Задачи и информационное обеспечение анализа
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями, В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.
Задачи анализа производства и реализации продукции:
1. оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
2. определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
3. выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
4. разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов
Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, статистическая отчетностьф. № 1-п (годовая) "Отчет по продукции", ф. № 1-п (квартальная) "Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте", ф. № 1-п (месячная) "Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции",)ф. № 2 "Отчет о финансовых результатах деятельности предприятия. Ведомости по движению готовых изделий, их отгрузке и реализации и др.
Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции
Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.
По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется по отгрузке продукции покупателям.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Пример
Таблица
Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах
Год | Объем производства продукции, тыс. грн | Темпы роста, % | Объем реализации, тыс. грн | Темпы роста, % | ||
базисные | цепные | базисные | цепные | |||
- | - | - | - | |||
102,7 | 102,7 | 92 600 | 103,4 | 103,4 | ||
З | 106,4 | 103,6 | 105,4 | 101,8 | ||
94 100 | 104,5 | 98,2 | 93 500 | 104,4 | 99,2 | |
112,0 | 107,1 | 107,9 | 103,0 |
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
Исчислим его по среднегеометрической:
Или
Тпр = Тр -1
( 102,87%)
Тпрвп = 1,0287 - 1= 0,0287 (2,87%)
Тпррп = 1,92%
В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 2,87%, а реализации продукции — 1,92%. Следовательно есть угроза затоваривания склада, если остатки не будут реализованы.
Для большей наглядности динамику производства и реализации продукции можно изображать графически.
Затем оценивают выполнение плана производства и реализации продукции в целом по предприятию и по основным видам изделий.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за период в целом по предприятию, по основным потребителям, и видам продукции.