Переложение налогового бремени
1) Личный подоходный налог (налог на з/п, наследство и дарение). Возможность переложения этих налогов незначительна, но могут быть исключения:
- например лица или группа лиц, которые могут контролировать цены на свой ТИУ (врачи, юристы, различные товарищества и другие). При введении дополнительных налогов или повышении ставок могут на соответствующие суммы поднять расценки на свой ТИУ, чтобы компенсировать налоги.
- профсоюзы могут рассматривать личный подоходный налог как часть стоимости жизни и при его повышении вести переговоры о повышении уровня з/п. Отсюда, возможность переложить часть бремени этого налога от работающих на работодателей, следовательно работодатели рассматривают этот рост з/п как рост издержек и повышают цену на производимую продукцию, тем самым переносят полученное от работающих бремя налога на потребителя своей продукции. Тоже самое можно сказать о налога на зарплату и налоге с наследства.
2) Налог на прибыль корпораций. Сфера действия этого налога менее определена, однако и здесь имеются возможности переложения бремени. Возможными сферами переложения могут быть:
а) если предприятие само устанавливает цены и они приносят максимальную прибыль, то рост ставок налога на прибыль и изъятие ее части, как правило, не приводят к резкому снижению прибыльности. В этом случае акционеры несут основную часть бремени в виде низких дивидендов или в виде снижения части нераспределенной прибыли.
б) но фирма может перенести бремя с одной стороны на покупателей через повышение цен на свою продукцию или на поставщиков ресурсов через снижение цен на ресурсы.
Однако как отмечают эксперты в развитых странах н/п, контролирующие рынок, не спешат устанавливать цены, приносящие максимальную прибыль.Поэтому начинают выплачивать налоги по повышенным ставкам, затем обосновывают рост издержек высокими налогами и в конечном счете повышают цены, перенося бремя на покупателей, таким образом часть налога на прибыль корпораций благополучно может быть распределена между владельцами акций, покупателями ТИУ, продавцами ресурсов.
3) Косвенные налоги.
Это самые скрытые налоги, поэтому их легко переложить на покупателей через более высокие цены. При этом существует разница в перенесении бремени между налогом с продаж, НДС и акцизами. Первые распространяются практически на все товары, поэтому у покупателей маленькая возможность переориентировать свои расходы на товары с низкими ценами. Акцизами облагается ограниченный круг товаров, следовательно возможности замены шире, но во многих случаях повышение цен с ростом акцизов мало сказывается на объемах продаж так как мало хороших товаров – заменителей, а поэтому оттока покупателей практически нет. Таким образом эти налоги обычно в основном ложатся на покупателей.
4) Поимущественные налоги дают мало возможностей для переложения бремени. Даже если владелец имущества в связи с высокими налогами не захочет от него избавится, он получит цену более низкую, учитывающую будущие высокие налоги иначе с арендодателями, так как в этом случае налог на имущество может быть полностью включен в арендную плату. Как видели переложение налогового бремени является одной из форм уклонения от налогов.
Сущность налогового планирования.
Поскольку налог - это безвозмездное изъятие государством определенной части имущества налогоплательщика, естественно, что налогоплательщик вправе избрать способ уплаты налогов, позволяющий уменьшить ’’ущерб", причиненный ему взиманием налогов, воспользовавшись для этих целей всеми допустимыми законом способами.
Налоговое планирование – законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств. Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает конкретный налоговый режим для разных ситуаций, допускает многообразие методов для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщику налоговые льготы. Сущность налогового планирования в признании права налогоплательщика применять все допустимые законом средства, приемы и способы, в том числе и пробелы в законодательстве для максимального сокращения своих налоговых обязательств.
Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений, за счет применения методов стратегического планирования финансово - хозяйственной деятельности. Налоговое планирование можно определить, как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Такое планирование должно быть перспективным, поскольку многие решения, принимаемые в рамках проведения сделок особенно при проведении крупных инвестиционных программ, весьма дорогостоящи, и их “компенсация” может повлечь за собой крупные финансовые потери.
Эффективность налогового планирования всегда следует соотносить с затратами на его проведение. Следует также соотносить цели налогового планирования со стратегическими (коммерческими) приоритетами организации.
