Взаимосвязь налогов и цен в российском налоговом законодательстве
Правильное определение цен для целей налогообложения можно отнести к числу проблем, необходимость в решении которых давно назрела.
Две статьи действующей редакции НК РФ (ст. ст. 20 и 40) регламентируют принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения. В соответствии с п. 1 ст. 20 НК РФ взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
- непосредственное или косвенное участие одной организации в другой организации при суммарной доле участия более 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется как произведение долей непосредственного участия организаций этой последовательности;
- одно физическое лицо подчиняется другому по должностному положению;
- лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных или родственных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
В п. 1 ст. 20 НК РФ приведен исчерпывающий перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми. Во всех остальных случаях, даже если отношения между лицами влияют на результаты сделок по реализации товаров, работ или услуг, самостоятельно признать их взаимозависимыми и доначислить налоги и пени налоговые органы не имеют право. Признать взаимозависимость лиц по иным основаниям может только суд согласно п. 2 ст. 20.
В соответствии с п. 2 ст. 40 НК РФ, если сделка заключена между взаимозависимыми лицами, налоговый орган имеет право проверять правильность применения цен. Если окажется, что при этом цены отклоняются в сторону повышения или понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров, работ или услуг, налоговый орган выносит мотивированное решение о доначислении налога и пени исходя из рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги (пункт 3 статьи 40 НК РФ).
Стало совершенно очевидным, что нормы, регламентирующие механизм контроля над ценами, на сегодняшний день устарели и требовали приведения их в соответствие с правовыми экономическими реалиями. Сложившаяся практика применения ст. ст. 20 и 40 НК РФ выявила ряд серьезных вопросов, требующих решения в рамках доработки соответствующих положений, а именно упорядочения и повышения эффективности налогового контроля правильности исчисления и уплаты налогов при трансфертном ценообразовании, уточнения перечня взаимозависимых лиц и совершенствования основ определения соответствия цен.
18.07.2011 был принят Федеральный закон № 227– ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения”, который вступит в силу со следующего года.
Документ дополнил Налоговый кодекс РФ новым разделом, регулирующим вопросы взаимозависимости лиц для целей налогообложения, общие положения о ценах, методы, используемые при определении соответствия цен, примененных в сделках, а также соглашения о ценообразовании.
Перечень взаимозависимых лиц расширен с трех позиций до одиннадцати. В него вошли организации и физические лица, которые прямо или косвенно участвуют в других организациях и доля их участия превышает 25%, компании, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществлет одно и то же лицо, организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50% совета директоров которых назначены или избраны по решению одного и того же лица и многие другие. При этом законом сохраняется две группы основания для признания лиц взаимозависимыми: по закону и по решению суда. Сама по себе взаимозависимость еще не говорит, что сделки должны пересматриваться, а налоги – уплачиваться иначе.
Новое определение этого понятия позволяет определить круг сделок, которые будут подлежать дополнительному контролю. Появилась и возможность заявительного порядка, т. е. налогоплательщики, если пожелают, смогут самостоятельно признавать взаимозависимость, для того чтобы минимизировать риски возможных претензий налоговых органов.
Законом уточнен перечень контролируемых сделок. К числу таких сделок могут быть отнесены, в частности, сделки между взаимозависимыми лицами, местом регистрации которых является РФ, если сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) за календарный год превысит 1 млрд рублей, если одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, резидентом особой экономической зоны или освобождена от уплаты налога на прибыль и сумма годового дохода по контролируемым сделкам составляет свыше 60 млн рублей, если одна из сторон сделки является плательщиком ЕНВД или ЕСХН и сумма годового дохода по контролируемым сделкам свыше 100 млн рублей. Контролируемыми могут являться также сделки, заключенные в отношении таких товарных групп, как: нефть, драгметаллы, черные и цветные металлы, удобрения.
Установлена обязанность налогоплательщика до 20 мая года, следующего за годом, в котором были совершены контролируемые сделки, уведомлять налоговые органы о совершении ими таких сделок, а также по требованию налогового органа представлять документы и информацию, обосновывающие соответствие цены сделки рыночным ценам.
Закон устанавливает методы, используемые при определении соответствия цен, применяемых в сделках, рыночным ценам. Основной – метод сопоставимых рыночных цен – используется при наличии на рынке товаров не менее четырех сделок с идентичными товарами, совершенных в сопоставимых экономических условиях между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Предполагается, что к остальным налоговые органы будут прибегать тогда, когда метод сопоставимых рыночных цен не работает. К ним относятся метод цены последующей реализации, затратный метод, метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли.
При этом налоговые органы смогут использовать сведения, полученные из бухгалтерской и статистической отчетности, таможенную статистику, информацию о ценах и котировках мировых бирж и др. Документ содержит еще несколько интересных новаций. Например, компании смогут заключать с налоговыми органами предварительные соглашения о ценообразовании в целях налогообложения.
Выполнение достигнутых договоренностей позволит избежать последующего доначисления налогов. Введено понятие «симметричной корректировки» цены сделки ее сторонами в случае принятия решения о доначислении налога по итогам проверки соответствия цен, и определен порядок ее проведения.
Теперь доначисление инспекцией налога одному из участников сделки дает право другому, соответственно, уменьшить на ту сумму налоговую базу.
По оценке экспертов, применять закон на практике будет сложно. Это признает и Минфин. Поэтому штрафные санкции за нарушение положений закона вводятся только с 2014 года.