Кредитная система и ее структура. Банковская система Республики Беларусь
1.
Сущность и функции денег(см. Тему 4. Формы общественного хозяйства).Деньги играют огромную роль в экономике. Они опосредуют кругооборот доходов и продуктов, способствуют эффективному функционированию производства, обмена. Большинство экономистов считают, что деньги — это общепринятое средство платежа, которое принимается в обмен па товары и услуги. Деньги — это товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента, т.е. используемый для выражения стоимости всех других товаров.
Сущность денег проявляется в их функциях. Деньги выполняют следующие функции (К.Маркс выделял пять функций). Исторически первая – средство обращения. Ее выполняют деньги, выступая в качестве посредника при обмене товарами. В развитой рыночной экономике это тоже исходная функция. Функция денег как средства платежа обусловлена тем, что в силу ряда обстоятельств у экономических субъектов не всегда есть в данный момент деньги для оплаты товаров, услуг, поэтому возникает необходимость покупки последних в кредит. Сначала товар переходит от продавца к покупателю, а затем через определенное время деньги от покупатели поступают к продавцу, выполняя функцию средства платежа. Деньги являются также средством сохранения стоимости, богатства (средством сбережения). Эту функцию они выполняют тогда, когда производитель, продав свой товар и получив деньги, длительное время не использует их для покупок, т.е. сберегает. Это объясняется свойством денег сохранять свою ценность во времени (за исключением периодов инфляции). Деньги выполняют также функцию меры стоимости (это суть денег) и мировых денег (те же функции, но в международном обороте).
Денежный рынок. Спрос на деньги и их предложение. Равновесие денежного рынка.Деньги покупаются и продаются на денежном рынке. Элементами механизма функционирования рынка являются: спрос и предложение денег, цена денег (процентная ставка).
Общее количество денег, которое домохозяйства, бизнес, правительство желают иметь в данный момент, представляет собой спрос на деньги. Он обусловлен выполнением деньгами двух функций: средства обращения и средства сбережения. Соответственно общий спрос на деньги распадается на: а) спрос на деньги для сделок; б) спрос на деньги как средства сохранения богатства (спрос на деньги со стороны активов).
Спрос на деньги для сделок определяется тем, что деньги нужны экономическим субъектам для покупок и платежей (торговых сделок). Чем больше в обществе производится товаров и услуг, тем больше покупок совершается, и тем больше спрос на деньги для сделок. Следовательно, он зависит, прежде всего, от объема номинального валового внутреннего продукта (ВВП). При этом необходимо учитывать скорость обращения денег: чем она выше, тем меньше нужно денег для сделок, и наоборот. Для простоты можно предположить, что необходимое количество денег не связано с изменением ставки ссудного процента. Так как объем ВВП в данном году – величина постоянная, то, учитывая допущение, кривая спроса на деньги для сделок D1 будет иметь вид вертикальной прямой (см. Рис. 6.1 а).
Рис. 6.1. Спрос на деньги для сделок (а) и со стороны активов (6)
Общий спрос на деньги можно получить, суммировав спрос на деньги для сделок D1 и спрос на деньги со стороны активов Da. Кривая общего спроса на деньги Dm будет нисходящей (см. Рис. 6.2).
Рис. 6.2. Спрос на деньги
Предложение денег.Спрос на деньги должен покрываться предложением денег. Общее количество денег в стране называют предложением денег. Для измерения денежной массы ее разбивают на несколько групп, которые называют денежными агрегатами: М0, M1, М2, М3, М4. Каждая страна определяет их по-своему, и количество агрегатов различно, что объясняется спецификой денежной системы.
В Республике Беларусь Национальный банк выделяет следующие агрегаты: М0 – наличные деньги в обороте; M1 включает М0 и депозиты до востребования в рублях; М2 состоит из M1 и срочных депозитов в рублях; М3 равен сумме М2 и других депозитов в рублях; М4 включает М3 и депозиты в иностранной валюте. Денежный агрегат М3 – это рублевая денежная масса. М4 представляет собой совокупную денежную массу. Экономическая теория в основном имеет дело с агрегатом M1.
Предложение денег зависит от политики центрального банка, деятельности других банков, поведения экономических субъектов. Центральный банк осуществляет эмиссию денег, регулирует деятельность банковской системы. Коммерческие банки также влияют на предложение денег, т.к. они способны создавать кредитные деньги, используя имеющиеся депозиты. На предложение денег воздействует и соотношение между наличными деньгами и депозитами, которое зависит от решений, принимаемых экономическими субъектами. Центральный банк, проводя денежно-кредитную политику, способен контролировать в значительной мере предложение денег, но точно определить его он не в состоянии, ибо другие банки, экономические субъекты принимают свои решения самостоятельно.
