Тема 1. Характеристика международных отношений. Роль и место международных финансовых институтов в мировом экономическом взаимодействии
Международные финансовые институты— международные валютно-кредитные и финансовые организации, которые объединяет общая официальная цель — развитие международного сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства.
Международные финансовые публичные институты подразделяют на национальные и наднациональные. Национальные институты делят на институты монетарной власти (центральный банк, федеральное агентство по страхованию депозитов, федеральная комиссия по ценным бумагам) и фискальной власти (министерство финансов, таможенную службу, налоговое министерство). Наднациональные институты представлены глобальными и региональными институтами. Глобальные институты — это подразделения ООН, такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк. К региональным институтам относят институты типа Европейского банка реконструкции и развития на разных континентах, учреждения типа Европейского фонда валютного сотрудничества, который преобразован сейчас в Европейский центральный банк.
Некоторые специальные органы ООН также занимаются проблемами международных финансов:
1.Конференция ООН по торговле и развитию;
2.Комитет по "невидимым" операциям (платежного баланса) и финансированию, связанному с мировой торговлей и официальным финансированием развития;
3.Экономический совет, который способствовал созданию международных региональных банков развития.
Своеобразным клубом развитых стран является Организация экономического сотрудничества и развития — центр координации экономической политики и международных сопоставлений. Урегулированием внешней задолженности занимаются Парижский клуб стран-кредиторов (государственный долг) и Лондонский клуб стран-кредиторов (частная внешняя задолженность). Своеобразный международный форум представляют "Семерка" (США, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Япония), превратившаяся в "Восьмерку)" после присоединения в 1993 г. к ней России). Международные финансовые институты возникли в основном после Второй мировой войны 1939—1945 гг., за исключением Банка международных расчетов (1930 г.). Их создание обусловлено:
1.глобализацией хозяйственных связей;
2.развитием межгосударственного регулирования, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений;
3.необходимостью совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.
Кроме глобальных и региональных функционируют специализированные мировые финансовые институты, например, Арабский фонд экономического развития Африки, Арабский фонд экономического и социального развития, Карибский банк развития и др. Степень участия и влияния отдельных стран в мировых финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система "взвешенных голосов". Изменение соотношения сил ведущих мировых финансовых центров (США, Западная Европа, Япония) влияет на деятельность мировых финансовых институтов, в которой проявляются две противоположные тенденции взаимоотношений — разногласие и партнерство по глобальным проблемам международных финансов.
Мировые финансовые центры — это центры сосредоточения крупных международных капиталов и масштабного проведения разнообразных международных финансовых операций. Основу их инфраструктуры составляют национальные и транснациональные банки, как правило, тесно связанные с крупнейшими биржами, оперирующими фондовыми ценностями. Значительную роль играют также крупные брокерские конторы и различные инвестиционные фонды.
Основные структурные компоненты мировых финансовых центров:
1.международные финансовые институты;
2.валютный рынок;
3.рынок депозитов;
4.рынок международных облигаций;
5.кредитный рынок, структурированный по срочности;
6.рынок золота.
Для всех этих рынков характерна высокая степень унифицированности и взаимозависимости. Наряду с традиционными валютными, кредитными и депозитными операциями широко представлены валютные операции с производными финансовыми инструментами, операции с еврооблигациями, бумагами с переменной процентной ставкой. Современные электронные средства связи обусловливают все большую степень взаимосвязи отдельных финансовых рынков.
Основные операторы мировых финансовых центров, крупные многонациональные банки сосредоточены в Лондоне, Токио, Нью-Йорке, Париже, Цюрихе, Франкфурте-на-Майне, Люксембурге, Сингапуре, Сянгане. Токийский и Нью-Йоркский мировые финансовые центры исторически сложились как относительно универсальные рынки, тогда как МФЦ отличаются специализацией. Лондон связан, прежде всего, с рынками евровалютных операций, операций ценных бумаг, золота, фьючерсных сделок. Цюрих предоставляет наиболее надежные варианты инвестиций капитала и является ведущим (после Лондона) рынком золота. Люксембург играет роль фондоаккумулирующего рынка АТР. В Сянгане (КНР) сосредоточен центр международного синдицированного кредитования.
Международное финансовое регулирование можно подразделить на регулирование иностранных (национальных) рынков и регулирование евровалютных, форексных операций. К межнациональному (наднациональному) регулированию относят координирование валютных интервенций, денежной политики, унификацию финансового законодательства. Тем самым власти пытаются уменьшить волатильность финансовой среды, в которой работают экономические субъекты и проводится экономическая политика. Введение "плавающих" курсов в марте 1973 г., обострившее проблему покрытия финансовых рисков, привело к созданию ценных бумаг с "плавающим" процентом, финансовых деривативов.
