ГОСТ Р ИСО 9000: 2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
Первое требование при проведении организационных изменений — все должны говорить на одном языке и использовать одни и те же термины для обозначения одних и тех же понятий, поэтому в числе первоочередных работ организации должны стоять разработка, утверждение и использование единого глоссария.
В данном стандарте раскрыто содержание основных положений, в рамках которых разрабатывается система менеджмента качества, а также определены соответствующие термины. Он включает введение и три раздела: область применения; основные положения системы менеджмента качества (СМК); термины и определения. В данном документе выделены принципы управления качеством, на основе которых должна функционировать организация. Содержание этих принципов рассмотрено в гл. 3.
Основные положения СМ К следующие.
1. Обоснование необходимости СМК. СМК может быть основой постоянного улучшения с целью повышения удовлетворенности как потребителей, так и других заинтересованных сторон. Она дает уверенность самой организации и потребителям в своей способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям.
2. Требования к СМК и продукции. Требования к СМК установлены в ГОСТ Р ИСО 9001. Они являются общими и приемлемыми для организаций любых отраслей экономики независимо от категории продукции. ГОСТ Р ИСО 9001 не устанавливает требований к продукции.
3. Подход к системам менеджмента качества. Подход к разработке и внедрению СМК состоит из нескольких этапов:
■ установления потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;
■ разработки политики и целей организации в области качества;
■ установления и определения необходимых ресурсов и обеспечения ими для достижения целей в области качества;
■ разработки методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса и применения данных методов;
■ определения средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;
■ разработки и применения процесса для постоянного улучшения СМК.
4. Процессный подход. Любая деятельность или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Чтобы результативно функционировать, организации должны определять многочисленные взаимосвязанные и взаимодействующие процессы и управлять ими.
5. Политика и цели в области качества. Политика и цели в области качества устанавливаются, чтобы служить ориентиром для организации. Они определяют желаемые результаты и способствуют использованию организацией ресурсов для достижения этих результатов.
6. Роль высшего руководства в СМК. С помощью лидерства и реальных действий руководство может создавать обстановку, способствующую полному вовлечению работников в рабочий процесс и эффективной работе СМК.
7. Документация. Документация дает возможность передать смысл и последовательность действий. Ее разработка не должна быть самоцелью. Каждая организация определяет объем необходимой информации и ее носители. Это зависит от множества факторов: вида и размера организации, сложности и взаимодействия процессов, сложности продукции, требований потребителей и т.д.
8. Оценивание СМК. Оценка СМК может быть различной в зависимости от области применения и включать такие виды деятельности, как аудит (проверка), анализ СМК, а также самооценка.
9. Постоянное улучшение. Цель постоянного улучшения СМК связана с увеличением возможности повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон. Улучшение является постоянным процессом.
10. Направленность СМК и других систем менеджмента. СМК служит частью системы менеджмента организации, которая направлена на достижение результатов в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и требования заинтересованных сторон. Цели вобласти качества до полня ют другие цели организации, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, охраной окружающей среды, охраной труда и безопасностью. Различные части системы менеджмента организации могут быть интегрированы вместе с СМК в единую систему менеджмента, использующую общие элементы. Это может облегчить планирование, выделение ресурсов, определение дополнительных целей и оценку общей эффективности организации.
11. Взаимосвязь между СМК и моделями совершенства. Подходы СМК, приведенные в семействе стандартов ИСО серии 9000, и модели совершенства основаны на общих принципах. Оба эти подхода:
а) дают возможность организации выявить свои сильные и слабые стороны;
б) содержат положения по оцениванию в сравнении с общими моделями;
в) обеспечивают основу для постоянного улучшения;
г) включают способы внешнего признания.
Различие между подходами СМК семейства ICO 9000 и моделями совершенства заключается в их областях применения. Стандарты семейства ИСО 9000 содержат требования к СМК и рекомендации по улучшению деятельности; с помощью оценки СМК устанавливается выполнение этих требований. Модели совершенства содержат критерии, позволяющие проводить сравнительную оценку деятельности организации, и это применимо ко всем видам деятельности и ко всем заинтересованным сторонам. Критерии оценки в моделях совершенства обеспечивают организации основу для сравнения ее деятельности с деятельностью других организаций.
ГОСТ Р ИСО 9000: 2001 содержит также значительные терминологические изменения по сравнению с предыдущей версией. Содержание отдельных терминов было рассмотрено в гл. 2.