Равновесие денежного рынка.Оптимальным для денежного рынка является равновесие между спросом на деньги и их предложением. Графически оно достигается в точке пересечения кривых Sm и Dm в точке Е (см. Рис. 6.3). Эта точка определяет равновесную ставку процента iEт.е. цену денег.
Рис. 6.3. Равновесие денежного рынка
При изменении предложения денег равновесие восстанавливается путем продажи облигаций, что обусловливает снижение рыночной цены облигаций и рост процентной ставки. По мере ее роста будет увеличиваться спрос на ценные бумаги и уменьшаться спрос на деньги.
Аналогично реагирует денежный рынок на изменение спроса на деньги. Рост спроса па деньги приводит к повышению равновесной ставки процента, а уменьшение – к снижению ставки. Таким образом, изменения процентной ставки восстанавливают равновесие на денежном рынке.
2.
Сущность и функции кредита.Необходимость кредита обусловлена тем, что у одних экономических субъектов появляются временно свободные денежные средства, а другим они требуются. В рыночной экономике основными поставщиками денежных средств являются домохозяйства (личный сектор), а потребителями – бизнес. Их взаимодействие осуществляется через посредников: коммерческие банки, инвестиционные компании, страховые общества, брокерские конторы и т.д. Именно они аккумулируют свободные финансовые средства и размещают их среди потребителей ссудного капитала. Система экономических отношений, возникающих в процессе предоставления денежных или материальных средств во временное пользование на условиях возвратности и, как правило, платности, называется кредитом. Юридическое (физическое) лицо, предоставляющее ссуду, называют кредитором, а берущее ее – заемщиком.
Кредит выполняет следующие основные функции: перераспределительную (посредством кредита денежные, материальные ресурсы перераспределяются на условиях последующего возврата между предприятиями, отраслями, регионами страны); замещения наличных денег кредитными деньгами и операциями (безналичный расчет). Эти функции определяют роль кредита в процессе воспроизводства. Он ускоряет развитие производства, повышает его эффективность, обеспечивает непрерывность.
В рыночной экономике кредитные ресурсы направляются, прежде всего, в наиболее прибыльные, быстрорастущие отрасли экономики, используются для расширения производства, внедрения новой техники, передовых технологий. Кредит позволяет ускорить оборот средств предприятий, является важнейшим источником формирования их основных и оборотных средств. Замещение наличных денег кредитными снижает затраты на организацию денежного обращения в стране, ускоряет оборачиваемость денежных средств, упрощает расчеты между хозяйствующими субъектами.
Формы (виды) кредита.Развитие кредитных отношений привело к появлению различных форм и видов кредита. Выделяют следующие основные формы кредита: банковский, коммерческий, государственный, потребительский, международный, лизинг-кредит.
Банковский кредит предоставляется, как правило, коммерческими банками в виде денежных ссуд предпринимателям, населению. Это – основная форма кредита. Кредитование осуществляется за счет собственного капитала банка, привлеченных денежных средств населения, субъектов хозяйствования; ссуд, полученных в других коммерческих банках, центральном банке. При предоставлении ссуды банк заключает договор с каждым заемщиком. За нарушение его условий обе стороны кредитной сделки несут ответственность. В зависимости от обеспечения различают гарантированные (обеспеченные) и негарантированные (необеспеченные) ссуды. Обеспеченной называется ссуда, выдаваемая под залог. В качестве последнего могут выступать ценные бумаги, недвижимость и другие товарно-материальные ценности. Кредит, выдаваемый под залог недвижимости, получил название ипотечного. Необеспеченная ссуда – это ссуда, выдаваемая без залога.
По срокам погашения ссуды бывают срочные, отсроченные и просроченные. Срочные – это ссуды, срок погашения которых наступил, отсроченные – ссуды, срок погашения которых отнесен банком на более поздний период (пролонгированные ссуды). Просроченные – это ссуды, не возвращенные в установленный срок. По характеру погашения различают ссуды, погашаемые единовременным взносом и в рассрочку.
Коммерческий кредит – кредит, предоставляемый хозяйствующими субъектами друг другу в товарной форме путем отсрочки платежа. При получении кредита заемщик выдает кредитору вексель. Коммерческий кредит менее распространен, чем банковский, так как сфера его применения ограничена, поскольку он обслуживает только обращение товаров.
