Логистические подходы к управлению финансовыми потоками и процессами

К особенностям, учитываемым в управлении финансовы­ми потоками, операциями и процессами, относят следующие положения:

•товарные потоки неотделимы от движения финансовых ре­сурсов;

•стоимость, время и объем материальных ресурсов опреде­ляют параметры финансовых операций;

• воздействия на характеристики финансовых потоков при­водят к изменению схем движения материальных и информаци­онных потоков;

• ввиду несинхронности во времени финансовые потоки требуют особых инструментов управления и др.

Этапы управления логистическими финансовыми пото­ками и процессами:

1. Учет движения финансовых потоков,который должен быть обеспечен необходимой информацией, которую дает бух­галтерский и управленческий учет. В получении достоверной информации о финансовом состоянии фирмы заинтересованы владельцы (настоящие и потенциальные), правительственные организации, кредиторы (например, поставщики товаров, от­пускающие их в долг), потребители (клиенты). Каждая из за­интересованных групп использует финансовую информацию в своих целях. Потенциальные владельцы - для решения вопроса о приобретении акций, поставщики - для определения условий поставок, государственные органы - для контроля за правиль­ностью уплаты налогов и т.д.

2. Анализ денежных потоков на основе данных учета.Определяется, достаточно ли средств у предприятия, эффек­тивно ли они использовались, была ли достигнута сбалансиро­ванность потоков поступлений и выплат средств и т.д. Анализ должен проводиться как по предприятию в целом, так и по от­дельным направлениям его деятельности, а также по отде­льным структурным подразделениям.

В результате анализа выявляются возможности:

• снижения зависимости предприятия от внешних источни­ков привлечения денежных средств;

• сбалансированности поступлений и выплат по времени и объемам;

• взаимосвязи денежных потоков по видам хозяйственной деятельности предприятия;

• повышения суммы чистого денежного потока (прибыли).

Оптимизация финансовых потоков складывается из уп­равления стадиями логистического финансового цикла: заку­почной, производственной и распределительной деятельностью.

1. На первой стадии финансовые ресурсы должны быть эф­фективно привлечены за счет формирования их оптимальной

структуры (соотношения собственных, привлеченных и заем­ных средств).

2. На второй стадии деньги должны быть оптимально вло­жены в материалы, товары, информацию, человеческие и др. ресурсы.

3. На производственной стадии вложенные деньги переходят в готовую продукцию, при этом необходимо обеспечить конку­рентоспособность производимых товаров (услуг). Произведен­ные затраты должны создать потребительную стоимость, обес­печивающую их покрытие и получение планируемой прибыли.

4. На стадии реализации товары по мере продажи перехо­дят в денежную форму, начинается поступление денежных средств, формируется чистый денежный поток. Этот процесс определяет не только прямое поступление денежных потоков, но и положение предприятия на рынке, его имидж, надежность как делового партнера, которые также важны для результатов деятельности.

5. За счет выручки вновь повторяется логистический цикл, формируется прибыль. Продолжительность полного оборота оборотных средств (от их авансирования в ресурсы до получе­ния денег за проданные товары) характеризуется оборачиваемос­тью. От скорости оборота финансовых потоков зависят финансо­вое положение предприятия, его платежеспособность, потреб­ность в дополнительных источниках финансирования и др.

Оптимизация денежного потока должна быть направлена на осуществление кругооборота финансовых средств, их бес­перебойное и оперативное перетекание из денежной формы в исходное сырье, готовую продукцию, товары и вновь в денеж­ную форму.

11.6. Способы максимизации и требованияк параметрам логистических финансовых потоков

Кроме ускорения финансового цикла оптимизация финан­совых потоков предполагает максимизацию притока средств и минимизацию оттока (путем уменьшения объема или замедле­ния скорости оттока).

К способам максимизации финансовых потоков,получа­емых в конце логистического цикла, т.е. в результате продажи произведенных товаров и услуг, относят:

1. Увеличение разности между выручкой от продажи то­варов (услуг) и затратами.Этого можно достичь в результате сокращения затрат и (или) повышения цен на товары.

Применять такой способ нужно с осторожностью, т. к. со­кращение затрат может привести к снижению качества това­ров (услуг) до неконкурентоспособного уровня, а повышение цен - к сокращению реализуемой товарной массы и снижению скорости движения денежных средств.

2. Ускорение движения денежныхсредств. Чем быстрее со­вершается логистический цикл - тем быстрее происходит и обо­рот денежных средств. Ускорение движения денежных средств приводит к тому, что за одно и то же время из одних и тех же начальных ресурсов можно получить больше денежных средств.

