Этап 2. Прогноз будущих условий деятельности и определение задач.
Взвешиваются внутренние возможности предприятия.
Для этого необходимо составить перечень слабых и сильных сторон предприятия, учитывая предполагаемые изменения рыночной среды.
} Оценивая положительные и отрицательные стороны, можно выявить, какие цели достижимы.
После этого тщательно корректируются поставленные задачи и остаются лишь те из них, которые на обозримый период времени являются разрешимыми и первостепенными по важности.
Этап 3. Выбор оптимального варианта развития.
Определяются все материальные и организационные средства развития предприятия на основе составленных ранее плюсов и минусов.
Особое внимание уделяется анализу трех важнейших показателей:
•месту покупателя в рыночной среде;
•принадлежности предприятия к хозяйственному сектору и отрасли;
•ассортиментной структуре производственных программ.
} Этап 3 является самым сложным, так как включает в себя всю информацию, полученную на первых двух этапах, вмещает в себя анализ всех возможных аспектов функционирования предприятия и вырабатывает оптимальный вариант его развития.
} Выбор оптимального варианта развития предприятия затрудняется из-за невозможности предугадать все изменения как на самом предприятии, так и внутри рыночной среды.
} В связи с ростом экономического риска и трудностями прогнозирования большинства рынков определить перспективы развития предприятий методом экстраполяции, т.е. предвидеть будущее на основе тенденций прошлого, сложно, поэтому необходима интуиция и опыт руководителя и менеджеров, ответственных за различные участки работ.
} Этапы 1 и 2 требуют обычно привлечения дополнительных специалистов в области планирования и управления.
Лекция 2.
Основы современной методологии бизнес-планирования
1.Сущность и необходимость бизнес-планирования
} Любое коммерческое мероприятие принято начинать с составления бизнес-плана.
Планы ……. :
} банкам и спонсорам;
} сотрудникам уже действующей фирмы для понимания целей, задач и перспектив развития предприятия;
} самому предпринимателю - для тщательного анализа свои идеи, проверки их на целесообразность и реалистичность.
} Начиная новый бизнес или реконструируя действующее предприятие, главный ? -- это потребности рынка.
} Сами же потребности со временем изменяются, трансформируются требования к качеству и функциональным возможностям товаров.
} Такое динамичное положение на рынке необходимо учитывать при разработке нового товара, организации и финансировании его производства.
Т.Е. перед началом каждого нового периода совершенствования производства, расширения видов деятельности и номенклатуры товаров необходимо ответить на ?:
} стоит ли вкладывать деньги и затрачивать усилия на конкретную деятельность?
Инструментом решения этой проблемы служит бизнес-план. Его разработка позволяет согласовать возможности предприятия (предпринимателя) с потребностями рынка на определенный период.
} Бизнес-план является составной частью текущего и стратегического планирования развития предприятия (компании, фирмы).
} В условиях кризиса освоение методов такого вида планирования является необходимым элементом перестройки мышления всех категорий работников на рыночный способ хозяйствования.
} Изучение бизнес-плана в условиях рынка опирается на знание: маркетинговой, производственной, коммерческой, финансовой деятельности предприятия.
} План представляет деятельность в будущем, и поэтому предприниматель анализирует проблемы и сопровождающие их риски, с которыми придется столкнуться в последующие периоды.
} Инвестиция — это совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство основных фондов.
} Понятие инвестиции включает реальные инвестиции, близкие по содержанию к термину' "капитальные вложения ", и финансовые (портфельные) инвестиции, т.е. вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности.
} Инвестирование представляет собой отказ от потребления благ сегодня с целью получения дохода в будущем.
} Будущие доходы получаются путем вложения средств в различные активы, приносящие доход.
} Т.е., инвестиционное решение — это выбор долгосрочных активов, приносящих доход.
} В процессе принятия инвестиционных решений осуществляется выбор вариантов, эффект от которых превышает затраты на их осуществление, и оценка связанных с ними доходов, времени и рисков.
} Разработка бизнес-плана требует профессиональных знаний в области управления, финансах, маркетинге.
} Составление бизнес-плана требует личного участия руководителя или предпринимателя, открывающего свое дело.
} Руководящая роль первого лица обусловливает необходимость его участия в моделировании будущей деятельности, соизмеряя с ней свои силы, ресурсы предприятия, возможности привлечения дополнительных средств и их эффективное использование.
