Финансово-правовой статус банка россии
Правовой статус Центрального банка РФ определяется, прежде всего, Конституцией Российской Федерации. В ч. 1. ст. 75 Конституции сказано, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. В ч. 2 этой же статьи говорится, что защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
Таким образом, Конституция РФ закрепила принцип независимости ЦБ РФ при осуществлении денежной эмиссии, защите . и обеспечении устойчивости рубля.. Принцип независимости ЦБ РФ прослеживается также в ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» 1. Согласно ст. 1 Закона, функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и ФЗ, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Однако эта независимость Банка России от государственных органов власти не абсолютная. В соответствии со ст. 2 ФЗ о ЦБ уставной капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью. Государство делегировало Банку России полномочия по владению, пользованию и распоряжению переданным ему имуществом, включая золотовалютные резервы, но только в соответствии с целями и в порядке, установленным ФЗ о ЦБ. В то же время; соблюдая принцип независимости Банка России, Закон установил, что изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускается (если иное не предусмотрено федеральным законом).
Приведенные выше нормы ФЗ о ЦБ свидетельствуют, что по статусу Банк России - государственный банк, однако он не входит в систему органов исполнительной власти и является не зависимым от нее органом.
Особый статус Банка России определяется также его включенностью в банковскую систему РФ. Положение его в банковской системе
двойственное 2.
С одной стороны, Банк России согласно ст. 46, 48 ФЗ о ЦБ РФ осуществляет банковские операции с кредитными организациями, государственными органами, с другими клиентами. Для осуществления банковских операций и сделок Банк России наделен законодателем статусом юридического лица (см. ч. 3 ст. 1 ФЗ о ЦБ РФ). Как юридическое лицо Банк России имеет печать с изображением государственного герба РФ и со своим наименованием. Банк России вправе обращаться с исками в суды. Он также вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды. Согласно ст. 10 ФЗ о ЦБ РФ, Банк России имеет уставной капитал в размере 3 млрд руб.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если это не предусмотрено федеральным законом.
Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Согласно ст. 26 ФЗ о ЦБ РФ, Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.
Исходя из приведенных выше признаков Банка России как юридического лица, можно было бы сделать вывод, что это государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения 1.
Однако, с другой стороны, Банк России является органом, который координирует, регулирует и лицензирует организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем. Он устанавливает правила безналичных расчетов (см. ст. 80 ФЗ о ЦБ РФ).
Банк России регулирует деятельность кредитных организаций и осуществляет банковский надзор за ними. Как регулятор банковской деятельности он наделен властными полномочиями, которые сродни органам исполнительной власти.
Осуществляя эти властные полномочия, Банк России действует административными методами. Он издает нормативные акты, обязательные для органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц.
На него также возложена обязанность издавать акты индивидуального характера при регулировании деятельности кредитных организаций. В частности, Банк России принимает решение о регистрации кредитных организаций, о выдаче им лицензий для осуществления банковской деятельности, об отзыве этих лицензий, устанавливает количественные показатели экономических нормативов и т.д.
Банк России осуществляет надзор за точным применением законодательства всеми кредитными организациями. Кредитные организации обязаны представлять Банку России бухгалтерскую и статистическую отчетность.
Банк России имеет право проводить проверки в кредитных организациях, направлять им обязательные предписания об устранении выявленных нарушений и применять санкции в отношении нарушителей.
Таким образом, Банк России по отношению к кредитным организациям выступает как административный орган, которому государство предоставило полномочия (следует подчеркнуть исключительные полномочия) по изданию нормативных и принятию индивидуальных актов, полномочия по осуществлению контроля за деятельностью кредитных организаций, а также полномочия по применению санкций в отношении кредитных организаций, нарушающих банковское законодательство.
Следовательно, мы не можем утверждать, что Банк России по статусу унитарное предприятие, поскольку он наделен административными полномочиями, однако мы не можем сказать, что Банк России орган исполнительной власти, поскольку он не только независим от исполнительных органов государственной власти, но и обладает статусом юридического лица.
Совокупность полномочий, которыми наделил законодатель Банк России, нет аналогов ни в системе органов государственной власти, ни в системе организационно-правовых форм образования юридических лиц 1. Такого объема полномочий нет ни у одного центрального банка зарубежных стран.
Цели деятельности и функции Банка России. Банк России является целевым образованием. Основными целями деятельности Банка России являются (ст. 3 ФЗ о ЦБ РФ):
— защита и обеспечение устойчивости рубля;
—развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
—обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Для достижения этих целей согласно ст. 4 Закона Банк России выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
2) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
5) устанавливает правила проведения банковских операций;
6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
10)регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
11)осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
12)организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
14)устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
15)устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
16)принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
17)устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
18)проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ;
19)осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
ФЗ о ЦБ РФ предусматривает определенные формы взаимодействия Банка России с органами государственной власти. В частности, согласно ст. 5 ФЗ о ЦБ РФ, Банк России подотчетен Государственной Думе. Например, Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение. Государственная Дума рассматривает также годовой отчет Банка России и принимает по нему решение.
Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами.