Необходимость и объем налогового планирования напрямую связан с тяжестью налогового бремени в той или налоговой юрисдикции (стране).
НБ = НН/ОРП * 100 %
НБ – налоговое бремя
НН – налоги начисленные за отчетный период
ОРП – объем реализованной продукции
Практика налогового планирования для различных сделок предусматривает разработку без- или низконалоговых схем. При этом каждую из таких схем можно считать полностью законченной, когда она является логическим продолжением бизнеса и совершенно не выделяется из деятельности коммерческого предприятия как «схема».Необходимость корпоративного налогового планирования в решающей степени зависит от тяжести налогового гнета в стране. Если удельный вес налогов не превышает 15 % общего чистого дохода предприятия, то потребность в налоговом планировании минимальна.
В такой ситуации за состоянием налоговых платежей вполне может следить главный бухгалтер или его заместитель.
При уровне налогового гнета в пределах 20-35 % в мелких и средних фирмах целесообразно иметь специалиста, а в крупных фирмах - группу специалистов, ориентированных исключительно на контроль за налоговыми обязательствами. Для новых проектов обязательно привлечение квалифицированных внешних консультантов по налоговому планированию.
Если налоги забирают 40-50 % и более, то налоговое планирование принимает глобальный характер и становится важнейшим элементом всей управленческой работы. Надзор за налоговыми вопросами осуществляется на уровне высшего руководства. В средних и больших фирмах обязательно наличие группы или отдела налогового планирования. При этом ни один серьезный проект не должен внедряться без предварительной экспертизы внешних налоговых консультантов.
Принципы налогового планирования.
Налоговое планирование возможно и реально при соблюдении принципов, основными из которых являются:
1) Принцип разумности. Разумность в налоговой оптимизации означает, что "все хорошо - что в меру". Что - то заплатить придется. Применение грубых и необдуманных налоговых схем будет иметь только одно последствие - применение налоговых санкций со стороны государства;
2) Цена решения. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения. Как писал римский историк и писатель I века н. э. Светоний: "Тех, кто домогается малых выгод ценою больших опасностей, можно сравнить с рыболовом, который удит рыбу на золотой крючок; оторвись крючок, - и никакой улов не возместит потери";
3) Комплексный подход. Выбрав метод снижения какого - либо налога, необходимо проверить, не приведет ли его применение к увеличению других налоговых платежей;
4) Юридическая чистота. Необходимо проанализировать все используемые в том или ином методе юридически значимые документы на предмет соответствия их требованиям действующего законодательства. Следует уделять пристальное внимание документальному оформлению операций, т. к. небрежность в оформлении или отсутствие необходимых документов может послужить формальным основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции и, как следствие, привести к применению более обременительного для предприятия порядка налогообложения.
5)Временность. Налоговое законодательство самое подвижное из всех отраслей права. Его обещает изменить любой политик в любой стране идущий на выборы. Иногда они реализуют обещания. Фискальные органы специально отслеживают действия предпринимателей с целью создания нормативных документов, запрещающих или ограничивающих наиболее известные способы снижения налогов. Поэтому необходимо оценивать время окупаемости любого метода или способа. И сравнивать это время со временем вероятной жизни метода.
6)Разделяй оборот, имущество, персонал и т.д. Если все Ваши разнообразные действия будут проводить одно лицо (физическое или юридическое), то возможностей по применению большинства способов снижения налогов становится значительно меньше. Разделение различных действий приводит к снижению налогов потому, что Вы имеете возможность для каждого действия создать структуру, которая наиболее эффективно снижает налоги.
Имеется в виду, что для недвижимости, других основных средств, оборота, персонала нужно использовать различные структуры, каждая из которых снижает наиболее значимый налог. Использование этого принципа позволяет не только снижать налоги, но зачастую и увеличить надежность бизнеса.
Различные виды бизнеса также лучше развести в разные структуры, что позволит менять между ними взаимодействие при смене законодательства
7) Индивидуальный подход. Только изучив все особенности деятельности предприятия, можно рекомендовать тот или иной метод снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя.
Налоговое планирование является одной из главных составляющих частей процесса финансового планирования, основной задачей которой является предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов по результатам общей деятельности, по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации.