} Личное участие руководителя …..
Основными причинами неудач, как показывают исследования, чаще всего являются:
q некомпетентность (более 40%);
q отсутствие управленческого опыта (15-17%);
q нехватка жизненного опыта и знаний (15 - 17 %);
q отсутствие профессиональных навыков (13 - 15 %).
Причины овладение искусством составления бизнес-плана :
- во-первых, в нашей экономике рождается поколение предпринимателей, не имеющих пока опыта управления в условиях рынка;
— во-вторых, меняющиеся экономические условия требуют от опытных руководителей ставить и решать задачи по-новому;
— в-третьих, для привлечения иностранных инвестиций необходимо уметь обосновывать свои заявки и доказывать инвесторам свои способности и возможности.
} Бизнес-план представляет собой всестороннее описание бизнеса и среды, в которой он действует, а также системы управления, в которой он нуждается для достижения поставленных целей.
} Не существует стандарта на разработку бизнес-плана из-за различия целей бизнеса и бесконечного множества вариаций среды, в которой он действует.
} Требуются навыки и усидчивость, чтобы описать 3-х или 5-ю перспективу развития бизнеса, особенно в быстро меняющихся экономических условиях
Дополнительные цели согласно составленном европейским союзом для новых независимых государств:
} выявление целей бизнеса;
} содействие выработке стратегии и оперативной тактики для достижения целей бизнеса;
} создание системы измерения результатов деятельности;
} предоставление инструментария управления бизнесом;
} предоставление средств оценки сильных и слабых сторон бизнеса, а также выявление альтернативных стратегий выживания.
Овладение методами разработки бизнес-плана позволит предпринимателям выработать основные черты, которые присущи преуспевающим бизнесменам:
— стремление к новшествам;
— готовность идти на разумный риск;
— уверенность в собственных силах;
— способность напряженно трудиться;
— умение ставить перед собой высокие, но достижимые цели;
— умение вести тщательный учет своих затрат и результатов.
} Бизнес план — это документ, дающий развернутое обоснование проекта и возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых мероприятий, ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в данный проект.
Бизнес-план должен:
} показать, что продукт или услуга найдут своего потребителя, установить емкость рынка сбыта и перспективы его развития;
} оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, предоставления на рынке работ или услуг;
} определить прибыльность будущего производства и показать его эффективность для предприятия (инвестора), для местного, регионального и государственного бюджета.
Основные функции бизнес-плана:
} является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;
} может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;
} выступает инструментом привлечения новых инвестиций;
} является инструментом реализации стратегии предприятия.
} Одним из важнейших этапов процесса планирования является составление бизнес-плана, необходимого как для внутрифирменного планирования, так и для обоснования получения денежных средств из внешнего источника, т. е. получения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта.
Требования к современному бизнес-плану и ошибки
• Главная задача – произвести положительное впечатление в решающие первые пять минут.
• Наиболее важные аспекты плана должны быть очевидны даже для самого невнимательного читателя!
• Убедительным, ясным
• Делать акценты на определенных фактах, целях и выводах – чтобы он был легким для восприятия, более эффективным как рабочий документ.
• Помнить о том, какую информацию, статистические данные и рисунки ожидают и что позволит плану произвести наилучшее впечатление!
Основные акценты:
Ø Резюме
Ø Финансы
Ø «Организационный план»
Ø Условия выхода из бизнеса/условия сделки
Задаваемые вопросы
• Для принятия решения о финансировании ?
• Насколько серьезно проработана бизнес-идея
• Достаточно ли крупным является рынок товара или услуги?
• Действительно ли финансовые прогнозы разумны, реалистичны и соот. принципам финансирования инвестора или кредитора?
• Достаточно ли опытен и квалифицирован ключевой управленческий персонал?
• Возможно ли составить четкое представление о том, как инвесторы или кредиторы возвратят деньги?
• На все 5 минут
• Резюме, Финансы, Организационный план должны вселить уверенность, что следует ознакомиться с др. разделами
• Инвесторы имеют опр. интерес к одним аспектам и придают большее значение.
• Главное – информация об интересе - принципы финансирования конкретного инвестора. ( резюме и сопроводительное письмо)
• Можно адаптировать порядок изложения в резюме и весь бизнес-план к потребностям конкретных получателей!