К инновациям, связанным с предложением финансовых продуктов, относят банковские кредитные карты, "бросовые" облигации, корпоративные коммерческие бумаги, компьютеризованную торговлю фьючерсами на индексы акций, глобализацию финансовых рынков, секьюритизацию активов. Инновациями для обхода банковского регулирования в США стали привлечение банками евродолларовых депозитов, эмиссия коммерческих бумаг банковскими холдингами, открытие банками ряда "квазитекущих" счетов, создание банками дочерних фирм в форме взаимных фондов денежного рынка.
На международных капитальных рынках торгуют долгосрочными активами (со сроком погашения более одного года). Они представлены секторами обращаемых долгосрочных бумаг (облигаций, акций) и необращаемых среднесрочных клиентских кредитов от банков. Международная диверсификация акцийи облигаций может предоставить существенно более высокие доходы с меньшим риском, чем инвестирование на единственном рынке.
МФИ предоставляют займы, гранты и оказывают техническое содействие по финансово-инвестиционным проектам и реформам политики, в основном, в странах с низким и средним уровнем доходов. Цели программ МФИ различаются, но, как правило, охватывают круг вопросов от снижения бедности до развития экономики и международной торговли.
У МФИ, в частности Группа организаций Всемирного банка и МВФ, имеются мощные рычаги воздействия на правительства богатых природными ресурсами стран и на многие инвестиции, осуществляемые частным сектором в добывающие отрасли. Согласно статистическим данным Центра информации о банках, Группа организаций Всемирного банка и крупные региональные банки развития осуществляют (в разной степени) прямое финансирование проектов добывающих отраслей, вложив в 2006 году инвестиций в общем размере 2,2 миллиарда долларов и в 2007 году – 2,6 миллиарда долларов. Финансирование добывающих отраслей со стороны МФИ осуществлялось большей частью двумя институтами – Международной финансовой корпорацией (МФК) и Европейским инвестиционным банком (ЕИБ), которые совместно предоставили почти три четверти общей суммы финансирования за 2006-2007 годы. Ежегодно Всемирный банк и МФК предоставляют в среднем один миллиард долларов на финансирование добывающих отраслей. Помимо прямого финансирования, действия МФИ зачастую стимулируют инвестирования в добывающие отрасли на рискованных территориях. К сожалению, данные инвестиции не снижают уровень бедности и не приносят большой пользы местному населению, окружающей среде или экономическому развитию страны в целом.
Необдуманные займы МФИ в проекты добывающих отраслей часто причиняли ущерб окружающей среде и наносили вред социальной сфере, в том числе повлекли необратимые последствия для естественной среды обитания, для переселенных лиц и коренного населения. Деятельность МФИ часто осуществляется при отсутствии достаточной информации, без согласия населения, интересы которого затрагиваются, без согласия неправительственных организаций (НПО) и в большинстве случаев – даже без учета законодательства стран, обращающихся к банкам за займами. Кроме того, несмотря на небольшой прогресс, МФИ все еще не предоставляют своевременно полную информацию на этапе проектирования и реализации проектов.
Вследствие того, что МФИ требуют принятия мер по обеспечению прозрачности в добывающем секторе по проектам со стороны государств, которым МФИ оказывают содействие, они помогают странам сделать процесс принятия решений открытым и сделать шаг вперед к более ответственному и справедливому управлению ресурсами добывающих отраслей. Деятельность МФИ по обеспечению прозрачности является первым важным шагом в решении проблем развития добывающих отраслей.
К конкретным мерам относятся следующие:
1.Компании и правительства, извлекающие выгоду из любой формы поддержки со стороны МФИ, как, например, проектное финансирование, осуществляемое МФК и ЕБРР, гарантии МИГА, обязаны публиковать информацию о размерах платежей правительствам за получение прав на добычу и освоение нефтегазовых и минеральных ресурсов. Раскрытие данных должно осуществляться ежегодно на самом высоком уровне прозрачности, т.е. на уровне проекта или компании, при этом раскрываемые данные должны включать налоги, сборы, роялти и другие платежи, в том числе подписные бонусы.
2.Публичное раскрытие данных о доходах от добывающих отраслей должно стать основным условием предоставления всех кредитов на развитие нефтегазового и горнодобывающего секторов и оказания негуманитарной помощи, а также технического содействия и других видов неинвестиционной деятельности, связанных с добывающими отраслями, особенно в богатых природными ресурсами странах.
