Вынос в окно, выход души в окно
Гроб выносят в окно, если:
а) человек умер горячкой (влад., Зав., 93)
б) в доме при эпидемиях (костр., См., 18)
в) первого умершего выносят в окно (новг., HL, 794).
Через освещенные двери и окна душа не может выйти (витеб., ИХ, 524).
При умершем (т. е. до выноса) на окне горят свечи (бреет., Сед., 251).
Душа человека уходит в окно, видьмака — в отверстие в потолке (смол., Мат-лы, 178).
При трудной смерти рассыпают горох по окну (скил., Гн., 226), моют окно горохлянкой (тереб., Гн., 372).
При выносе
а) на окне лежит хлеб или мак-видюк(волын., Архив, 217)
б) окно посыпано мукой, наружу свешено полотенце (косов., Гн., 262)
в) при выносе окно закрывают (волог., Архив, 217)
г) наоборот — настежь его открывают, родные смотрят в него, «чтоб не бояться» (застав., Гн., 364)
д) смотреть в окно в это время нельзя — будут болеть глаза (пинск., Булг., 186).
Окно в течение похоронного обряда
В течение 40 дней на окне ставят хлеб и воду, кладут туда полотенце (горл., Гн., 207).
На окно в эти дни ставят еду снаружи, чтоб избавиться от хождения «нечистых» (тульск., Мат-лы, 179).
Календарное домашнее поминовение
На окна спускают холст (полотенце) и провожают душек: «Вот туг помягче, ступайте с Богом» (обонеж., Кул., 59; Тер., 123 и др., вообще характерно для Русского Севера).
Пепел
После погребения посыпают пеплом кругом дома (волын., Архив, 293).
40 дней после смерти пепел рассыпан под столом (влад., Зав., 89).
В первую ночь бдения при покойном пепел рассыпают на окнах и на полу: если есть на нем знаки — умерший был грешный (горл*, Гн., 207).
Пепел насыпают себе в носки, когда идут на «лубок» (игры при покойном).
В поминки 40-го дня хату посыпают пеплом: узнать, пришел умерший или нет (тереб., Гн., 377) (ср. рассыпанная зола в бане на рожаничных трапезах Гальк., 202).
Печь
Приметы
а) Печь трещит слева—умрет хозяйка, справа—хозяин (блр., Ан., 157)
б) если в углу печи дырочка — в доме будет мрец (блр., Ник, 78)
в) видеть печь во сне — к смерти (костр., См., 3)
г) на печи—нехорошая смерть, «печь—ладонь Божия» (костр., См* 7)
д) в печь нельзя кидать связанные метлы (см. веник), ногти (блр. Ник, 78)
е) треск и гудение в печи — это души родных или просят о помощи, или, вместо ада, мучаются в домашней печи (витеб., Ник, 84).
Печь в течение похоронного обряда
При выносе гроба:
а) все домашние глядят в печь, чтоб не бояться (костр., См., 12)
б) в открытую печь глядят дети, девицы, женщины (нижегор, Архив, 722) Под печь выливают обмывальную воду (бреет., Сед., 250).
Возвратившись с кладбища:
а) глядят в печь, открыв заслонку (сев., Бур., 177)
б) не раздеваясь, открывают печной заслон, или глядят на чело и кирпичи, или — идут задом к печи, открывают заслон и смотрят (влад., Зав., 96)
в) заглядывают в печь, в подполье со словами: «Ух, нету!» (новг., Архив, 779)
г) три раза гладят печь, приговаривая: Нихай умираюць прусаки да тыраканы, а не людзи (минск., Ш., 521; витеб., Ник., 293); после этого еще моют руки (курск., Архив, 663; сев., Бар. и др.)
д) жена три раза выкрикивает имя покойного в печную трубу: «чтоб не встал» (закарп., Бог., 270).
В календарных поминках
Приглашают душек словами: Погрейтесь, родные, на печи! (олон., Тер., 123; обонеж., Кул., 59). ,
На печь ставят кадильницу: там собираются женщины-покойницы (В.Щ.,319).
В осенние деды очищают особенно кут, запечек. Там глава семьи прилепляет свечу перед началом поминок (блр., Ш., 596).
Платок, кусок полотна
Видеть во сне полотно — к смерти (костр., См., 3).