• Основное - информация о специализации инвестора
• Используйте точные данные
• Худшее- допустить наличие ошибок!
• Если читатель знает – ваше утверждение неверно – лишаетесь доверия!
• Данные должны быть достоверными, полученными из надежного источника
• Ссылка или сообщение о сведениях
Объем бизнес-плана
• Ограничения плана - 15-35 стр ( в ср. 20 стр.)
• Более 30 стр. (без приложений) должен занимать план для сложного бизнеса или товара)
• 40 и более – план ориент. на мотивированного специалиста
• Небольшой бизнес- 15 стр.
• 10 стр. производит впечатление поверхностного
• Ограничения приложения ( они не должны быть пространственными)
• Бизнес –план оформление
• …. Бывают исключения ( требуют изменения рекомендованной структуры)
Период времени для плана
• Большинство рассч. на срок от 3 до 5 лет ( или до срока стратегии выхода из бизнеса)
• Но вкл. ежемесячные прогнозные финансовые отчеты только на 1-2 года
• Для 2-3 годов достаточно ежеквартальных фин. отчетов
• Для 4-5 - годовых
• Аналогичны рекомендации и на детальные описания операционной или основной деятельности
• На 1-2 годы – полная информация; для последующих- более общее описание
• Планы для сущ. предприятий и внутреннего корпоративного использования должны вкл. информацию за последние 5 лет или за все t существования.( Позволит понять схему циклических колебаний и предвидеть события, которые могут повториться)
Ощущение успеха!
• Язык при составлении плана может создать впечатление, вашу вдумчивость, осведомленность и рассудительность!
• И противоположность этого
• Цель – передать другим реалистичный оптимизм и энтузиазм в отношении своих планов на будущее.
• Применяйте простую манеру, избегайте неестественной речи.
• Естественность
• Избегать сленга и болтливости
• Оставайтесь профессионалом
• Осторожно – превосходные степени
• Избегайте – чрезмерной саморекламы
• Избегайте – «лучший», «потрясающий», «замечательный», «непревзойденный». Иначе – доверие снижается!
• Применяйте основанные на фактах описания и конкретную информацию!
• «Наш товар будет лучшим на рынке, поскольку он явно превосходит все остальные»
• «Наш товар будет не только обладать всеми достоинствами уже существующих продуктов, но предоставит потребителям дополнительные возможности х, у и z. Кроме того, его цена на 1000 тенге меньше, чем стоимость товара нашего ближайшего конкурента. Никто из наших соперников не предлагает товары с аналогичными возможностями».
• Если рассчитываете получить дополнительное финансирование для ресторана,
не стоит бросаться заявлениями о «потрясающих» блюдах и обстановке.
• Просто предоставьте конкретную информацию!!!
• Н-р: «Ресторан весьма популярен. Вечером в пятницу и субботу посетители ожидают свободный столик в среднем 45 минут, а в другие дни — 15-30 минут».
• Единственное исключение из этого правила — обращение к превосходным степеням при формулировке миссии компании!!!!
• В бизнес-плане важна достоверность. Я хочу увидеть простую логику. Чем больше план полагается на веру, тем меньше доверия он заслуживает.
Роберт Махоуни, корпоративный банкир
• Используйте положительные отзывы из независимых источников
• Читателей плана вряд ли удивят ваши описания товаров или услуг компании как «выдающихся».
• Бессмысленно приводить в бизнес-плане собственные высказывания о компании.
• Лучше найти характеристики вашей фирмы в независимых источниках. Объективные положительные оценки вселят в специалистов веру в ваш бизнес.
• Комментарий, почерпнутый из авторитетного источника, становится весьма убедительным:
• Используйте терминологию бизнеса
Самое сложное в процессе открытия своего дела - знать, что именно Вы не знаете. (Полин Льюис)
• Должны знать и правильно использовать основные деловые термины.
• Не хотите дискредитировать себя в глазах специалистов или оказаться неправильно понятым
• Вам необходимо узнать, какие именно понятия приняты в вашей отрасли.
• Можете пополнить словарный запас в процессе подготовки раздела «Анализ состояния отрасли».
• Но не злоупотребляйте техническим жаргоном в надежде произвести глубокое впечатление.
