Предпринимательской деятельности
Невозможно начинать свое дело или расширять уже существующее до тех пор, пока у предпринимателя не будет необходимого капитала. Еще до начала проведения переговоров с любым потенциальным источником финансирования предпринимателю следует решить вопросы о том, какое количество денежных средств потребуется и каким образом эти денежные средства будут возвращены кредитору или инвестору. Основными источниками финансирования являются (рис. 6).
Финансирование может быть внутренним и внешним.
Внутренниефинансовые ресурсы складываются из личных средств предпринимателя или группы учредителей коммерческой организации, необходимых на начало деятельности, и финансовых средств, образующихся в процессе хозяйственной деятельности. В составе внутренних источников основное место принадлежит прибыли, получаемой как от основной деятельности, так и от непрофильных видов деятельности. Прибыль распределяется решением руководящих органов на цели накопления (для развития производства) и на цели потребления (для решения социальных задач).
Важную роль в составе внутренних источников играют амортизационные отчисления, которые представляют собой денежное выражение стоимости износа основных средств и нематериальных активов.
Внешнее финансирование означает, что капитал был предоставлен предпринимательской фирме из внешних источников. Основные источники внешнего финансирования – это кредиты банков, коммерческих организаций, кредитных кооперативов, фондов, частных лиц; лизинговые операции, привлечение партнеров, инвесторов, долевое участие в создании производств, гранты и т.д.
Банковский кредит - это средства, предоставляемые банком предпринимательской фирме для целевого использования на установленный срок под определенные проценты.
Принципы банковского кредитования:
- принцип возвратности (финансовые средства подлежат возврату);
- принцип срочности (возврат кредита в точно установленный срок);
- принцип платности (возврат кредита с процентами, которые формируют прибыль кредитной организации);
- принцип материальной обеспеченности кредита (предоставление залогового обеспечения или финансовые гарантии);
- принцип целевого характера (предоставление кредита для четко определенных целей использования).
При заключении кредитного договора рассматриваются следующие условия:
- срок кредита;
- валюта кредита;
- уровень процентной ставки;
- условия погашения основного долга;
- условия выплаты процента.
Коммерческий кредит – это товарная форма кредита, при которой одна коммерческая организация предоставляет другой кредит в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ, услуг. Коммерческий кредит организация получает при закупке товаров либо создания товарных запасов у поставщика.
Преимущества коммерческого кредита:
- облегчение реализации товара;
- ускорение оборачиваемости оборотных средств;
- более низкая стоимость по сравнению с финансовым кредитом;
- простой механизм оформления;
- оперативность предоставления средств в товарной форме;
- оказание финансовой поддержки предприятий друг другу.
Недостатки коммерческого кредита:
- риск для поставщика при изменении цены товара,
- несоблюдение покупателем сроков оплаты;
- банкротство покупателя;
- незначительный срок кредита.
Для малых предприятий коммерческий кредит является важнейшим источником финансирования.
Кредиты фондов могут предоставляться как государственными, так и негосударственными организациями, включая международные донорские организации. Самые дешевые по процентным ставкам кредиты предоставляют государственные фонды по поддержке малого предпринимательства (ФПМП). Главная цель работы ФПМП – это финансовая поддержка начинающих предпринимателей, не обладающих ни имуществом, которое могло бы быть предоставлено в качестве залога, ни кредитной историей, способной уверить банк в надежности и платежеспособности клиента. Принципиальное отличие ФПМП от других кредиторов малого бизнеса заключается в том, что они являются некоммерческими организациями и не преследуют цели получения прибыли.
Преимущества кредита ФПМП:
- сниженный банковский процент;
- гибкий подход к обеспечению кредита;
- возможность получить кредит на открытие бизнеса.
Недостатком кредитования ФПМП является долгий срок выдачи средств, связанный со значительным превышением числа претендентов на кредиты над объемом имеющихся у фондов ресурсов.
Донорская деятельность — это благотворительность, то есть оказание безвозмездной помощи.
Общества взаимного кредитования (ОВК) в форме кредитных кооперативов и союзов, представляют собой особую форму некоммерческой организации, создаваемую гражданами и малыми предпринимателями для взаимного кредитования. ОВК создаются на основе денежных вкладов (паевых взносов) своих членов, которые являются хозяевами организации, а не только его клиентами, и предоставляют своим участникам льготные кредиты. ОВК самостоятельно решает все вопросы, связанные с предоставлением кредитов и оказание финансовой помощи своим участникам, но не имеют права предоставлять денежные средства физическим и юридическим лицам, которые не являются их участниками.
К непрямым формам финансирования относятся факторинг и лизинг.
Под факторингом понимается система взаимоотношений, которая устанавливается между предпринимателем и фактор-фирмой. Фактор-фирма берет на себя погашение дебиторской задолженности предпринимателя (когда такой предприниматель приобретает товар, но не может сразу его оплатить) или покупает у предпринимателя его требования к какому-либо партнеру о платеже (т.е. когда предприниматель осуществляет поставку товара, но покупатель пользуется отсрочкой платежа).
Факторинг способствует ускорению расчетов, экономии, оборотных средств фирмы, а также ускорению оборачиваемости оборотных средств фирмы. Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних фирм, которые традиционно испытывают финансовые трудности из-за несвоевременного погашения дебиторской задолженности и ограничены в получении банковского кредита.
Преимущества факторинга:
- возможность финансирования за счет средств фактор-фирмы до наступления срока платежа;
- уменьшение финансового риска фирмы;
- возможность получения от фактор-фирмы информации о платежеспособности покупателей- клиентов фирмы.
Лизинг – это операции по размещению движимого и недвижимого имущества, которое специально закупается лизинговой фирмой, остается ее собственностью, но отдается в долгосрочную аренду предпринимателям.
Главное преимущество лизинга в том, что получатель объекта лизинга не должен сразу его оплачивать, т.е. может не иметь необходимых денежных сумм для его полного приобретения. Плата за пользование объекта лизинга происходит длительное время, в течение срока использования объекта. Лизинговый объект позволяет получить доход, из которого осуществляется выплата стоимости объекта с некоторым превышением, составляющим прибыль лизинговой фирмы.
Лизинг выгоден в следующих случаях:
- при нехватке первоначального капитала на стадии создания предприятия;
- при использовании сложного и редкого оборудования в течение короткого времени;
- когда нет возможности взять кредит для закупки необходимого оборудования;
- когда возникает необходимость в оборудовании, которое не связано с основной производственной деятельностью.