Глава I. Теоретические основы
Введение.
Актуальность выбранной мною темы курсовой работы очевидна, так как в наше время, в условиях рыночной экономики и большом уровне неопределенности, нестабильности для любого предприятия, финансовое планирование является одним из самых важных элементов ее деятельности.
Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования.
Основной целью коммерческой организации является получение прибыли, а это невозможно без тщательного планирования и контроля всех финансовых потоков и процессов предприятия, внешних и внутренних связей.
Сейчас как никогда важно уметь и хотеть просчитывать все процессы на фирме на несколько лет вперед, уметь прогнозировать возможные изменения, происходящие под влиянием внешних и внутренних факторов.
Финансовое планирование – это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах. Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования и, следовательно, управленческого процесса, осуществляемого менеджментом предприятия.
Финансовое планирование связано с одной стороны, с желанием предотвратить возможные ошибки в финансовой деятельности, а с другой с тем, чтобы использовать все возможности (в рамках закона) для получения прибыли. Финансовое планирование и контроль помогает своевременно выполнять обязательства перед бюджетом, различными фондами, банками и другими кредиторами, тем самым защищая фирму от применения к ней штрафных санкций. Основными задачами финансового планирования деятельности фирмы являются:
-обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
- определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
-установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
-контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью фирмы [7, с.34].
Финансовое планирование воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных показателей, дает возможность определить насколько перспективен тот или иной проект, новое направление деятельности.
Цель данной курсовой – рассмотреть и изучить понятие планирования, организацию планирования, методы и принципы планирования, а также виды финансовых планов на предприятиях.
Для раскрытия цели работы были поставлены следующие задачи:
- изучить сущность финансового планирования;
- рассмотреть этапы, методы, виды финансового планирования;
- рассчитать финансовые показатели предприятия ООО «Капелька»;
- дать оценку финансового плана;
- дать рекомендации по улучшению финансового планирования и контроля на предприятии.
Объектом дипломной работы является предприятие ООО «Капелька», занимающаяся продажей товаров бытовой химии, парфюмерии и косметики.
Предметом исследования является финансовое планирование и контроль на предприятии ООО «Капелька».
Дипломная работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена теоретическим основам финансового планирования и контроля. В этой главе рассматриваются этапы, меттоды, виды финансового планирования. Вторая глава посвящена оценке финансового плана и анализу финансовых показателей деятельности предприятия ООО «Капелька», на основе бюджета доходов и расходов и бюджета по балансовому листу. В третьей главе предложены основные направления совершенствования финансового планирования и контроля на предприятиях.
Глава I. Теоретические основы
финансового планирования на предприятии.
Процесс финансового планирования – сложный процесс, включающий в себя несколько этапов.
На первом этапе анализируются финансовые показатели деятельности фирмы за предыдущий период на основе важнейших финансовых документов - бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты фирмы и определить проблемы, стоящие перед ней.
Второй этап – это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности фирмы. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается на фирме.
В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми фирмой.
Пятый этап – это осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов.
Планирование предусматривает осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности фирмы, влияющее на конечные финансовые результаты ее деятельности в целом.
Завершается процесс финансового планирования на фирме анализом и контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности фирмы, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причин отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.
Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико - математическое моделирование [11, с.3].
Нормативный метод
Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:
-федеральные нормативы;
-республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы;
-местные нормативы;
-отраслевые нормативы;
-нормативы хозяйствующего субъекта.
Нормативы хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, нормативов отчислений в ремонтный фонд и др.
Расчетно - аналитический метод
Сущность расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка (рис. 1.1.1).
Рисунок 1.1.1. Схема расчетно-аналитического метода планирования
Балансовый метод. Сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется прежде всего при планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды предприятия (фонд накопления, фонд потребления и др.).
Метод оптимизации плановых решений. Сущность метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов расчетов, с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:
- минимум приведенных затрат;
- максимум приведенной прибыли;
-минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата;
- минимум текущих затрат;
- максимум дохода на рубль вложенного капитала;
- максимум прибыли на рубль вложенного капитала;
Экономико-математическое моделирование в планировании финансовых показателей заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т. п.). Алгоритм разработки планового показателя может быть представлен в виде схемы (рис. 1.1.2)
Рисунок 1.1.2. Процесс разработки планового показателя с применением экономико-математической модели
Рыночная экономика существенно изменила методологию финансового планирования, место и роль финансов в хозяйственном механизме управления предприятием. Усилилась их стимулирующая роль в повышении эффективности производственно-хозяйственной деятельности. Финансовые планы перестали носить директивный характер. Процессы формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов стали прерогативой самих предприятий [14. с.3].