• Возможно, план будет читать человек, плохо знакомый с вашей отраслью (прежде всего в случаях, когда вы заинтересованы во внешнем финансировании).
Стилистические особенности
Многие люди полагаются на цифры, и они
вызывают доверие.
Если данные получены из заслуживающего доверия источника, они оказывают еще большее позитивное влияние.
Один из способов сделать план более убедительным состоит в том, чтобы заявить:
• «Наш бизнес-план обоснован следующими цифрами», — после чего назвать конкретные данные.
• Например: «Наши прогнозы посещаемости подтверждаются цифрами, которые показывают, что соседний магазин посещают в среднем 22 покупателя в час в будние дни и 43 покупателя в час по субботам».
• Очень важно, чтобы текст бизнес-плана содержал финансовую информацию, обосновывающую возможность достижения определенных целей.
• «Наш новый метод производства позволит добиться снижения удельных затрат на 43% (прогнозируемая экономия: 750 тенге на единицу).
• В результате мы предложим потребителям дополнительные возможности по конкурентоспособной цене.
• При этом прибыль не изменится».
• Не следует рассчитывать на то, что читатель почерпнет эти подробные сведения из раздела финансов.
• Данная информация должна быть включена в текст бизнес-плана.
ü Стиль свидетельствует об основательности.
ü Оставляйте больше свободного места, чтобы можно было делать заметки на полях.
ü Используйте скоросшиватель, скрепляющий документ, желательно тот, который позволяет держать бизнес-план открытым на нужной странице.
ü Используйте маркеры абзаца.
ü Используйте текстовые блоки, а не абзацы с отступом.
ü Не делайте орфографических ошибок!!
Используйте маркеры абзаца
Маркеры абзаца — символы, которые предшествуют информации, которую вы хотели бы выделить из текста (например, маленькие черные квадраты перед тремя следующими фразами).
Маркеры абзаца:
■ привлекают внимание к конкретной информации;
■ делают многословный материал более удобным для чтения;
■ устраняют необходимость писать целыми предложениями.
Маркеры — превосходный способ передачи информации, несколько облегчающий составление бизнес-плана.
Поскольку они сразу привлекают внимание, используйте их только в тех случаях, когда вам необходимо, чтобы читатель обязательно заметил некую информацию.
• Постарайтесь не загромождать план слишком большим количеством выделенного текста;
• применяйте маркеры выборочно.
• они подходят для пунктов, содержащих короткий текст, чем для пространных пунктов.
• Ваши маркированные списки превосходно подойдут для слайдов компьютерной презентации
• При принятии решения оформление плана расположение материала, переплет и т.д. не имеет особого значения.
• Но если план сделан хорошо, он задает сознанию определенные рамки.
• А если план составлен неправильно или плохо, это - большой минус.
• Знайте, как и когда повторяться
• Составление бизнес-плана открывает вам редкую возможность повторять уже сказанное .
• Например, касаясь проблемы подготовки кадров в разделе «Операционная деятельность», вы можете упомянуть о важности высоко-качественных услуг на целевом рынке и подчеркнуть обоснованность его выбора, вновь используя информацию, изложенную ранее в своем плане.
• «Опросы показывают, что наш целевой рынок, женщины в возрасте 35-49 лет, ориентирован на высокий уровень обслуживания. Как показывает анализ рынка, этот его сегмент расходует на приобретение нашего товара наибольшие суммы денег».
Однако, повторяясь, не забывайте о двух моментах:
■ повторяйте только ту информацию, которая имеет большое значение и производит глубокое впечатление;
Объем не относится к числу достоинств бизнес- плана.
Количество мыслей важно для предпринимателя.
Но в некоторых случаях существует обратная зависимость между объемом плана и его качеством.
■ не повторяйте одну и ту же информацию в пределах одного и того же раздела.
• Использование визуальных материалов
• изображение способно донести до читателя больше информации.
• на рисунок обязательно посмотрят.
• Графики, диаграммы и иллюстрации притягивают к себе взгляд;
• они привлекают внимание читателя, убедительно поясняют идеи и позволяют умерить монотонность текста.
• В процессе проведения исследования и составления бизнес-плана выделяйте информацию, которая может существенно повлиять на специалистов, если будет представлена в визуальной форме (например, позитивные статистические данные о росте или размере рынка).
• включите часть этих данных презентацию !