Взаимоотношения Банка России с Правительством РФ определены в ст. 21, 22, 23 ФЗ о ЦБ РФ и осуществляются в следующих формах:
Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.
Вместе с тем, Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.
Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами.
Одним из направлений деятельности ЦБ РФ является нормотворческая деятельность. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.
Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие:
— курсы иностранных валют по отношению к рублю;
— изменение процентных ставок;
—размер резервных требований; размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
— прямые количественные ограничения;
—правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
— порядок обеспечения и функционирования системы Банка России. '
Нормативные акты Банка России в полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации
Нормативные акты Банка России могут быть обжалованы в суд.
Проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.
Полномочия Банка России
Полномочия Банка России в области денежного обращения. Эмиссия наличных денег (банкнот и монет), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России (ем. ст. 29 ФЗ о ЦБ РФ).
Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.
Банкноты и монеты Банка России являются безусловным обязательством Банка России и обеспечиваются всеми его активами.
Банк России осуществляет выпуск новых денежных знаков. При обмене банкнот и монет старого образца на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монет из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет (п.2 ст. 31 ФЗ о ЦБ РФ). Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными правилами.
В целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции:
— прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов;
— установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
— установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России;
— определение порядка ведения кассовых операций.
Полномочия Банка России в проведении денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика — это система инструментов и методов, направленных на изменение денежного предложения с целью стабилизации рубля, стимулирования производства, увеличения занятости и снижения инфляции. Воздействуя на кредитные организации путем расширения или сокращения их кредитных возможностей, Банк России стремится достичь стабильного развития экономики, укрепить денежную единицу, поддержать национальных экспортеров на внешнем рынке.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Политика процентных ставок означает, что Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки с целью оказания воздействия на рыночные процентные ставки кредитных организаций.
В настоящее время в качестве таковых признаются процентные ставки рефинансирования Банка России кредитных организаций.
Связь между процентной ставкой Банка России и процентными ставками коммерческих банков достаточно велика. Если Банк России снижает свои процентные ставки, то, как правило, снижают процентные ставки коммерческие банки, и наоборот.
При снижении кредитными организациями процентных ставок по кредитам, последние становятся привлекательными для клиентов. Они охотно берут их у коммерческих банков, инвестируют в производство, закупая оборудование, совершенствуя технологию, повышая заработную плату работникам с целью стимулирования их труда и т.д.
Увеличение инвестиций в производство стимулирует их рост. Однако этот рост имеет значительный лаг по сравнению с ростом денежной массы. Рост производства товаров отстает от роста денежной массы, поэтому на рынок поступают деньги, не обеспеченные товарами. Спрос превышает предложение, производители подымают цены, растет инфляция, деньги обесцениваются.
При повышении Банком России процентных ставок соответственно растут процентные ставки по кредитам коммерческих банков. Привлекательность кредитов снижается, и субъекты экономической деятельности в меньшей степени желают их получить.
В результате снижаются инвестиции в производство, темпы роста производства замедляются, растет безработица. Но снижение выпуска продукции происходит не сразу, а со значительным лагом по отношению к денежной массе, которая уменьшается значительно быстрее. В результате предложение некоторое время остается на том же уровне или даже растет, а денежная масса уже сократилась, спрос уменьшился. Производители вынуждены снижать цены, в крайнем случае, не повышать их. В результате покупательная способность рубля повышается, а инфляция снижается.
Однако последствия изменения процентных ставок наступают через достаточно продолжительный период, кроме того, кредитные организации совсем не обязательно будут направлять свои ресурсы для выдачи кредитов, в целях получения наибольшей прибыли они могут направлять их в другие сегменты финансовых рынков.
Чтобы денежно-кредитная политика была эффективна, Банк России применяет и другие предусмотренные законодательством методы воздействия. В частности им применяется политика обязательных резервов.
Политика обязательных резервов выражается в утверждении и изменении Банком России нормативов обязательных резервов. Обязательные резервы — это взносы коммерческих банков на депозит в Банк России. Их размер устанавливается в процентном отношении к банковским обязательствам (вкладам клиентов).
Политика обязательных резервов заключается в том, что между объемами резервов и банковскими операциями имеется определенная зависимость, которую использует Банк России.
В настоящее время обязательные резервы имеют двойное назначение: во-первых, они являются инструментом Банка России для регулирования денежной массы, во-вторых, они должны обеспечить определенный уровень ликвидности коммерческих банков.
Если Банк России повышает норматив обязательных резервов, то кредитные ресурсы коммерческих банков снижаются. Чтобы не потерять прибыль, банки повышают проценты по своим кредитам. Если Банк России снижает норматив обязательных резервов, то происходит обратная картина: кредитные ресурсы коммерческих банков увеличиваются, и они в силу конкуренции снижают процентные ставки по своим кредитам. Дальнейшее действие механизма этого инструмента аналогично действию механизма процентных ставок.
Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную, исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.
На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.
После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются для удовлетворения требований кредиторов.
При реорганизации кредитной организации обязательные резервы переоформляются на вновь созданные кредитные организации.
Под политикой открытого рынка понимается купля-продажа ценных бумаг Банком России с целью оказать влияние на денежное предложение. Такими ценными бумагами согласно ст. 39 ФЗ о ЦБ РФ могут быть казначейские векселя, государственные облигации, прочие государственные ценные бумаги, облигации Банка России.