Стандарты ИСО 9001 и ИСО 9004 версии 2000 г. составляют взаимосвязанную пару стандартов, имеющих сходную структуру. Они были разработаны для дополнения друг друга, но их можно применять и независимо.
ГОСТ Р ИСО 9001: 2008содержит минимум требований, нацеленных на удовлетворение запросов потребителей. Он предназначен для применения в контрактных ситуациях и при сертификации СМК.
Стандарт МС ИСО 9001:2008, с одной стороны, предъявляет требования к осуществлению деятельности в процессах, с другой, — подсказывает, какие виды деятельности должны быть структурированы при описании процесса. В данном разделе мы рассмотрим схему управления процессом на рис. 1.3 и сопоставим ее с требованиями разделов МС ИСО 9001:2000.
Рис.1.3. Упрощенная схема управления процессами на основе требований стандарта МС ИСО 9001:2008
Данный стандарт включает следующие разделы.
Введение.
1. Область применения.
2. Нормативные ссылки.
3. Определения.
4. Система менеджмента качества.
5. Ответственность руководства.
6. Менеджмент ресурсов.
7. Процессы жизненного цикла продукции.
8. Измерение, анализ и улучшение. Приложения.
Рассмотрим более подробно разделы стандарта, содержащие требования к СМК.
Раздел 4 «Система менеджмента качества»содержит общие требования к СМК, а также к документации этой системы. Организации следует разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии СМК, постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего стандарта. Кроме того, организация должна:
а) определять процессы, необходимые для СМК, и применять их во всей организации;б) определять последовательность и взаимодействие этих процессов;
в) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;
г) обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;
д) осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;
е) принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
Таким образом, организация должна управлять процессами в соответствии с требованиями стандарта.
В рассматриваемом ГОСТе подчеркивается значение документации и управления ею в СМК, в частности отмечено, что применение документации способствует достижению соответствия требованиям потребителя и улучшению качества, обеспечению соответствующей подготовки кадров, повторяемости и прослеживаемости, обеспечению объективных свидетельств, оцениванию эффективности и обеспечению постоянной пригодности СМК.
Структура документации СМК включает следующее.
1. Политика в области качества должна: отражать общие намерения и направления деятельности организации, официально сформулированные высшим руководством; соответствовать целям организации; включать обязательство соответствия требованиям и постоянно повышать результативность СМК; создавать основы для постановки и анализа целей в области качества; быть доведена до сведения персонала организации и понятна ему
2. Руководство по качеству содержит: указания на область применения СМК; документированные процедуры, разработанные для СМК, или ссылки на них; описание взаимодействия процессов СМК.
3. Документированные процедуры включают процедуры, которые разработаны, документально оформлены, внедрены и поддерживаются в рабочем состоянии.
4. Документы, предназначенные для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими.
5. Записи — специальный вид документов, которые должны вестись и поддерживаться в рабочем состоянии для предоставления свидетельств соответствия требованиям и результативности функционирования СМК.
В соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001: 2008 документами СМК необходимо управлять. Для определения средств управления должна быть разработана документированная процедура, предусматривающая:
а) проверку документов на адекватность до их выпуска;
б) анализ, актуализацию по мере необходимости и переутверждение документов;
в) идентификацию изменений и статуса пересмотра документов;
г) наличие соответствующих версий документов в местах их применения;
д) сохранение документов четкими и легко идентифицируемыми;
е) идентификацию документов внешнего происхождения и управление их рассылкой;
ж) предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и применение соответствующей идентификации таких документов, оставленных для каких-либо целей.
Раздел 5 «Ответственность руководства» содержит описание блока процессов, связанных с управленческой деятельностью руководства в СМК. В стандарте определены основные обязательства высшего руководства в рамках СМК. Оно фактически должно возглавлять работы по внедрению и постоянному повышению результативности действующей СМК.
В соответствии с требованиями пунктов и разделов стандарта МС ИСО 9001:2000, вышестоящий руководитель должен:
а) планировать и устанавливать цели в области качества (п. 5.4);
б) устанавливать ответственность, полномочия и взаимосвязи (п. 5.5);
в) вести регулярный анализ результатов процессов и принимать управ-кпческие решения (п. 5.6), в том числе:
• организовать получение входных данных для анализа (п. 5.6.2);
• принятые решения оформлять как результаты анализа (п. 5.6.3).
