Слушатель МАГУ Пермского края

Аналитическая записка

по итогам прохождения стажировки в отделе анализа и мониторинга Организационно-аналитического управления Министерства общественной безопасности Правительства Пермского края

В период прохождения стажировки с 25 августа по 22 сентября 2008 года автором данной аналитической записки были изучены ряд нормативных актов и иных документов (см. дневник прохождения). Изучив Конституцию Российской Федерации, Устав Пермского края от 27 апреля 2007 года, Закон Пермского края №107-ПК от 07.09.2007 «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края» и иные нормативные акты и документы, можно выстроить нижеследующую схему структуры органов государственной власти на территории Пермского края.

Слушатель МАГУ Пермского края - student2.ru

Исполнительные органы государственной власти Пермского края имеют нижеследующую структуру.

Слушатель МАГУ Пермского края - student2.ru

Структура Министерства общественной безопасности Правительства Пермского края может быть представлена следующим образом

отдел анализа и мониторинга
Слушатель МАГУ Пермского края - student2.ru

Итак, стажировка проходила:

¾ в системе государственных органов власти Пермского края;

¾ в системе органов исполнительной власти Пермского края.

Как и предусмотрено Конституцией Российской Федерации, власти субъекта федерации делятся на законодательную и исполнительную. Законодательной властью на территории Пермского края – является Законодательное Собрание. Исполнительной властью Пермского края является губернатор Пермского края, администрация губернатора Пермского края и Правительство Пермского края. Наряду с исполнительной и законодательной властью на территории края существуют особые властные институциональные образования – уполномоченный по правам человека в Пермском крае, Краевая избирательная комиссия и контрольно-счетная палата Пермского края, а также под юрисдикцию краевых властей попадают мировые суды. Однако, как заявил Президент Российской Федерации в своем послании Федеральному собранию 5 ноября 2008 года, мировые суды должны будут выведены из юрисдикции властей субъекта федерации и встроены в общую систему федеральных судов.

Губернатор Пермского края осуществляет общее руководство Пермским краем, координирует деятельность федеральных органов власти на территории Пермского края, взаимодействует с главным федеральным инспектором по Пермскому краю, отчитывается перед Законодательным Собранием. Администрация губернатора осуществляет стратегическое управление Пермским краем и разрабатывает совместно с губернатором проекты развития края, а также обеспечивает деятельность губернатора края. Правительство Пермского края занимается оперативным управлением краем, то есть решает текущие задачи и проблемы на территории Прикамья.

Министерство общественной безопасности как часть Правительства Пермского края осуществляет оперативное руководство вопросами общественной безопасности края, борьбы и профилактики с преступностью, пожарной безопасности, гражданской защиты и борьбы со стихийными бедствиями. Также осуществляет координацию деятельности федеральных органов власти на территории края в области правоохранительной деятельности, борьбы с преступностью и стихийными бедствиями. Обеспечивает меры по предупреждению совершения государственными гражданскими служащими Пермского края преступлений.

Обеспечивает создание, реорганизацию и ликвидацию подразделений милиции общественной безопасности, осуществляет противодействие терроризму в пределах своих полномочий, оказывает содействие организациям, осуществляющим борьбу с терроризмом и экстремизмом. Координирует деятельность контролирующих органов края.

Функции Организационно-аналитического управления:

¾ обеспечивает планирование и аналитическое обеспечение деятельности Министерства;

¾ проводит анализ состояния криминогенной обстановки в Пермском крае;

¾ проводит мониторинг деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, иных организаций и учреждений в области общественной безопасности и контроль результативности деятельности подведомственных организаций;

¾ обеспечивает работу коллегиальных органов, комиссий и рабочих групп, создаваемых губернатором края, в части касающихся деятельности Министерства;

¾ анализирует исполнения указов и распоряжений губернатора края, действующего законодательства иных нормативных и распорядительных документов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в исполнительных органах государственной власти края, органах местного самоуправления края;

¾ рассматривает обращения, поступающих от организаций и граждан, сбор и обобщение по ним необходимой информации и материалов, подготавливает для губернатора края справки, предложения и ответы по результатам рассмотрения и реализации материалов.