Государственный кредит имеет место, когда заемщиком выступает государство, а кредиторами – банки, население, предприятия. Для заимствования необходимых денежных средств государство выпускает и продает ценные бумаги: казначейские векселя, облигации. Покупая их, субъекты хозяйствования, население кредитуют государство. В зависимости от эмитента ценных бумаг государственный кредит делится на централизованный (в этом случае заемщиком является правительство) и децентрализованный (в этом случае заемщиком являются местные органы власти).
Потребительский кредит в основном связан с предоставлением населению ссуд на приобретение товаров длительного пользования. Такие ссуды погашаются в рассрочку. К потребительскому относят и кредит ломбардов. Он выдается под залог движимого имущества, включая драгоценные камни и металлы, сроком до трех месяцев, в размере от 50 до 80 % стоимости закладываемого имущества. Если ссуда не погашается в срок, вещи, сданные в ломбард, продаются, а вырученные средства идут на покрытие долга.
Лизинг-кредит — это предоставление в долгосрочную аренду машин и оборудования, транспортных средств при сохранении права собственности на них за арендодателем. Он делится на финансовый и оперативный. При финансовом технические средства предоставляются на весь срок их амортизации. При оперативном срок соглашения короче срока службы средств производства.
Международный кредит представляет собой кредит, выдаваемый государствами, международными кредитно-финансовыми институтами, частными фирмами в процессе международного экономического сотрудничества. Он имеет в основном денежную форму, хотя может предоставляться и в товарной. Кредиты, выдаваемые в денежной форме и имеющие долгосрочный характер, получили название внешних займов. Международный коммерческий кредит часто выступает в виде фирменного кредита, когда фирма-экспортер одной страны предоставляет импортеру другой страны отсрочку платежа.
Принципы кредитования.При осуществлении кредитной сделки соблюдаются основные принципы кредитования. К важнейшим из них относятся:
· срочность и возвратность – определение периода пользования ссудой, по истечении которого она должна быть возвращена кредитору;
· целевое назначение – предоставление кредита на конкретные потребности, возникающие в процессе производства и реализации товаров. Фирма обязана использовать кредит строго по целевому назначению;
· обеспеченность – и заемщик, и кредитор должны быть уверены в том, что существуют реальные шансы на возврат полученных взаймы средств. Например, если кредит выдается под запасы реальных товарно-материальных ценностей, наличие этих запасов и является обеспечением кредита;
· платность – уплата определенного процента, что выступает важным инструментом всего рынка ссудных капиталов. Положение на этом рынке часто характеризуется уровнем процента, зависящего в первую очередь от риска, срока и суммы кредита;
· дифференцированность – неодинаковый подход к различным заемщикам. Реализация данного принципа основывается на индивидуальном подходе, расчете определенных коэффициентов, в соответствии с которыми заемщик относится к той или иной группе риска, на основании чего банк решает вопрос о предоставлении или непредоставлении кредита и условиях кредитования.
3.
Кредитная система и ее структура. Банковская система Республики Беларусь.
Кредитные отношения обслуживает кредитная система страны. В развитых странах она состоит из трех звеньев (уровней), критерием выделения которых служит функциональная специализация отдельных институтов:
– высший уровень – представлен центральным банком страны;
– второй уровень – представлен коммерческими банками;
– третий уровень образуют специальные кредитно-финансовые учреждения.
Центральный банк вместе с коммерческими образуют банковскую систему.
В Республике Беларусь банковская система также является двухуровневой и включает в себя Национальный банк и другие банки. Банковский кодекс, вступивший в действие в 2001 г., определяет принципы деятельности банковской системы, цели, функции, правовой статус банков. Банковская деятельность в республике основана на следующих принципах:
– обязательность получения банками лицензии на осуществление банковских операций;
– независимость банков, невмешательство в их деятельность государства, за исключением случаев, предусмотренных законами;
– разграничение ответственности между банками и государством;
– обязательность соблюдения установленных Национальным банком экономических нормативов для поддержания стабильности и устойчивости банковской системы страны;
– обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора банка;
– соблюдение банковской тайны по операциям, счетам и депозитам клиентов;
– обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков.
Центральным банком является Национальный банк. Основные цели его деятельности: защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля; укрепление и развитие банковской системы страны; обеспечение эффективного, падежного и безопасного функционирования платежной системы. В Банковском кодексе особо оговаривается, что получение прибыли не является основной целью его деятельности.
Национальный банк выполняет ряд функций, важнейшие из которых: разработка и реализация денежно-кредитной политики; осуществление эмиссии денег; регулирование денежного обращения и кредитных отношений; валютное регулирование. Банк выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных органов власти, выдает лицензии на осуществление банковских операций, кредитует другие банки, осуществляет надзор за банковской деятельностью, является эмитентом ценных бумаг, создает золотовалютные резервы и управляет ими.