3.МФИ должны требовать по всем проектам в добывающих отраслях раскрытия информации об условиях инвестиционных договоров, как, например, об условиях соглашений о разделе продукции, которые обычно устанавливают размеры платежей в государственный бюджет и важных для проверки платежей, причитающихся государству, а также обязанности в социальной сфере и в сфере охраны окружающей среды.
4.МФИ должны обеспечить конструктивное участие общественных организаций в раскрытии данных о доходах, полученных от добычи ресурсов, и то, как данные средства расходуются, должно быть важной частью всех проектов добывающих отраслей и стратегий МФИ для всех богатых природными ресурсами стран.
Основными признаками кредитной организации являются следующие:
1. Кредитная организация является коммерческим юридическим лицом. Этот вывод следует из указания законодателя на основную цель деятельности кредитной организации — извлечение прибыли;
2. Кредитная организация может быть создана только в строго определенной законом организационно-правовой форме - хозяйственного общества. В соответствии с ГК РФ к хозяйственным обществам относятся общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, закрытое акционерное общество и открытое акционерное общество;
3. Кредитная организация осуществляет только ту деятельность, которая законом отнесена к банковской. Кредитная организация не имеет права осуществлять производственную, страховую и торговую деятельность;
4. Право осуществлять банковскую деятельность возникает у кредитной организации только после получения специального разрешения (лицензии) Банка России;
5. Кредитная организация может быть создана на основе любой формы собственности, то есть государственной, частной и иных форм собственности;
6. Кредитная организация является элементом банковской системы РФ.
Эти признаки являются общими для всех кредитных организаций.
Существует две разновидности кредитных организаций - банковские кредитные организации (банки) и небанковские кредитные организации.
Принципиальное отличие банковской кредитной организации от небанковской состоит в следующем. Только банковская кредитная организация имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.
Мировой финансовый рынок предполагает наличие финансовой системы - совокупности различных сфер финансовых отношений, в процессе которых формируются и используются денежные ресурсы. Без такой системы не может быть удовлетворена потребность хозяйствующих субъектов в денежных ресурсах. Поскольку на финансовом рынке деньги и другие финансовые инструменты постоянно находятся в движении, перемещаясь от одного государства к другому, от одной фирмы к другой, от одного частного лица к другому, то возникает необходимость в самых различных международных финансовых посредниках. Главными участниками мирового финансового рынка являются транснациональные банки (ТНБ) - крупные кредитно-финансовые комплексы универсального типа, располагающие широкой сетью предприятий за рубежом и системой участий, контролирующие значительную долю валютных и кредитных операций на мировом финансовом рынке, крупные компании, небанковские финансовые структуры, центральные банки и государственные органы, международные финансовые институты.
По сути, современная мировая финансовая система является двухуровневой: первый уровень представляют международные коммерческие банки, второй - межгосударственные финансовые учреждения. Центральная роль на мировом финансовом рынке принадлежит коммерческим банкам. Они не только осуществляют международные платежи, но и обладают возможностью широкого охвата практически всех сторон международных экономических отношений. На международном рынке капиталов действуют исключительно первоклассные финансовые посредники и солидные заемщики, обладающие качественной и полной информацией. Международные банки в меньшей степени обслуживают товарообмен и в большей обмен капиталов. Крупнейшие банки образуют мировые финансовые центры, через которые осуществляется движение международных финансовых потоков. К настоящему времени фактически сформировались три основных региона, где сконцентрированы международные банки (США, Западная Европа и Юго-Восточная Азия).
Сложился своеобразный международный финансовый механизм, который действует круглосуточно и регулирует движение мировых финансовых потоков и мировых валютных рынков. Кроме ТНБ в этом механизме участвуют международные финансовые институты, под которыми понимают валютно-кредитные и финансовые организации, имеющие всемирное значение. Их возникновение обусловлено усилением мировых интеграционных процессов, образованием мощных промышленных и банковских объединений, осуществляющих в больших масштабах международные операции. Основная цель такого рода организаций заключается в объединении усилий стран мирового сообщества в решении проблем стабилизации международных финансов, а также кредитно-финансовое регулирование. По признаку делегирования полномочий (степени свободы в разработке и принятии решений) выделяют три основные группы международных финансовых организаций:
1.первая группа представлена финансовыми структурами, обслуживающими государства-учредители. Эти организации не обладают самостоятельностью при принятии решений и используются в качестве механизма осуществления межгосударственных денежных расчетов (Межгосударственный банк СНГ, Восточноафриканский банк развития);
2.вторая группа включает в себя финансовые институты, реализующие межгосударственные соглашения. Эти организации действуют автономно при реализации своих уставных целей и задач, но функционально они находятся в текущей зависимости от национальных правительств (Межамериканский банк развития, Северный инвестиционный банк, Азиатский банк развития, Арабский банк экономического развития Африки, Исламский банк развития, Африканский банк развития, Центральноамериканский банк экономической интеграции и др.);
3.третья группа состоит из наиболее значимых в современном мире международных финансовых институтов, самостоятельно определяющих приоритеты своей деятельности и пути достижения поставленных целей (Группа Всемирного банка, Международный валютный фонд (МВФ), Фонд международного развития ОПЕК, Арабский валютный фонд (АВФ), Европейский центральный банк ЕС, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)). Именно эти организации формируют мировые стандарты финансово-кредитной политики и оказывают существенное внешнее влияние на экономическое развития всех государств.