Функции отдел анализа и мониторинга:

¾ планирование и аналитическое обеспечение деятельности Министерства;

¾ анализ состояния криминогенной обстановки в Пермском крае;

¾ мониторинг деятельности территориальных органов федеральных органов государственной власти, иных организаций и учреждений в области общественной безопасности и контроль результативности деятельности организаций, подведомственных министерству;

¾ анализ исполнения указов и распоряжений губернатора края, действующего законодательства и иных нормативных и распорядительных документов по вопросам, отнесенным к компетенции управления в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления края;

¾ анализирует обращения, поступающие от организаций и граждан, сбор и обобщение по ним необходимой информации и материалов, подготовка для руководства управления справок и предложений для ответов по результатам рассмотрения и реализации материалов.

Помимо регулярных функций отдела есть также функции проектные. Отдел анализа и мониторинга реализует ФЦП «Электронная Россия» на 2002-2010 гг. и КЦП «Электронное Прикамье» на 2008-2010 гг. В рамках реализации этих программ уже созданы при непосредственном участии отдела:

¾ интегрированная система электронного документооборота;

¾ эталонный регистр населения;

¾ системы в исполнительных органах государственной власти Пермского края (по услугам населению и государственным закупкам) ERP (SAP CRM Service);

¾ мониторинг безопасности населения и территорий Пермского края.

Интегрированная система электронного документооборота позволяет вести весь документооборот в электронном виде. Позволяет избежать необходимости нести документ до соответствующего должностного лица. Весь процесс создания документа и его акцептования производится в электронном виде.

Эталонный регистр населения обеспечивает возможность однозначной идентификации личности и автоматизированный обмен персональными данными между различными информационными ведомственными системами учета в рамках устанавливаемых регламентов на основе синхронизации нормативно-справочной информации.

Системы в исполнительных органах государственной власти на базе ERP в области предоставления услуг позволяют создать единую электронную систему описания услуги, перечня лиц, имеющих право на получение услуги, порядка действий заявителей, порядка исполнения услуги, перечня документов, запрашиваемых и выдаваемых в процессе оказания услуги, организаций, участвующих в предоставлении услуги и стандартов качества услуги.

В рамках мониторинга производится сбор информации об уровне преступности, о стихийных бедствиях, об угрозах безопасности жителей Пермского края. Данная информация обобщается, систематизируется и анализируется. В последствие проанализированная информация поступает в другие органы власти и негосударственные организации в виде справок и аналитических отчетов. На основе этой информации принимаются решения по противодействию угрозам безопасности жителей края.

Для реализации целей и задач по обеспечению общественной безопасности Министерство разрабатывает и реализует целевые программы. В частности, с 2005 по 2008 годы реализовывалась ОЦП «Обеспечение личной и общественной безопасности на территории Пермской области на 2005-2008 годы». Целью Программы является создание условий, направленных на сохранение контроля над криминогенной ситуацией в крае.

Программа создавала условия для обеспечения общественного порядка и профилактики преступлений, укрепления материально-технического и социально-бытового обеспечения органов внутренних дел (обеспечение помещениями, автотранспортом, телефонной и радиосвязью, техническими средствами), в первую очередь - участковых уполномоченных милиции, повышения профессионального и культурного уровня личного состава милиции, обеспечения согласованности действий всех служб в раскрытии преступлений, защиты жилого сектора от преступных посягательств, обеспечения безопасности на автомобильных дорогах, усиления противодействия незаконному обороту наркотиков, социальной реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Находятся на рассмотрении в Законодательном Собрании Пермского края КЦП «Повышение безопасности дорожного движения на 2009-2012 годы» и КЦП «Профилактика правонарушений в Пермском крае на 2009-2012 годы», которые также направлены на создание условий для усиления эффективности охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности.

Также министерство координирует деятельность межведомственных комиссий, обеспечивающих общественную безопасность на территории края. В число межведомственных комиссий входят:

¾ комиссия по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

¾ комиссия по координации взаимодействия в многоуровневой системе профилактики правонарушений в Пермском крае;

¾ комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения в Пермском крае;

¾ антитеррористическая комиссия;

¾ антинаркотическая комиссия.

В период прохождения стажировки автором данной аналитической записки были замечены некоторые проблемы.