В 2003 г. в республике функционировало 24 коммерческих банка, 17 из которых – с участием иностранного капитала. Банковская сеть насчитывала 511 филиалов. На территории Беларуси работало 11 представительств иностранных банков и кредитно-финансовых организаций России, стран Балтии, Германии и Польши. Несколько банков находились в стадии ликвидации.
Коммерческие банки осуществляют следующие основные операции: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады; размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Вместе с тем коммерческие банки осуществляют и другие банковские операции и виды деятельности, которые предусмотрены Банковским кодексом.
Особенностью банковской системы Республики Беларусь является высокий уровень концентрации банковского капитала: 88,9 % активных банковских операций приходится на 7 ведущих банков. К ним относятся Беларусбанк, Белпромстройбанк, Приорбанк, Белвнешэкономбанк, Белбизнесбанк, Белорусский банк развития.
В стране большое внимание уделяется развитию банковской системы. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. определены следующие основные направления ее совершенствования:
– укрепление финансовой устойчивости банковской системы;
– расширение ресурсной базы банков и повышение ее качества;
– приближение принципов и практики банковского надзора к международным стандартам;
– создание условий гарантирования вкладов населения в банках.
Намечается обеспечение развития финансово-кредитной системы республики за счет привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, более полное использование возможностей свободных экономических зон.
4.
Понятие и направления денежно-кредитной политики.Важнейшей функцией государства является формирование предложения денег и регулирование денежной массы в стране. Цели и средства, с помощью которых государство осуществляет денежное предложение и регулирование денежной массы, составляют содержание денежно-кредитной политики.
Она направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения процентной нормы. Напротив, экономический подъем часто сопровождается "биржевой горячкой", спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить "перегрев" рынка при помощи ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.
Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.
Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепить ликвидность кредитно-финансовых институтов, т.е. их способность своевременно удовлетворять требования вкладчиков. Это достигается, прежде всего, за счет учетной (дисконтной) политики, операций на открытом рынке, установления норм обязательных резервов.
Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов и огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита па рынок ссудных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства, изменяет цену облигаций, условия их продажи, различными способами повышает их привлекательность для частных инвесторов.
Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется, прежде всего, для воздействия па хозяйственную активность. Это направление денежно-кредитного регулирования тесно связано с первыми двумя. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной процентной нормы, регулирование государственного долга воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок, банковскую ликвидность. Размещение государственных долговых обязательств в банковской системе приводит к увеличению денежной эмиссии, во внебанковской системе – к ее сокращению.
Инструменты денежно-кредитной политики.Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие (влияют па рынок ссудных капиталов в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.).
К общим методам и инструментам относятся:
· учетная (дисконтная) политика;
· операции на открытом рынке;
· установление норм обязательных резервов.
Инструментом кредитно-денежного регулирования является изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), по которой центральный банк выдает кредиты коммерческим байкам. Если учетная ставка повышается, объем заимствований у центрального банка сокращается. Следовательно, уменьшается объем операций коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Это приводит к уменьшению предложения денег в экономике. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.
Операции на открытом рынке представляют собой способ контроля за денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком цепных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент предполагает куплю-продажу центральным банком ценных бумаг. Чаще всего объектом таких сделок являются краткосрочные государственные бумаги.
Когда центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка. Соответственно в банковскую систему поступают дополнительные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.
Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, центральный банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются в форме соглашения об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае центральный банк, например, продает цепные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Процентом за предоставленные взамен цепных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены в деятельности коммерческих банков и фирм.
Обязательные резервы – часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. В современных условиях обязательные резервы не столько выполняют функцию страхования вкладов (эта роль закреплена за специализированными финансовыми институтами, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций центрального банка, а также для межбанковских расчетов.
Чем выше устанавливает центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, центральный банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.
На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку эта процедура громоздка, а сила воздействия данного инструмента через мультипликатор значительна.
К селективным методам и инструментам денежно-кредитной политики относятся:
· контроль по отдельным видам кредитов;
· регулирование риска и ликвидности банковских операций.
Прямой контроль часто практикуется по кредитам под залог биржевых цепных бумаг, потребительским ссудам па покупку товаров в рассрочку, ипотечному кредиту. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряженности на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить ссудные капиталы в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса.
В многочисленных правительственных документах (законах, актах, инструкциях, директивах, указаниях и т.д.), регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяется риску и ликвидности банковских операций.