Среди мировых кредитных и финансовых организаций ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка. Несмотря на то, что они обладают полной автономностью в своих действиях, их деятельность взаимно увязана, они дополняют друг друга: членом МБРР может стать лишь член МВФ. В условиях масштабной глобализации хозяйственных связей роль международных финансовых институтов повышается. В их деятельности тесно переплетаются тенденции нарастающего партнерства и острые экономические противоречия, характерные для постиндустриального общества. Трудности функционирования глобальных рынков капитала проистекают из скорости происходящих изменений. По мере того как расширяется мировая торговля и возрастает экономическая взаимозависимость, темп финансовых операций неизбежно возрастает.
Международные финансовые институты – это международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений в целях регулирования валютно-кредитных и финансовых отношений для обеспечения стабилизации мировой экономики. Их возникновение обусловлено главным образом развитием процесса глобализации в мировом хозяйстве и усилением нестабильности мировой валютной системы и мировых финансовых рынков. К международным финансовым институтам относятся Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.
Международная финансовая организация — организация, создаваемая на основе межгосударственных (международных) соглашений в сфере международных финансов. Участниками соглашений могут выступать государства и негосударственные институты.
Идея создания межгосударственных организаций, регулирующих основные формы международных экономических отношений, возникла под влиянием мирового экономического кризиса в 1929—1933 гг. Международные финансовые организации создаются путём объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики и международных экономических отношений.
Целями международной финансовой организации могут быть развитие сотрудничества, обеспечение целостности, стабилизация сложных ситуаций, сглаживание противоречий всемирного хозяйства.
Поле деятельности международных валютных и кредитно-финансовых организаций:
1)анализ ситуации, тенденций и факторов развития мировой экономики;
2)операции на мировом валютном и фондовом рынке с целью регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;
3)инвестиционная деятельность (кредитование в области международных и внутренних национальных проектов);
4)кредитование государственных проектов;
5)финансирование программ международной помощи;
6)финансирование научных исследований;
7)благотворительная деятельность.
В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после второй мировой войны созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ), организованные на основе Бреттон-Вудского соглашения стран-участниц международной конференции. СССР не ратифицировал этого соглашения в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом. Однако в результате реформ, направленных на переход к рыночной экономике и интеграцию в мировую экономику, Россия вступила в эти организации в 1992 г., как и ряд бывших социалистических стран и республик распавшегося СССР.
МВФ и группа ВБ имеют общие черты. Они организованы по аналогии с акционерной компанией. Поэтому доля взноса в капитал определяет возможность влияния страны на их деятельность. Принцип «взвешенных» голосов определяет количество голосов каждой страны-члена. Развитые страны (их 24), составляя 14% количества членов МВФ, имеют почти 60% голосов, в том числе США - 17,7%, страны ЕС - 26,2%. В ВБ США располагают 17% всех голосов, т.е. столько, сколько 140 развивающихся стран в совокупности. Штаб-квартира МВФ и группы ВБ находится в Вашингтоне - столице страны, имеющей наибольшую квоту в их капиталах. Группа ВБ включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала.
Формирование ресурсов МВФ и МБРР различно. Квотыстран-членов МВФ и МБРР различаются. Квоты стран-членов МВФ оплачиваются полностью (около 25% - СДР и свободно конвертируемой валютой и 75% - национальной валютой). Взносы в капитал МБРР оплачиваются лишь в размере 7% подписного капитала, а 93% служат гарантийным фондом, который используется в качестве обеспечения эмиссии облигаций Банка на мировых рынках. Размер квот определяется с учетом доли страны в мировой экономике и торговле.