Ускорение движения денежных средств происходит и за счет ускорения продажи товаров, поэтому в ряде случаев целесооб­разно увеличить затраты (например, на более быструю достав­ку товаров) или снизить цены, чтобы сократить продолжи­тельность логистического цикла и в конечном итоге быстрее получить прибыль.

3. Устранение ненужных расходов, потерь и порчи то­варов.Совершенствуя логистический процесс предприятия, необходимо постоянно следить за тем, чтобы не возникало не­
нужных операций, звеньев, структур, приводящих к неоправ­данным затратам. Следует уделять должное внимание обеспе­чению сохранности материалов, товаров и другого имущества. При решении этих проблем, а также указанных выше требуется применять концепции компромиссов, общих затрат и др. На­пример, свободный доступ покупателей к товарам может при­вести к росту потерь товаров из-за краж и увеличения брака, но, с другой стороны, он способствует увеличению продаж и росту товарооборота.

Затраты денежных средств и других ресурсов не существу­ют сами по себе, они появляются, когда необходимо получить какой-то результат. Исходя из этого, целесообразно оценивать не уровень затрат, а соотношение между ними и полученными результатами.

Эффективный контроль затрат требует использования при­нципа общих затрат, иначе затраты могут быть снижены на отдельном этапе путем простого перемещения их на другой этап логистического цикла. Например, закупка более дешевого сырья приводит к более длительной и дорогой его обработке, экономия на транспортных расходах - к большим расходам на увеличение товарных запасов и т. д.

Все затраты следует рассматривать интегрально - как сум­му, которую в конечном итоге должен заплатить потребитель, чтобы получить товары и извлечь из них пользу. Покупателю совершенно не интересно, как распределены затраты между участниками логистической цепи; он купит товар или услугу, если ее цена будет соответствовать его финансовым возмож­ностям, а также отвечать его оценке - заслуживает ли приобре­таемая им в данном товаре польза требуемых затрат финансо­вых средств.

Требования к параметрам логистических финансовых потоковсостоят в следующем. Для полного и своевременного обеспечения логистической деятельности должно выполняться требование достаточности - финансовые ресурсы должны быть в наличии в требуемом объеме и в срок возникновения потребности в них.

При разработке финансовых планов для выполнения требо­вания соответствия времени прихода финансовых ресурсов моменту возникновения потребностей в них, сокращении вре­менных отрезков учитывают время и размер затрат на закупку и транспортировку продукции, нормы складирования и парамет­ры производства, сбытовые и распределительные технологии.

Важными требованиями являются надежность источников ресурсов и экономичность привлечения финансов. Для их соб­людения отслеживают конъюнктуру финансовых рынков (про­центные ставки по кредитам и депозитам, рынку корпоративных и государственных ценных бумаг), выбирают источники мини­мальной стоимости и риска, определяют последовательность включения источников финансирования, выявляют возможные проблемы привлечения ресурсов.

Оптимизация затрат - основополагающее современное требование любой деятельности - достигается путем, рациона­лизации привлечения и распределения ресурсов. Ограничени­ем сокращения затрат является возможный ущерб для качес­тва продукции.

Еще одним требованием, особенно актуальным для логис­тики, является согласованность финансовых, материальных, информационных и любых других видов ресурсных потоков по всей цепи движения продукции. Его выполнение способс­твует повышению рациональности использования ресурсов и денежных средств. Контроль за согласованностью потоков и устранение проблем, связанных с движением финансовых потоков на основе построенных моделей и схем позволяют до­стичь общесистемной оптимизации ресурсных процессов.

Оперативность - требование, связанное с внешним ок­ружением логистической системы. Схемы движения потоков должны гибко и оперативно меняться при изменении эконо­мической и политической ситуации, рыночных и юридических условий. В связи с тем, что участники логистического процесса принадлежат к различным сферам производства и обращения, структура и состав финансовых потоков должны быть адап­тивны для каждого контрагента.

Для того чтобы потоки соответствовали вышеперечислен­ным требованиям, на них необходимо оказывать управляющие и корректирующие воздействия. При этом должен выполняться принцип взаимосвязанности информационных и финансовых потоков. Этому способствует применение информационных сис­тем поддержки принятия решений, использование баз данных и корпоративных систем автоматизации для оперативного управ­ления потоковыми процессами в логистических системах.

11.7. Интегрированное управление потокамив финансовой логистике:формирование системы узловых воздействий

Один из современных способов эффективной деятельности предприятия и организации в постоянно изменяющихся усло­виях - интеграция и последующая координация действий с партнерами по бизнесу. Идея интеграции вытекает из сущности основного объекта логистики - экономического потока. Потоки связывают партнеров, участвующих в организации их движе­ния, требуют совместных скоординированных действий, мини­мизирующих потери, которые возникают при переходе потока­ми границ логистических систем. Максимальный эффект мож­но получить, оптимизируя потоки на всем их протяжении от начала производства до потребления товаров. При этом должно координироваться движение всех видов потоков, не только ма­териальных, но и информационных, финансовых, сервисных.