1. У сотрудников министерства зачастую наблюдается отсутствие опыта работы с офисными программами и оргтехникой. Данная ситуация снижает производительность труда и уходит значительно большее время на создание документа. Также сотрудники плохо владеют навыками работы в Интернет. Значительно ускорить работу мог бы сканер, но не все сотрудники имеют к нему доступ, не всегда есть программы для работы со сканированными материалами и не всегда сотрудники умеют пользоваться сканером. Решением данной проблемы могло бы стать оборудование рабочих мест сотрудников полным комплектом офисной техники. На государственную службу можно было бы привлекать молодых специалистов, которые умеют обращаться с офисной техникой и компьютерными программами. Также можно было бы организовать для госслужащих курсы, обучающие работе с оргтехникой и компьютерными программами. Не у всех сотрудников есть доступ в Интернет или он лимитирован, а это существенно ограничивает доступ госслужащих к информационным ресурсам. Поэтому необходимым является создание на рабочих местах сотрудников безлимитного доступа в Интернет. Также есть необходимость использования программы Power Point вместо Excel при демонстрации на Совете глав местного самоуправления Пермского края результатов мониторинга уровня преступности, а также отказаться от использования макросов, так как они отключаются при работе в презентационном зале.

2. У министерства нечетко обозначены полномочия в обеспечении общественной и личной безопасности граждан, то есть они фактически дублируют функции федеральных структур. Поэтому необходимо обозначить более четкие функции министерства и определить в чем состоит координация деятельности федеральных структур на территории края.

3. Жители Пермского края не всегда могут решить свои проблемы через федеральные органы власти и им необходима помощь региональных властей при решении своих проблем и взаимодействии с федеральными структурами. А значит необходимо создать общественную приемную для граждан, в которой специалисты министерства будут оказывать консультативную и деятельную помощь.

4. В интегрированной системе электронного документооборота весьма сложно оформлять документы, а самое главное в этой системе документы очень долго проходят стадии согласований и акцептований. Правку документов также сложно осуществлять при такой системе. Быстрее и эффективнее самому донести документ до соответствующего лица. Фактор личного присутствия также ускоряет процесс документооборота. Поэтому есть необходимость усовершенствовать систему документооборота. Кроме того, вызывает сомнение разумности сроков исполнения под грифами «срочно» - 3 дня (странная срочность) и «оперативно» - 10 дней (такая оперативность выглядит как сознательное затягивание процессов). Поэтому необходимо менять такую систему срочности и оперативности работы госслужащих.

Но эти проблемы не носят системного характера и могут находить конкретные технические решения. Но есть одна существенная проблема в работе отдела, которая требует нестандартных решений.

Цитирую формулировку проблемы со слов начальника отдела анализа и мониторинга Министерства общественной безопасности Пермского края: «Проблемой отдела как и других структурных подразделений органов государственной власти края является противоречие между нарастающим объемом работы и сокращением кадров (штата сотрудников) и финансированием».

Данная проблема является нестандартной, так как обычно в государственном управлении происходит «раздувание» штата и увеличение финансирования на нужды аппарата. Однако финансово-экономический кризис и административная реформа порождают противоположные тенденции. Поэтому требуются нестандартные решения.

В качестве базовых методов решения данной проблемы мы можем обозначить следующие:

¾ повышение интенсивности труда сотрудников отдела путем жесткой регламентации рабочего времени, использованием передовых технологий Time Management, ориентированием сотрудников с управления процессами на управление по результату, внедрений четкой и прозрачной системы подотчетности;

¾ повышение уровня профессионализма, квалификации и компетентности через широкое использование обучающих технологий как внутри отдела, так и через образовательные центры;

¾ снять дублирующие функции с отдела и скоординировать функционал различных ведомств;

¾ упор на коллегиальные органы управления;

¾ разработка и реализация долгосрочных целевых программ, которые позволяют в длительной перспективе решать задачи, поставленные перед ведомством, при этом привлекать множество различных подведомственных и иных структур к решению этих задач;

¾ широкое внедрение проектного метода, который позволяет добиться малыми средствами конкретных результатов в короткие сроки.

Но данных мер недостаточно для решения этой проблемы, так как противоречия все больше нарастают между увеличением объема работы и сокращением кадровых ресурсов и финансирования.

Слушатель МАГУ Пермского края

Мусин Дамир Альфатуллович

Наши рекомендации