10 Методы и порядок налогового планирования Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей для снижения размера налоговых платежей, в связи с чем можно выделить ОБЩИЕ и СПЕЦИАЛЬНЫЕ методы минимизации:-Кобщим методамможно отнести:
а) принятие учетной политики предприятия с максимальным использованием предоставленных законодательством возможностей [выбор метода определения дохода (кассовый, начислений, процента выполнения и т. д.), учет амортизационных вычетов и т. д.]
б) оптимизацию через договор (совершение льготированных сделок, грамотное и четкое использование формулировок и др.);
в) использование различных льгот и налоговых освобождений.
-Специальные методы налоговой оптимизации имеют более узкую сферу применения, однако также могут применяться на всех предприятиях. К специальным методам относятся следующие:
а) метод замены отношений,
б) метод разделения отклонений,
в) метод отсрочки налогового платежа,
г) метод прямого сокращения объекта налогообложения.
- Метод замены отношений основывается на многовариантности путей решения хозяйственных проблем в рамках существующего законодательства. Предприниматель вправе предпочесть любой из допустимых вариантов как с точки зрения экономической эффективности операции, так и с точки зрения оптимизации налогообложения.
- Метод разделения отклонений БАЗИРУЕТСЯ НА МЕТОДЕ ЗАМЕНЫ. В данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция заменяется на несколько операций. Метод разделения отклонений применяется, как правило, в случаях, когда полная замена не позволяет достичь результата, приемлемо близкого цели первоначальной операции.
- Метод отсрочки налогового платежа основан на возможности переносить момент возникновения объекта налогообложения на последующий календарный период. В соответствии с действующим законодательством срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом. Используя элементы метода замены и метода разделения, можно изменить срок уплаты налога или его части с текущего на последующий, что позволяет существенно экономить оборотные средства.
- Метод прямого сокращения объекта налогообложения преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого налогами имущества и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя. Ни для кого не секрет, что сэкономленные деньги - это все равно что деньги заработанные. Поэтому и относиться к процессу оптимизации налоговой политики, позволяющему сэкономить на налоговых платежах реальные средства, необходимо с той же серьезностью, как и к любой иной коммерческой деятельности. В настоящее время профессионализм - это единственный способ выживания и развития серьезного бизнеса. Существует некая усредненная статическая модель деятельности организации, которая может быть рассчитана государственными органами на основании средних данных по региону для предприятий различных типов и сфер деятельности. При резком изменении или значительном и постоянном несоответствии указанным параметрам существует риск подвергнуться внеплановой пристрастной налоговой проверке контролирующих органов.
Кроме того, следует отдавать себе отчет, что при безоглядном применении налоговой минимизации нарушается баланс операций по другим сделкам, что вызывает пристальное и заслуженное внимание фискальных служб.
По видам налоговое планирование подразделяется на корпоративное (для предприятий) и личное (для ФЛ). Налоговое планирование для предприятий – составная часть стратегического финансового планирования в предпринимательской деятельности и бизнес – планах. Одна из его главных целей – минимизация налоговых платежей, путем использования всех особенностей налогового законодательства.
Этапы налогового планирования
Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов (рис. 6.2), которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы науки и искусства аналитика.
Первый этап - появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании предоставляемых законодателем налоговых льгот (например, для малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере материального производства).
Второй этап - выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и конторских помещений предприятия, его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.
Третий этап - выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.
Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.
Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия. Составляется характеризующая налоговое поле налоговая таблица, в которой каждый налог описывается с помощью определенных показателей (параметров). Далее проводится анализ налоговых льгот. В заключение этапа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.
Пятый этап - образование (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия и составление журнала хозяйственных операций, который служит основой ведения бухгалтерского и налогового учета.
Шестой этап начинается с анализа различных налоговых ситуаций, сопоставления полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями. Далее с учетом получения максимальных финансовых результатов осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия.
Важный элемент, способствующий проведению налогового планирования на предприятии, -это организация бухгалтерского учета; выбранная форма, методология, содержание и способы ведения.
