Анализ расходов консолидированного бюджета
Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (консолидированный бюджет субъекта Федерации, консолидированный бюджет Российской Федерации, консолидированный бюджет муниципального района).
Составление консолидированного бюджета Российской Федерации, а также разработку его прогноза осуществляет Министерство финансов РФ.
Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Федерации и муниципальных районов не подлежат утверждению. Они являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующих агрегированные показатели по доходам и расходам бюджетов бюджетной системы.
Показатели консолидированных бюджетов используют:
● для анализа формирования доходов и использования расходов бюджетов страны и регионов;
● при разработке прогнозов экономического и социального развития государства, регионов, субъектов Федерации;
● при финансовом планировании, состоянии балансов при разработке планов доходов и расходов бюджетов;
● при разработке нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов Федерации;
● для определения степени централизации финансовых ресурсов, отражаемых в федеральном бюджете государства.
Исполнение консолидированного бюджета Ростовской области за 2011 год составило по доходам в сумме 134,3 млрд. рублей с ростом к уровню 2010 года на 11,2 млрд. рублей, или на 9,1 процента, и по расходам – в сумме 137,7 млрд. рублей с ростом к уровню 2010 года на 12,2 млрд. рублей, или на 9,8 процента. По результатам исполнения консолидированного бюджета Ростовской области сложился дефицит – 3,4 млрд. рублей, основной источник покрытия которого – привлечение кредитных ресурсов.
Областной бюджет-2012 был принят заксобранием во втором, окончательном чтении 8 декабря 2011 года с доходами в размере 98,989 миллиарда рублей, расходами - 103,307 миллиарда рублей, дефицитом - 4,317 миллиарда рублей и подвергался редакциям в текущем году три раза. В апрельской редакции доходы облбюджета составили 107,726 миллиарда рублей, расходы - 114,157 миллиарда рублей, дефицит - 6,431 миллиарда рублей.
Консолидированный бюджет Ростовской области на 2012 год по доходам планируется в объеме 141,4 млрд руб., по расходам — 143,4 млрд руб., что выше показателей текущего года по доходам на 27,1 млрд руб. (23,7 %), по расходам — на 21,2 млрд руб. (17,4 %). На 2013 и 2014 годы прогноз по доходам составляет 143,1 и 154,5 млрд руб. соответственно. Расходы консолидированного бюджета на 2013 год прогнозируются в сумме 149,8 млрд руб., на 2014 год — 161,6 млрд руб. Среднедушевой бюджетный доход по Ростовской области на 2012 год планируется в сумме 33,2 тыс. руб. (в текущем году — 30,7 тыс. руб.). В 2014 году он достигнет 36,5 тыс. руб.
Общий объем расходов областного бюджета на 2012 год определен в сумме 99,3 млрд руб., что на 10,9 млрд руб., или 12,3 %, выше показателей первоначально принятого бюджета 2011 года. Общий объем расходов на 2013 и 2014 годы составляет 104,3 и 113,0 млрд руб. соответственно.
Бюджет Ростовской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, как и в предыдущие годы, сохранит свою социальную направленность. Доля расходов на социальную сферу в расходах областного бюджета 2012 года составит 69,2 %, а общий объем расходов — 68,7 млрд руб. В 2013 и 2014 годах на данные цели запланировано 66,8 и 70,6 млрд руб. соответственно. На оказание мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в проекте областного бюджета на 2012 год предусмотрено 18,5 млрд руб., что составляет 18,6 % к общему объему расходов областного бюджета. Это на 1,7 млрд руб., или на 9,9 %, выше показателей первоначально принятого бюджета 2011 года. В 2013 году объем данных расходов оценен в 19 млрд руб., в 2014 году — в 20,6 млрд руб.
Формирование проекта областного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов осуществлено в условиях внедрения новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых областными государственными учреждениями, то есть перехода от сметного финансирования к предоставлению учреждениям субсидий на выполнение государственных заданий на оказание государственных услуг (работ). В рамках реализации на территории Ростовской области Закона № 83-ФЗ с 1 января 2012 года 165 областных учреждений получат статус казенных, оставшееся 351 — бюджетных или автономных.
Расходы на финансовое обеспечение государственного задания и выполнение функций областными государственными учреждениями в 2012 году запланированы в объеме 16,3 млрд руб., что составляет 16,5 % к общему объему расходов областного бюджета. Из них на оплату труда с начислениями будет направлено 8,3 млрд руб. В 2013 году на эти цели предусмотрено 16,9 млрд руб. (на оплату труда с начислениями — 8,8 млрд руб.), в 2014 году — 17,4 млрд руб. (на оплату труда с начислениями — 8,8 млрд руб.).
Проект бюджета сформирован на основе программно-целевого метода бюджетного планирования. Предусмотрены расходы на реализацию 34 областных программ в 2012 году с объемом финансирования 84,3 млрд руб., 30 программ в 2013 году и 28 программ в 2014 году, на реализацию которых предусмотрено 85,4 и 90,6 млрд руб. соответственно. В 2012 году в программах сосредоточено 85 % расходов областного бюджета. Из 34 программ в 2012 году 11 имеют социальную направленность. На их реализацию планируется направить 65,1 млрд руб., что составляет 77,3 % от всех ассигнований на реализацию областных программ. В основном это областные программы, направленные на развитие образования, здравоохранения, культуры и спорта, социальную поддержку и социальное обслуживание населения области.
В 2012 году будет продолжена реализация областной программы «Развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Ростовской области на 2010–2014 годы».В соответствии с проектом бюджета финансирование данной программы предусмотрено за счет средств регионального дорожного фонда в объеме 8,7 млрд руб. в 2012 году, 12,6 млрд руб. — в 2013 году и 14,2 млрд руб. — в 2014 году.
Необходимо отметить, что в текущем году проведена оценка эффективности реализации действующих областных программ. Определена необходимость их дальнейшей реализации с учетом внесенных корректировок по прогнозируемым проблемам для достижения поставленных целей в решении вопросов социально-экономического развития Ростовской области. При формировании проекта бюджета в условиях ограниченности бюджетных средств была проведена работа по оптимизации расходов в рамках бюджета каждого из 42 главных распорядителей бюджетных средств. Был внесен ряд изменений в действующие программы. Изменения коснулись в том числе и срока действия программ. Так, действие областных долгосрочных целевых программ, направленных на развитие образования, здравоохранения, культуры и спорта, социальную поддержку и социальное обслуживание населения Ростовской области, модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, обеспечение жильем отдельных категорий граждан и стимулирование развития жилищного строительства, развитие сельского хозяйства, продлено до 2014 года, а некоторых и на больший срок. Также начиная с 2012 года будут действовать долгосрочные целевые программы, направленные на оптимизацию и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, профилактику экстремизма и терроризма, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область, инновационное развитие региона.
Расходы консолидированного бюджета в первом квартале