочие операционные расходы (расходы, связанные с предоставлением во временное пользование активов организации, предоставлением за плату прав на использование интеллектуальной собственности, участие в уставных капиталах других организаций, проценты, уплачиваемые организацией за пользование денежными средствами, расходы на оплату услуг кредитных организаций) + внереализационные расходы (штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, возмещение причиненных другим убытков, убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году, суммы дебиторской задолженности по которым истек срок исковой давности, курсовые разницы и суммы уценки активов, некоторые налоги )

7.прибыль/убыток до налогообложения (балансовая прибыль), скорректированный согласно главе 25 Налогового кодекса РФ

= налогооблагаемая прибыль.

Для этого балансовая прибыль уменьшается на величину льгот, доходов, которые не облагаются налогом на прибыль и увеличивается на расходы, не принимаемые для целей налогообложения.

8.балансовая прибыль - налог на прибыль (исчисленный от налогооблагаемой прибыли) и другие обязательные платежи

= прибыль/убыток от обычной деятельности

9.прибыль/убыток от обычной деятельности + чрезвычайные доходы - чрезвычайные расходы (не компенсируемые потери в результате стихийных бедствий, пожаров, аварий и затраты по их ликвидации)

= чистая (нераспределенная прибыль)/непокрытый убыток

Чистая прибыль распределяется на основании решения собственников предприятия (собрание акционеров, учредителей и т.п.). Могут быть выделены следующие части: резервный фонд (на случай получения убытков), фонд накопления (средства для расширения или модернизации производства), фонд потребления (средства на дополнительные выплаты в пользу сотрудников предприятия или коллективное потребление), фонд социальной сферы (на финансирование социальной сферы предприятия).

32. Показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятия сервиса, пути ее повышения.

Эффективность хозяйственной деятельности основывается на взаимодействии 3 основных элементов - основного капитала, оборотного и рабочей силы.

Сопоставление конечного результата хозяйственной деятельности с затратами живого и овеществленного труда на его достижение отражает ее эффективность.

Эффективность можно определить как частными показателями –

трудоемкость,

материалоемкость,

фондоемкость,

так и общим - рентабельность.

· Рентабельность активов - характеризует эффективность использования имущества предприятия P акт = Прибыль балансовая/Стоимость активов предприятия*100%

· Рентабельность продукции и услуг - характеризует эффективность затрат на производство и реализацию продукции Р прод = Прибыль от реализации/Себестоимость продукции*100%,

однако она не отражает конечный результат хозяйственной деятельности предприятия. Для этой цели используется рентабельность расчетная.

· Расчетная рентабельность = Прибыль чистая/сумму всех затрат предприятия *100%.

В торговле аналогичным показателем является

удельная рентабельность Р уд = Прибыль балансовая/Товарооборот * 100%

33. Рыночная конъюнктура и ее оценка.

Конъюнктура рынка или рыночная конъюнктура - это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент времени или ограниченный отрезок времени.

Понятие рыночной ситуации включает в себя: степень сбалансированности рынка (соотношении спроса и предложения); сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его развития; уровень устойчивости или колебания его основных параметров; масштабы рыночных операций и степень деловой активности; уровень коммерческого риска; силу и размах конкурентной борьбы; положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла. Более простое определение: конъюнктура - это совокупность условий, определяющих рыночную ситуацию.

Главная цель изучения конъюнктуры рынка - определить характер и степень его сбалансированности, прежде всего соотношение спроса и предложения. Анализ возможных диспропорций спроса и предложения предупреждает об изменении рыночной ситуации.

Наиболее важный показатель, определяющий состояние рынка - его потенциал, определяемый как разница между производственным и потребительским потенциалом.

Производственный потенциал – способность оказать определенный объем услуг по определенной цене, сумма потенциалов фирм, работающих на данном рынке.

Потребительский потенциал – способность населения потребить определенный объем услуг по определенной цене.

На первом этапе исследуются масштабы и тип экономической конъюнктуры, ее главные характеристики, пропорции, направления и скорость динамики.

Далее выявляются конъюнктурообразующие факторы, степень и направленность причинно-следственных связей, их динамика и устойчивость.

Осуществляется оценка состояния экономической конъюнктуры в целом и возможности ее устойчивого развития. Прогнозируется состояние отдельных параметров, определяющих экономическую конъюнктуру с учетом наиболее важных факторов, влияющих на нее.

Наиболее часто для изучения состояния рыночной конъюктуры используются статистические методы обработки информации.

В качестве источников информации могут использоваться:

· аналитические материалы;

· единовременные выборочные исследования и учеты;

· экспертные оценки;

· независимые наблюдения;

· анкетные опросы населения.

Аналитические материалы – это материалы официальных организаций, научных журналов, специальных изданий, например: демографические характеристики населения можно получить на основании данных участковых избирательных комиссий или в паспортных столах; на основании данных государственной статистической отчетности можно выяснить фактические объемы производимых услуг и их динамику; разного рода частные факторы можно оценить на основании данных аналитических изданий, которые широко практикуют опросы населения и экспертов по самым различным направлениям жизнедеятельности; информация, содержащаяся в материалах бюджетной статистики, характеризует различные стороны уровня жизни потребителей.