Деятельность высшего руководства в СМК включает следующие основные направления.
1. Ориентация на потребителя. Обеспечение ориентации на удовлетворение требований потребителей во всей организации, а также обеспечение внедрения соответствующих процессов, позволяющих выполнять эти требования.
2. Политика и цели в области качества. Обеспечение разработки политики и целей в области качества. При этом цели должны быть установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях управления.
3. Планирование. Обеспечение планирования создания и развития СМК для выполнения требований стандарта, для достижения целей в области качества, сохранения целостности СМК при планировании и внесении в нее изменений.
4. Ответственность, понимание и обмен информацией. Обеспечение процесса определения и доведения до сведения персонала ответственности и полномочий; назначение представителя руководства по качеству, который независимо от других обязанностей должен нести ответственность и иметь полномочия, распространяющиеся на обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процессов, требуемых СМК; представление отчетов высшему руководству о функционировании СМК и необходимости ее улучшения; содействие распространению понимания требований потребителей по всей организации; обеспечение разработки в организации соответствующих процессов обмена информацией, в том числе по вопросам результативности СМК.
5. Анализ. Исследование через запланированные интервалы времени СМК организации с целью обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности. В анализ необходимо включать оценку возможностей улучшения СМК и потребности в изменениях в ней, в том числе в политике и целях в области качества.
Таким образом, деятельность высшего руководства должна быть направлена на создание необходимых условий для разработки, внедрения, функционирования и постоянного улучшения СМК. Входными данными для проведения анализа со стороны руководства являются: результаты аудитов (проверок); обратная связь с потребителями; осуществление процессов и соответствие продукции; статус предупреждающих и корректирующих действий; последующие действия, вытекающие из предыдущего анализа; изменения, которые могли бы повлиять на СМК; рекомендации по улучшению. Выходные данные анализа со стороны руководства должны включать все решения и действия, относящиеся к повышению результативности СМК и ее процессов, улучшению продукции согласно требованиям потребителей.
Раздел 6 «Менеджмент ресурсов» содержит основные требования к процессу управления ресурсами, которые необходимы для внедрения и поддержания в рабочем состоянии СМК. В стандарте выделены три группы ресурсов: человеческие, инфраструктура и производственная среда.
Следует отметить, что при планировании выпуска продукции (п. 7.1) владелец процесса фактически распределяет имеющиеся у него ресурсы для достижения максимальной результативности процесса.
В стандарте МС ИСО 9001:2000 установлены требования по управлению:
а) человеческими ресурсами (п. 6.2);
б) инфраструктурой (п. 6.3);
в) производственной средой (п. 6.4).
В отношении человеческих ресурсов предъявляются требования к компетентности, осведомленности и подготовке персонала. В соответствии с ними организация должна:
■ определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на качество продукции;
■ обеспечивать подготовку персонала или предпринимать другие действия с целью удовлетворения этих потребностей;
■ оценивать результативность предпринятых мер (аттестация, тестирование);
■ обеспечивать осведомленность персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества;
■ поддерживать в рабочем состоянии соответствующие записи об образовании, подготовке, навыках и опыте сотрудников.
Организация должна также определять, обеспечивать и поддерживать в рабочем состоянии инфраструктуру, необходимую для достижения соответствующих требований к продукции. Инфраструктура включает здания, рабочее пространство и связанные с ним средства труда; оборудование для процессов (как технические, так и программные средства); службы обеспечения (например, транспорт, связь) и т.д.
Третий вид ресурсов, выделенных в стандарте, — производственная среда, представляющая собой совокупность условий, в которых выполняется работа. При этом должны учитываться физические, социальные, психологические и экологические факторы (время, системы признания и поощрения, эргономика и состав атмосферы).
Раздел 7 «Процессы жизненного цикла продукции» содержит требования к управлению качеством применительно к различным процессам жизненного цикла продукции, а также к их планированию. При планировании этих процессов организация должна: установить цели в области качества и требования к продукции; определить потребность в разработке процессов, документов, а также в обеспечении ресурсами для конкретной продукции; осуществить прогноз деятельности по верификации и валидации, мониторингу, контролю и испытаниям для конкретной продукции; определить критерии приемки продукции; вести записи, необходимые для обеспечения засвидетельствования того, что процессы жизненного цикла продукции и произведенная продукция соответствуют требованиям.