• Фотографии и иллюстрации
• Фотографии могут быть чрезвычайно эффектны, особенно если ваша компания производит необычный или не самый известный товар.
Вы можете включить в план:
• фотографии местоположения предприятия,
• специального оборудования или упаковки,
Фотографии следует размещать только в приложении.
• Но небольшие иллюстрации уместно вставить непосредственно в текст.
• Используйте только высококачественные иллюстрации.
• Графики и диаграммы
• Графики и диаграммы — превосходные средства передачи важной или производящей глубокое впечатление информации.
• Бизнес-план необходимо насыщать различными схемами (их размер не должен превышать половины листа).
• Как правило, схемы привлекают к себе внимание читателя, так как многие из специалистов игнорируют приложения.
• Не рисуйте диаграммы и графики от руки.
• Чтобы оказать еще большее воздействие диаграммы и графики представьте в цвете.
Общая структура и краткое
содержание бизнес-плана Резюме
Роль и назначение бизнес-плана
Бизнес-планирование - творческий процесс, требующий профессионализма и искусства
Роль и назначение бизнес-плана
Что должен показать бизнес-план инвестору
Классификация бизнес-планов
По целевой аудитории:
Классификация бизнес-планов
По объектам бизнеса:
Классификация бизнес-планов
По назначению:
Работа над бизнес-планом проводится в несколько этапов:
Определение целей разработки бизнес-плана
Определение целевой аудитории бизнес-плана
Определение структуры бизнес-плана
Сбор и систематизация информации для подготовки всех разделов бизнес-плана
Оформление бизнес-плана
Порядок работы над бизнес-планом
При разработке бизнес-плана необходимо учесть интересы всех заинтересованных сторон:
ð заказчика и разработчика бизнес-плана
ð потенциальных инвесторов, кредиторов и партнеров
ð органов власти
ð персонала и клиентов
Состав, структура и объем бизнес-плана
К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно отнести:
ü специфику вида деятельности;
ü размеры предприятия;
ü цель составления бизнес-плана;
ü общую стратегию предприятия;
ü размер предполагаемого рынка и наличие конкурентов
ü требования потенциального инвестора и др.
Составляющие бизнес-плана
þ Титульный лист
þ Резюме
þ Описание компании
þ Анализ отрасли и тенденций ее развития
þ Целевой рынок
þ Конкуренция
þ Маркетинговый план и стратегия продажа
þ Операционная деятельность
þ Технологический план
þ Организационный план
þ Социальная и экологическая ответственность
þ Развитие, основные вехи и условия выхода из бизнеса
þ Финансовый план
þ Приложения к бизнес-плану
Оно отражает результаты процесса составления бизнес-плана в целом, должно быть написано только после тщательного рассмотрения всех аспектов
Имеет большое значение бизнеса!
Оно должно с самого начала убедить в том, что ваша деловая стратегия хорошо продумана и ее ждет успех!
Содержание резюме
ü Цель – мотивировать и увлечь специалиста
ü Оптимизм
ü Не должны пускать пыль
ü Стратегическая позиция позволяет использовать привлекательные рыночные возможности!
ü Сфокусируйте резюме на интересах организации, а не на индивидуальных предпочтениях!
Основные положения:
Ø Ваша бизнес-модель имеет смысл
Ø Бизнес тщательно спланирован
Ø Управленческая команда обладает надлежащими компетенциями
Ø Существует четко очерченный рынок
Ø Ваш бизнес основывается на существующих конкурентных преимуществах
Ø Ваши финансовые прогнозы реалистичны
Ø Инвесторы или кредиторы имеют превосходную возможность заработать деньга!
Виды резюме
Ø Краткое резюме / сжатая форма – выводы из разделов/
Ø Подробное резюме / рассказ/ -для нового бизнеса ( новый рынок, новый товар, новые методы производства), детальные разъяснения. Типично для компаний имеющ. единственным конкурентным преимуществом.
ü Акцент – концепции и отлич. особенностей бизнеса!
Написание резюме
v Ясный, четкий стиль
v Динамичный и логичный язык
v Стиль особенно важен
Размер и оформление
q Достоинство - краткость
q Для чтения не более чем 5 минут
q Объем 2-3 страниц / на 1 стр.
q Поля
q Маркеры абзаца
q Иллюстрации
q Используйте формы для подготовки резюме