В соответствии со статусом предприятия, на основании его устава и законодательных актов в области налогообложения определяется спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать в бюджет и внебюджетные фонды. Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле предприятия, в которой каждый налог описывается с помощью следующих основных показателей:
• источник платежа (статья расходов);
• бухгалтерская проводка;
• налогооблагаемая база;
• ставка налога;
• сроки уплаты;
• пропорции перечисления в бюджеты разных уровней;
• реквизиты организаций, в адрес которых делаются перечисления;
• льготы или особые условия исчисления налога.
После этого специалистами предприятия анализируются все представленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в предпринимательской деятельности. С учетом результатов этого анализа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.
Затем согласно уставу предприятия и на основе Гражданского кодекса РФ формируется система договорных отношений предприятия. В рамках текущей предпринимательской деятельности осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п.Для этого подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять предприятию; разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок; выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских проводок. Из оптимальных блоков составляется журнал хозяйственных операций, который служит основой ведения бухгалтерского и налогового учета.
С практической точки зрения управление налогами включает в себя три ступени:
1) организация надежного налогового учета;
2) контроль за правильностью расчетов налогов;
3) минимизация налогов в рамках действующего законодательства.
Причем работы на первых двух ступенях могут быть выполнены силами самого предприятия, тогда как минимизация налогов требует, как правило, привлечения квалифицированных сторонних специалистов.
Ошибки в налоговых расчетах, которые со стороны налоговых органов караются огромными финансовыми санкциями, происходят в основной из-за недостаточно грамотной работы специалистов бухгалтерских и экономических служб предприятия. По некоторым оценкам, 75 % ошибок происходит вследствие низкой организации налогового учета, и только оставшаяся часть - результат несовершенства российского законодательства.
При этом налоговое планирование в любом хозяйствующем субъекте базируется на трех основных подходах к минимизации налоговых платежей:
• использование льгот по уплате налогов;
• разработка учетной политики;
• контроль за сроками уплаты налогов.
Определение и грамотное применение элементов учетной политики - одно из направлений эффективного налогового планирования. Принятая хозяйствующим субъектом учетная политика применяется последовательно из года в год и существенно влияет на финансовые результаты работы предприятия. Выбирая позицию, предприятие должно обосновать сделанный выбор расчетами налогов, величина которых зависит от выбора альтернативного способа учета.
Контроль за сроками уплаты налогов. Нарушение установленных предельных сроков влечет за собой штрафные санкции в виде пени. Поэтому в налоговом учете следует использовать налоговый календарь. Кроме того, необходимо учитывать и надежность банка. Если банк внушает опасения, то его надо менять, а налоги следует платить заранее. Использовать пятый принцип налогового планирования можно только в том случае, если банк надежный.
11 Камеральная налоговая проверка – это проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная налоговая проверка является формой текущего налогового контроля и позволяет налоговым органам оперативно реагировать на нарушения налогового законодательства. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов.,
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.
Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.
При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы
На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, направляется требование об уплате суммы налога и пеней.
В ходе камеральной налоговой проверки осуществляется проверка правильности заполнения установленных форм соответствующих отчетных документов, налоговых деклараций, расчетов сумм налогов, правильность применения налоговых льгот, наличие необходимых платежных документов, проверка соблюдения установленных сроков уплаты налогов и представления документов, производится учет поступивших в бюджет сумм налогов и сборов и другое. При этом используются различные методы проведения налоговых проверок:
1. Арифметическая проверка: проверяется арифметическая правильность расчетов;
2. Формальная проверка: проверка правильности заполнения установленных форм и наличия необходимых документов;
3. Проверка соблюдения сроков уплаты налогов и представления документов;
4. Сопоставление различных документов.
12 Выездная налоговая проверка – это налоговая проверка, осуществляемая налоговыми органами по месту нахождения налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента.
В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года.
При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств. Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.
Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:
1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции,.
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
К общим правилам проведения выездной налоговой проверки относится
1. Проводится в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (организаций, их филиалов и представительств, индивидуальных предпринимателей).
2. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проверку каждого филиала и представительства.
3. Выездная проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.
4. Выездная проверка проводится по одному или нескольким налогам.
5. Глубина выездной налоговой проверки, т.е. временной период деятельности налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, который может быть охвачен налоговой проверкой, составляет 3 календарных года, непосредственно предшествовавших году проведения проверки.
6. Продолжительность выездной налоговой проверки – 2 месяца
7. Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и акта выездной налоговой проверки.