Среди процессов жизненного цикла выделены: процессы, связанные с потребителями; процесс проектирования и разработки; процесс закупок; процессы производства и обслуживания. Управление качеством в рамках данных процессов рассмотрено в последующих главах.
Часто в производственную деятельность необходимо включить выполнение требований, установленных документированной процедурой Управление несоответствующей продукцией» (п. 8.3). Сам раздел 7 построен по технологической цепочке производства продукции (услу-i и). Планирование выпуска продукции (п. 7.1), выяснение требований потребителей (п. 7.2), проектирование и разработка (п. 7.3), закупки т. 7.4), производство и сервис (п. 7.5), управление контрольными и измерительными приборами (п. 7.6).
Раздел 8 «Измерение, анализ и улучшение» включает общие положения, требования к мониторингу и измерению удовлетворенности потребителей, проведению аудитов, требования к мониторингу и измерению процессов, продукции, управлению несоответствующей продукцией, анализу данных, а также требования к осуществлению постоянного улучшения, проведению корректирующих и предупреждающих действий, что необходимо:
· для демонстрации соответствия продукции;
· обеспечения соответствия СМК;
· постоянного повышения результативности СМК.
Этот раздел посвящен организации системы оперативного управления процессом, направленной на непрерывное улучшение его показателей.
Владелец процесса в ходе управления должен:
1) разработать и внедрить систему получения информации об удовлетворенности потребителя (п. 8.2.1);
2) получать информацию о результатах внутренних проверок (п. 8.2.2);
3) вести мониторинг и измерение процесса (п. 8.2.3);
4) вести мониторинг и измерение продукции (п. 8.2.4);
5) получать информацию от поставщиков процесса (пп. «d» п. 8.4);
6) вести анализ хода процесса (пп. «а», «Ь», «с», «d» п. 8.4);
7) принимать управленческие решения для непрерывного повышения результативности СМ К (п. 8.5.1);
8) разрабатывать корректирующие действия по зафиксированным отклонениям (п. 8.5.2);
9) разрабатывать предупреждающие действия по потенциальным отклонениям (п. 8.5.3).
ГОСТ Р ИСО 9004: 2001 имеет структуру, аналогичную структуре ГОСТ Р ИСО 9001: 2001. Он содержит методические указания и рекомендации по улучшению деятельности организации и не предназначен для использования при сертификации или при заключении контрактов, а также для применения в качестве руководства по использованию ГОСТ Р ИСО 9001. В нем в большей степени реализованы подходы TQM. Многие его положения выходят за рамки ГОСТ Р ИСО 9001. Например, цели, связанные с достижением удовлетворенности потребителей, расширены: в них включена удовлетворенность всех заинтересованных сторон. Если в ГОСТ Р ИСО 9001: 2001 используется термин «результативность» как степень достижения поставленной цели, то ГОСТ Р ИСО 9004:2001 нацеливает организацию на повышение эффективности, определяемой как соотношение результата и затраченных ресурсов. В число процессов СМК включены процессы управления такими видами ресурсов, как финансовые, природные, информационные.
Данный стандарт частично повторяет МС ИСО 9001:2000, но имеет более расширенное и углубленное содержание. Все его разделы совпадают с разделами стандарта МС ИСО 9001:2000 и даже цитируют этот стандарт, но в подразделах имеется большее количество пунктов рекомендаций (НЕ ТРЕБОВАНИЙ!!!) по улучшению деятельности. Кроме того, в приложениях к данному стандарту даны методология проведения самооценки организации, вопросник и таблицы для подведения итогов самооценки, которые могут быть очень полезны для любой организации, решившей улучшить свою деятельность, а также изложены 27 преимуществ, которые получает организация, внедрившая процессный подход. Отличительная особенность стандарта МС ИСО 9004:2000 от стандарта МС ИСО 9001:2000 — в первом говорится об эффективности процессов, в то время как второй требует только доказательств результативности процессов. Различие достаточно велико. Для определения эффективности процессов необходимо соотнести затраченные ресурсы (время, деньги, материалы и т.д.) с полученным результатом. Для определения результативности достаточно сравнить фактические показатели процессов с плановыми.
Сертификация систем менеджмента качества по стандарту МС ИСО 9004:2000 не проводится, то есть этот стандарт «не предназначен для сертификации, использования в качестве нормативного документа или в контрактных целях» |4|.