В ряде случаев используются панельные исследования – повторяющийся сбор данных у одной группы опрашиваемых через равные промежутки времени. При интерпретации данных следует учитывать, что каждая панель должна быть специализирована для изучения определенного рынка. Недостатком метода является то, что построение и поддержание панели требует больших затрат, поэтому этот способ используют только крупные исследовательские фирмы. Единовременные выборочные обследования и учеты направлены на анализ конкретной группы потребностей.

Экспертные оценки - это оценки исследуемых процессов квалифицированными специалистами (экспертами). В число экспертов включаются специалисты, обладающие высокими знаниями, большим опытом в области, которая является предметом исследования. Экспертные оценки особенно важны и необходимы в тех случаях, когда невозможно получить непосредственную информацию о каком-либо процессе или явлении. Наблюдение - это планомерное исследование реакций на объект исследования без воздействия на источник этих реакций. С помощью наблюдения выявляется поведение покупателей. Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо самостоятельно, наедине, либо в присутствии интервьюера. Анкетные опросы населения -наиболее распространенная форма. С их помощью осуществляется около 90% исследований. Опросы подразделяются на сплошные и выборочные. Наиболее распространены выборочные опросы, что объясняется сравнительной простотой их организации, возможностью оперативного получения интересующих исследователя сведений и экономичностью.

Однако для принятия эффективных решений необходимо не только знать состояние экономической конъюнктуры на данный момент времени, но и спрогнозировать ее состояние в будущем с учетом возможных изменений как внешних факторов, так и внутренних, которые могут измениться под воздействием реализации принятых управленческих решений. Экономическая конъюнктура представляет собой сложную систему, состояние. Современная наука располагает множеством методов разработки прогнозов.

В большинстве исследований для прогнозирования конъюнктурообразующих показателей и факторов используются методики, основанные на следующих методах:

· методы экспертных оценок;

· методы научной экстраполяции;

· методы экономико-математического моделирования.

Метод экспертных оценок состоит в сборе и обобщении индивидуальных и коллективных мнений экспертов (специалистов той или иной отрасли знаний или деятельности) о перспективах развития спроса в будущем. Экспертное прогнозирование нашло широкое применение при изучении общественного мнения. Чаще всего экспертный метод используется для получения оценок тех параметров, по которым нет достаточно достоверной информации. К ним прибегают, когда проблема детально не исследована и нет четко обозначенных связей прогнозируемого явления с главными факторами его развития в перспективе, когда сведения об этих факторах приблизительны. В такой ситуации исключена возможность подхода к разработке прогноза на основе использования формальных методов прогнозирования, так как адекватно описать исследуемый процесс затруднительно.

Метод научной экстраполяции основан на исследовании закономерностей и тенденций, имевших место в прошлом, а также современных тенденций и распространении их на ближайшее будущее. На практике для обоснования возможности использования метода экстраполяции при разработке прогнозов необходимо предварительно тщательно проанализировать основные закономерности и тенденции, характерные для развития параметра в отчетном периоде, выявить те группы услуг, где экстраполяция допустима, т. е. где перенос тенденций прошлого в прогнозируемое будущее отражает истинное его развитие.

Метод экономико-математического моделирования состоит в описании экономических процессов в форме количественных взаимосвязей различного типа.

Наибольшее распространение в математическом моделировании спроса получили методы, основанные на применении принципов корреляционного и регрессионного анализа.

Качество прогнозирования, опирающегося на разработку эконометрических моделей, в значительной степени зависит от того, насколько правильно модель имитирует действительный процесс. Имеет значение также точность оценки факторов, принятых в расчет на перспективу.

34. Методы ценообразования. Методы государственного регулирования цен на продукцию и услуги.

Ценообразование - процесс образования, формирования цен на товары и услуги, использования методов, способов установления цен в целом. Различают две основные системы ценообразования: рыночное - на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование – на основе назначения цены государственными органами.

Методы ценообразования – способы установления цен на товары и услуги. Принято выделять следующие группы методов ценообразования :

· административный (администрирование, распорядительство, опирающееся на приказы, распоряжения, спускаемые сверху установки);

· затратный (учет издержек производства и реализации продукции); рыночный (на основе цен конкурентов);

· контрактный; параметрический (на учете технико-экономических параметров товаров т.е качества товара, его потребительской стоимости).

При методе ценообразования исходя из затрат на производство и реализацию продукции порядок формирования цены следующий:

1. Полная себестоимость товара + плановая прибыль=оптовая цена

2. Оптовая цена + НДС (акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж) =отпускная цена производителя

3. Отпускная цена производителя + торговая наценка=розничная цена

Виды цен:

1. Исходя из сферы использования: внутренние цены, внешние цены;

2. Исходя из порядка ценообразования: свободные, регулируемые.

Свободные: справочные, базисные (уровень расчета), контрактные (зафиксированные в контракте), скользящие (изменение цены), специфические (оговариваются дополнительные условия).

Регулируемые: фиксированные цены на тарифы, предельный уровень рентабельности, предельный уровень цен.

Регулирование цен осуществляется на основе экономических (или косвенных) и административных (или прямых) методов. Экономическое регулирование цен осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную, кредитную и бюджетную политику: введение импортных или экспортных пошлин; введение льгот или повышение налогов; регулирование количества товаров на рынке путем закупки в государственный резерв или продажи товаров из госрезервов; введение ограничений и запретов на импорт. Административное регулирование цен проводится на основе установления цен (тарифов) государством.

Наши рекомендации