Выделяют следующие направления интеграции: коорди­нация движения потоков на всех стадиях их продвижения к конечному потребителю исходя из требований конечных по­купателей; интеграция экономических потоков разных видов; интеграция технологий, в т.ч. финансовых, используемых учас­тниками процесса движения продукции.

Успех интеграционных процессов зависит от соблюдения следующих требований:

- информационная открытость партнеров по бизнесу;

- строгое выполнение требований, предъявляемых каждым последующим звеном логистической цепи к результатам рабо­ты предыдущего звена;

- координация планирования совместной работы;

- разработка стандартов и других документов, унифицирую­щих требования к результатам работы.

Использование свойств корреляции финансовых, матери­альных и информационных потоков на практике возможно пу­тем согласованного управления ресурсопотоками в местах их наложения. Узлом называют место или точку пересеченияресурсопотоков.

Местоположение узлов привязано к организационной струк­туре предприятий и организаций, входящих в логистическую цепь или систему, для согласования управления ресурсопото­ками вузлах, распределения функций руководителей и пер­сонала, создания иерархии руководства узлами. Основными ресурсопотоками, образующими узел, являются финансовые, информационные, материальные и сервисные потоки, подвер­женные влиянию среды, а также целенаправленным управля­ющим воздействиям.

Узлы различаются по своим свойствам, местоположению по отношению к организации, изменчивости во времени, ха­рактеру требуемых воздействий. Кроме внутренних (по от­ношениюк отдельным предприятиям) узлов выделяются также внешние и смежные узлы, местоположение которых можно привязать к организационным структурам в экономическом окружении (предприятиям производственной, транспортной, складской сети). Внешние, внутренние и смежные узлы могут оказывать друг на друга воздействия, различающиеся по силе и характеру. Узлы разделяютна подверженные и не подвер­женные изменениям, а также в зависимости от того, насколько прогнозируемо их состояние, - на определенные и неопреде­ленные. Различаются узлы и по возможности ивиду требуе­мого воздействия. Например, снижение стоимости поставляе­мых на склад материалов путем внесения изменений в договор поставки - это воздействие на характеристики складского узла, а расширение таможенного склада - воздействие на структуру узла пересечения международных ресурсопотоков.

В местах пересечения ресурсопотоков осуществляют ряд операций: согласование производственных и финансовых пла­нов, установление необходимого уровня запасов, определение объемов, сроков и видов требуемых ресурсов. Через воздейс­твия на ресурсопотоки в узлах обеспечивают логистические цепи и системы финансовыми и материальными ресурсами, осуществляют привлечение и возврат денежных средств, их распределение по направлениям использования. В узлах так­же реализуют задачи контроля: проверяют согласованность финансовых и материальных потоков, оценивают влияние фи­нансовых операций на эффективность логистической деятель­ности, анализируют оптимальность построенных схем движе­ния ресурсопотоков. Управляющие воздействия в узлах должны быть согласованы по всей цепи движения продукции. Только в этом случае можно достичь оптимизации затрат, рисков и сроков привлечения, вложения, распределения и возврата ресурсов.

Сущность концепции узловых воздействийзаключается в максимальном использовании свойств разнообразных вхо­дящих в узел потоков для достижения целей и задач управ­ления.

В узлах одно управляющее воздействие может быть направ­лено на изменение параметров нескольких потоков. Это при­водит к сокращению как временных, так и ресурсных затрат на управление потоками: оперативность узловых воздействий поз­воляет существенно сократить административные и организа­ционные издержки, расходы на персонал и коммуникации. Так, если поступающие в узел данные касаются финансирования нескольких логистических процессов, можно быстро отреаги­ровать, изменив параметры всех задействованных финансовых потоков без дополнительных расходов на передачу информации по каналам связи.

К целям управления потоками в узлах относятся: повыше­ние оборачиваемости ресурсов в цепях товародвижения, подключение новых источников финансирования, снижение логис­тических затрат.

Характер возможных управляющих воздействий определя­ют, исходя из свойств входящих в узел потоков, его местопо­ложения в организационной структуре предприятия, важности узла и его открытости для воздействий. При этом оценивают длительность и периодичность требуемых воздействий, их постоянность или дискретность. Наиболее результативно прямое управляющее воздействие на узел, но необходимы и ва­рианты косвенного воздействия. Последнее оказывают при по­мощи изменения характеристик или структуры других узлов.

Наши рекомендации