В период высокой инфляции Банк России предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к производству и населению. И наоборот, в период стагнации производства Банк России создает возможность для коммерческих банков выгодно продать Банку России приобретенные у него ценные бумаги и тем самым, повысить свои кредитные ресурсы. Последствия совершения этих процедур аналогичны изменениям процентных ставок.
Рефинансированием, согласно ст. 40 Закона о Банке России, называется кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.
ЦБ РФ активно использует рефинансирование как эффективный инструмент кредитно-денежной политики: предоставляя кредиты коммерческим банкам, Банк России повышает их кредитные ресурсы. В результате коммерческие банки благодаря конкуренции снижают проценты по своим кредитам, и они становятся более привлекательными для предприятий, и наоборот, отсутствие рефинансирования со стороны Банка России кредитные возможности коммерческих банков снижают. Далее действует механизм, приведенный с процентными ставками.
Валютные интервенции. Согласно ст. 41 Закона, под валютными интервенциями ЦБ понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. При покупке рублей за иностранную валюту ЦБ РФ создает дефицит рублей на рынке. В результате курс рубля растет. При покупке иностранной валюты за рубли, наоборот, курс рубля снижается.
Валютные интервенции позволяют Банку России устанавливать и публиковать официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю (ст. 53 ФЗ о ЦБ РФ).
Официальный курс рубля важен для проведения экспортно-импортных операций. Высокий курс рубля по отношению к иностранной валюте снижает экспортные возможности наших экспортеров, поскольку, продав товар за рубежом за иностранную валюту, экспортеры обменивают ее на рубли по высокому курсу и, следовательно, получают меньше выручки.
С другой стороны, высокий курс рубля повышает привлекательность импорта. •
Под прямыми количественными ограничениями понимается установление лимитов рефинансирования кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Учитывая, что данный инструмент денежно-кредитной политики носит административный характер, ст. 43 Закона предусматривает, что Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.
Полномочия Банка России по регулированию и надзору за деятельностью коммерческих банков. Деятельность кредитных организаций связана с большими рисками. Причем банки рискуют не только своими средствами и даже не столько своими, сколько привлеченными средствами. Государство обязано защищать вкладчиков, инвесторов коммерческого банка не только от злоупотреблений и расточительства со стороны руководства банком, но и от некомпетентного управления панком, которые могут привести к ликвидации или банкротству банка и, следовательно, к возможным потерям клиентами своих средств, находящихся в банке.
Кроме того, некомпетентное и неграмотное управление банками может привести к банковскому кризису, который уже неоднократно возникал в РФ.
В этой связи в ст. 56 ФЗ о ЦБ РФ отмечается, что Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.
Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные ФЗ о ЦБ РФ, осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.
Структура Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров. Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.
Регулирующие и надзорные полномочия Банк России осуществляет с использованием различных методов. В соответствии со ст. 57 ФЗ о ЦБ РФ Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.
Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.
Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, для анализа экономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую информацию на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц.
Поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия соответствующего юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации.
Банк России принимает решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.
Статья 73 ФЗ о ЦБ РФ предоставляет Банку России полномочия для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора проводить проверки кредитных организаций (их филиалов), направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применять санкции по отношению к нарушителям.
Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями.
При осуществлении функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением случаев, предусмотренных законом.
При этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации, предшествующие году проведения проверки.
Проведение Банком России повторной проверки кредитной организации по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации за уже проверенный период разрешается по следующим основаниям:
1) если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;
2) по мотивированному решению Совета директоров в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения Банка России, проводившего проверку;
3) либо на основании ходатайства соответствующего структурного подразделения Банка России в целях оценки финансового состояния и качества активов и пассивов кредитной организации. Для указанных целей ходатайство структурного подразделения Банка России должно содержать указания на выявленные признаки неустойчивого финансового положения кредитной организации, если эти признаки создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков) кредитной организации.
Повторная проверка, проводимая на основании мотивированного решения Совета директоров, осуществляется при участии представителей центрального аппарата Банка России.
Статья 74 ФЗ о ЦБ РФ предусматривает, что в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.
В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:
1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации:
— осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;
— замены руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в ст. 60 ФЗ о ЦБ РФ;
— осуществления реорганизации кредитной организации;
3) изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;
4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев;
6)ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
7) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов;
8) ввести ограничения на величину процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада, заключаемых (пролонгируемых) в период действия ограничения, в виде максимального значения процентной ставки (но не ниже двух третей ставки рефинансирования Банка России), на срок до одного года.
Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным ФЗ «О банках и банковской деятельности».
Кредитная организация не может быть привлечена Банком России к ответственности за совершение нарушения, если со дня его совершения истекло пять лёт.
Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, установленных федеральными законами, не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаруженных нарушениях.
В целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России.
В период деятельности уполномоченного представителя Банка России кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с уполномоченным представителем Банка России.
С момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом арбитражного управляющего деятельность уполномоченного представителя Банка России прекращается (ст. 76 ФЗ о ЦБ РФ).