Виды финансового планирования.
Финансовое планирование включает в себя три основные подсистемы:
- перспективное финансовое планирование;
- текущее финансовое планирование;
- оперативное финансовое планирование [9. с.221].
Каждой из этих подсистем присущи определенные формы разрабатываемых финансовых планов и четкие границы периода, на который эти планы разрабатываются. Подсистемы финансового планирования представлены в таблице 1.1.3.
Таблица 1.1.3. Подсистемы финансового планирования
Подсистемы финансового планирования | Формы разрабатываемых планов | Период планирования |
Перспективное (стратегическое) планирование | Прогноз отчета о прибылях и убытках Прогноз движения денежных средств Прогноз бухгалтерского баланса | 3-5 лет |
Текущее планирование | План доходов и расходов по операционной деятельности План доходов и расходов по инвестиционной деятельности План поступления и расходования денежных средств Балансовый план | 1 год |
Оперативное планирование | Платежный календарь Кассовый план | декада, месяц, квартал |
Все подсистемы финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности фирмы, осуществляемое в процессе перспективного планирования. На этом этапе определяются задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь база для разработки оперативных финансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования.
Перспективное финансовое планирование
Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, оно является главной задачей фирмы.
Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период от 1 года до 3 (редко - до 5) лет. Однако такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности в стране деятельности, возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направления их использования.
Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирования финансовой деятельности. В целом финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности фирмы и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.
Процесс формирования финансовой стратегии фирмы включает в себя следующие основные этапы:
- определение периода реализации стратегии;
- анализ факторов внешней финансовой среды фирмы;
- формирование стратегических целей финансовой деятельности;
- разработка финансовой политики фирмы;
-разработка системы мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии;
- оценка разработанной финансовой стратегии.
Важным моментом при разработке финансовой стратегии фирмы является определение периода ее реализации. Продолжительность этого периода зависит в первую очередь от продолжительности периода формирования общей стратегии развития фирмы. Кроме этого, на него воздействуют и другие факторы, такие, как:
-динамика макроэкономических процессов;
- изменения, происходящие на финансовом рынке;
-отраслевая принадлежность и специфика производственной деятельности фирмы.
Достаточно важное внимание в процессе формирования финансовой стратегии отводится анализу факторов внешней среды путем изучения экономико-правовых условий финансовой деятельности фирмы, кроме этого, особое внимание отводится учету факторов риска.
Обычно в качестве таких стратегических нормативов используются: среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников; минимальная доля собственного капитала; коэффициент рентабельности собственного капитала фирмы; соотношение оборотных и внеоборотных активов фирмы и др.
На основе финансовой стратегии определяется финансовая политика фирмы по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т. п.
В результате разработки системы мероприятий, обеспечивающих реализацию финансовой стратегии, на фирме формируются «центры ответственности», определяются права, обязанности и меры ответственности их руководителей за результаты реализации финансовой стратегии фирмы.
Заключительным этапом разработки финансовой стратегии фирмы является оценка эффективности разработанной стратегии, которая осуществляется по нескольким параметрам.
Во-первых, оценивается, насколько разработанная финансовая стратегия согласовывается с общей стратегией фирмы, путем выявления степени согласованности целей, направлений и этапов реализации этих стратегий.
Во-вторых, оценивается согласованность финансовой стратегии фирмы с прогнозируемыми изменениями во внешней предпринимательской среде.
В-третьих, оценивается реализуемость разработанной финансовой стратегии, т.е. рассматриваются возможности фирмы в формировании собственных и привлечении внешних финансовых ресурсов.
В заключении оценивается результативность финансовой стратегии. Такая оценка может быть основана на прогнозных расчетах различных финансовых показателей, а также на основе прогноза динамики нефинансовых результатов разработанной стратегии, таких, как рост деловой репутации фирмы, повышение уровня управляемости финансовой деятельностью его структурных подразделений и т. п.
Прогнозирование базируется на обобщении и анализе имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей.
Текущее финансовое планирование
Система текущего планирования финансовой деятельности фирмы основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность фирме определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала фирмы на конец планируемого периода.
Результатом текущего финансового планирования является разработка трех основных документов:
- плана движения денежных средств;
- плана отчета о прибылях и убытках;
- плана бухгалтерского баланса.
Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения фирмы на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году, с разбивкой по кварталам, так как периодизация соответствует законодательным требованиям к отчетности. Текущие финансовые планы фирмы разрабатываются на основе данных, которые характеризуют:
-финансовую стратегию фирмы;
-результаты финансового анализа за предшествующий период;
-планируемые объемы производства и реализации продукции, а также другие экономические показатели операционной деятельности фирмы;
-систему разработанных на фирме норм и нормативов затрат отдельных ресурсов;
-действующую систему налогообложения;
-действующую систему норм амортизационных отчислений;
-средние ставки кредитного и депозитного процентов на финансовом рынке и т. п.
Для составления финансовых документов в процессе осуществления текущего финансового планирования важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств. Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года, годовой прогноз разбивается на кварталы и месяцы, при этом чем короче период прогноза, тем точнее и конкретнее содержащаяся в нем информация. Прогноз объема продаж помогает определить влияние объема производства, цены реализуемой продукции на финансовые потоки фирмы.
На основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, а также определяются и другие составные затраты на производство. С использованием полученных данных разрабатывается плановый отчет о прибылях и убытках, с помощью которого определяется величина получаемой прибыли в предстоящем (планируемом) периоде.
Особое внимание при составлении плана о прибылях и убытках уделяется определению выручки от реализации продукции. Как правило, в качестве исходной точки берется значение выручки от реализации за предшествующий год.
Далее определяется плановая среднегодовая сумма амортизационных отчислений. Правильно определить плановую сумму амортизационных отчислений для фирмы достаточно важно в силу того, что она является частью себестоимости производимой продукции. Важно также правильно запланировать расходы на сырье и материалы, прямые издержки на оплату рабочей силы и накладные расходы. В современных условиях широкое распространение получает метод планирования затрат по центрам ответственности. В данном случае центром ответственности является каждое подразделение фирмы, руководитель которого несет ответственность за издержки своего подразделения.
Далее разрабатывается план движения денежных средств. План движения денежных средств учитывает приток денежных средств (поступления и платежи), отток денежных средств (затраты и расходы), чистый денежный поток (избыток и дефицит). Разграничения направлений деятельности при разработке плана движения денежных средств позволяют повысить результативность управления денежными потоками в процессе осуществления деятельности фирмы [6. с.325].
Заключительным документом текущего годового финансового плана является плановый баланс активов и пассивов (по форме балансового отчета) на конец планируемого периода, который отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов фирмы. Целью разработки балансового плана является определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала, которая обеспечивала бы достаточную финансовую устойчивость фирмы в будущем периоде.
В целом же процесс текущего финансового планирования осуществляется на предприятии в тесной связи с процессом планирования его операционной деятельности.
Оперативное финансовое планирование.
Оперативное планирование финансовой деятельности заключается в разработке системы бюджетов. Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода (до 1 года), отражающий расходы и поступление средств по отдельным аспектам финансовой деятельности, отдельным хозяйственным операциям или инвестиционным проектам.
Разработка бюджета направлена на решение двух основных задач: 1) определение объема и структуры расходов; 2) обеспечение покрытия этих расходов финансовыми ресурсами из различных источников.
В практике оперативного финансового планирования используются два вида бюджетов: бюджет капитальных затрат и поступления средств и бюджет текущих денежных расходов и доходов.
Бюджет капитальных затрат и поступления средств (для краткости – капитальный бюджет) – это бюджет, разрабатываемый на этапе осуществления реального инвестирования, связанного с новым строительством, реконструкцией и модернизацией объекта.
Бюджет текущих денежных расходов и доходов (текущий бюджет) – это бюджет, разрабатываемый по отдельным хозяйственным операциям или по хозяйственной деятельности предприятия в целом в разрезе отдельных краткосрочных периодов (в порядке конкретизации плана доходов и расходов по основной хозяйственной деятельности).
Капитальный бюджет состоит из двух разделов: капитальные затраты и поступление средств. Капитальные затраты представляют собой затраты на приобретение долгосрочных внеоборотных активов. К ним обычно относят первоначальную стоимость вводимых в строй зданий и сооружений (или поэтапные расходы по их сооружению); стоимость новых видов машин и оборудования; стоимость приобретаемых нематериальных активов (патентов, «ноу-хау» и других) и т.п. Поступление средств при разработке капитального бюджета включает планируемый поток финансовых средств (инвестиционных ресурсов) в разрезе отдельных источников.
Таким образом, использование рассмотренных систем и методов финансового планирования позволяет обеспечить целенаправленность финансовой деятельности предприятия и повысить ее эффективность.
Глава II. Расчет финансового плана предприятия