В левую руку покойному дают белое полотно (минск., витеб., 513, 533; костр., См., 10, вообще широко распространено).
Вывешивают плат снаружи, чтоб душа 40 дней слезы вытирала (костр., См., 10).
Первому встречному во время процессии дают платок (казан, Архив, 541)
На похоронах девиц раздают платки (курск., Архив, 663).
Слезные платки кидают в могилу (арханг., с.-рус).
Кусок полотна (новины)— обыкновенная расплата с теми, кто готовил поминальную еду, обряжал покойного, нес гроб, копал могилу (общераспространенное).
Полотенце
а) вывешивают из окна до 40-го дня, затем бросают его в воду (новг., Ш,794)
б) висит в доме на стене 6 недель, затем отдается нищему (твер., Раз., 230)
в) в углу под образами 40 дней (сев., Бур., 186).
Умерших женщин покрывают полотенцем, мужчин — полотном (заставн., Гн., 364).
Полотенцем обвязывают голову старухе, молодых им накрывают (Чернов, Гн., 339).
Каждому покойнику в гроб кладут полотенце, неженатому вяжут полотенце на руку (скил., Гн., 226).
Перевязывают полотенцем мастера деревища, как дружку (курск, Гн., 412); перевязывают священника (тульск., Троиц., 91).
Несут гроб на полотенцах (арханг., Еф., 136); или же: только уважаемых покойников несут на полотенцах (костр., См., 14).
Гроб ребенка несут на рушниках (бреет., Сед., 251).
Опускают гроб на полотенцах (особенно если хоронят девушку), потом эти рушники раздают (том., Сед., 257).
Полотенца дают в жертву или за работу грабарям черезмогилу (Чернов., Гн., 344,348).
На похоронах женщины раздают хустки (платки), на похоронах мужчины — рушники (подол.,Гн., 388).
Лошадь на похоронах ведут за полотенце (могил.,витеб., Ш,515,518,558).
Полотенце вешают на надгробные кресты — «на шею» креста (Полесье), «на голову» и «плечи» (вост. Полесье).
На деды в окно вывешивают полотенце, на нем кутья, пирог, блин (витеб., Архив, 137).
Полотенце из окна вывешивают на Фомину неделю (пенз., Архив, 1050), вывешивают на кресты (гом., Сед., 256).
Цiпляють рушники (т. е. обвязывают надгробный крест полотенцем) хто обрекаицца, обрук дае» (ходить в церковь на все большие праздники). Обрук дают те, у кого в доме тяжелый больной (гом., Сед., 259).
Пояс
Найти во сне пояс — к смерти (костр., См., 3).
Тайно опоясывают умершую жену, чтоб муж еще раз не женился (нижегор., Архив, 722).
Не подпоясывают умершего мужа, чтоб жена вышла замуж (ворон., Архив, 387).
Красным опоясывают покойного, чтоб вдова вышла замуж; перед положением в гроб этот пояс развязывают (надв., Гн., 234).
Старика подпоясывают червонным поясом, остальных — подпругой с калитой (волын., Архив, 371).
Пояс умершей женщины — черно-белый, у детей — красный (косов., Гн.,258).
Холостого парня опоясывают женским поясом (укр., Черв.).
Всем участникам погребального шествия раздают пояса, к дуге лошадей, везущих гроб, привязывают красный пояс (на похоронах девушки) (витеб., Архив, 133).
Ниткой, выдернутой из савана, подпоясывают драчунов и ругателей, затем ее кладут в гроб, хотя бы другому покойнику (яросл., Кос., 219).
На поясе ведут лошадь в похоронном шествии (витеб., Ш., 515,518).
Пояса и платки все присутствующие кидают в могилу (могил., Ш.,564).
Топор(колун, косырь и др.)
Кладут топор:
а) под покойника, коб ны расплываўьi (бреет., Сед., 251)
б) на лавку, где лежал покойный (волын., Архив, 294)
в) на пороге острием в полу (гуцул., Куз., 151)
г) на пороге, если блазнит (арханг., зап. Т. Тюриной).
Женщина косырем ударяет по дороге вслед гробу (нижегор., Добр., 51).
Кроме перечисленных здесь реалий, для похоронной и поминальной обрядности чрезвычайно существенны свеча, замок, порог, стол, крыша, ложки, дровни, скатерть, веко (вено) (крышка от квашни), солома.