Экономическая практика после 3 курса
Программа производственной практики предусматривает изучение организационных, технологических и экономических аспектов деятельности предприятия (организации). Студент должен изучить организационно-правовую характеристику предприятия (организации) и провести анализ его внутренней среды по пяти направлениям: кадровая, организационная, производственная, маркетинговая и финансовая подсистемы предприятия. Указанные направления могут стать основой для разделения отчета о практике на главы.
1 Условия деятельности предприятия, его организационно-правовая характеристика. В этом разделе следует изучить и отразить в отчете следующие данные:
- История создания: когда и кем было создано предприятие, в какой организационно-правовой форме. Состав и характеристика учредителей.
- Описание этапов реорганизации предприятия (если таковая была) – слияние, разделение, присоединение, выделение, смена организационно-правовой формы. Даты и причины реорганизации.
- Юридический и почтовый адрес предприятия. Фактическое местонахождение предприятия с оценкой выгодности размещения.
- Характеристика учредительных документов предприятия (устав, учредительный договор).
- Виды деятельности предприятия по уставу (уставные виды деятельности). Очень часто уставные виды деятельности оказываются гораздо шире реальных. Поэтому в данном разделе уместно привести данные о фактической структуре видов деятельности предприятия. Показать это можно либо с помощью структуры товарной продукции (выпуск продукции), либо структуры выручки предприятия. Пример анализа выручки предприятия приведен в таблице 1.
Таблица 1 – Структура выручки от реализации ООО «Мясной цех»
Виды продукции | 2002г. | 2003г. | 2004г. | 2005г. | 2006г. | 2006г. в % к 2002г. | |||||
тыс. руб. | в % к итогу | тыс. руб. | в % к итогу | тыс. руб. | в % к итогу | тыс. руб. | в % к итогу | тыс. руб. | в % к итогу | ||
Колбасы, всего | |||||||||||
в т.ч.: вареные | |||||||||||
варено-копченые | |||||||||||
ливерные | |||||||||||
полукопченые | |||||||||||
Сосиски-сардельки | |||||||||||
Копчености | |||||||||||
Полуфабрикаты | |||||||||||
Хлеба мясные | |||||||||||
Шпик | |||||||||||
ИТОГО |
- Структура органов управления с указанием их полномочий (распорядительные органы – собрание акционеров, совет директоров и другие; исполнительные органы – дирекция, правление и другие; общественные органы – профсоюзные организации, совет трудовых коллективов и пр.).
- Другие характеристики (например, для сельскохозяйственных предприятий – климатические условия, зональные особенности).
2 Производственная подсистема. Анализ производственной подсистемы предполагает изучение следующих аспектов:
- выпуск продукции (отраслевая структура, виды продукции, объемы производства в стоимостных и натуральных показателях);
- используемые технологии;
- состояние и обслуживание технологического парка;
- уровень себестоимости продукции;
- сезонные колебания спроса и другое.
Студент может столкнуться с ситуацией, когда предприятие работает в нескольких отраслях, и изучение всех отраслей и видов продукции будет слишком трудоемко. В этом случае можно предложить провести укрупненный анализ – по отраслям, без детализации по видам продукции; а более детально в разрезе видов продукции проанализировать одну отрасль (одно производство), обосновав выбор отрасли.
Состав и структура готовой продукции могут быть проанализированы по фактической себестоимости, в ценах реализации, а также в физических единицах измерения. Пример анализа состава и структуры готовой продукции показан в таблице.
Таблица 2 – Состав и структура готовой продукции ЗАО «Комбинат»
Виды продукции | 2002г. | 2003г. | 2004г. | 2005г. | 2006г. | 2006г. в % к 2002г. | |||||
Т. | В % к итогу | Т. | В % к итогу | Т. | В % к итогу | Т. | В % к итогу | Т. | В % к итогу | ||
Мука пшеничная в/с | - | - | - | - | - | ||||||
Мука пшеничная 1с | |||||||||||
Мука ржаная сеяная | |||||||||||
ИТОГО сортовая мука | |||||||||||
Мука ржаная обдирная | |||||||||||
Мука ржаная обойная | - | - | - | ||||||||
ИТОГО несортовая мука | |||||||||||
Отруби пшеничные | |||||||||||
Отруби ржаные | |||||||||||
ВСЕГО продукция размольного цеха | |||||||||||
Комбикорм свиной | - | - | - | ||||||||
Комбикорм КРС | |||||||||||
Комбикорм куриный | |||||||||||
ИТОГО комбикорм |
Используемые технологии. Требуется изучение основных технологий, используемых на предприятии. Если предприятие крупное и работает в нескольких отраслях и производствах, также можно ограничиться анализом одной отрасли или одного производства (того же, по которому проведен подробный анализ выпуска продукции). Студент должен изучить основные технологические процессы, дать их описание в соответствующем разделе отчета о практике. Необходимо дать общую оценку используемых технологий - рутинные, устаревшие технологии или передовые технологии использует предприятие, а также оценить перспективы обновления технологических процессов.
Характеристика технологического парка предполагает установление уровня физического и морального износа оборудования, изучение организации обслуживания парка машин и механизмов.
Нужно проанализировать статистические и бухгалтерские данные об обеспеченности предприятия основными средствами. Пример приведен ниже.
Таблица 3 – Состав и структура основных средств ЗАО «Комбинат»
Группы основных средств | 2002г. | 2003г. | 2004г. | 2005г. | 2006г. | 2006г. к 2002г., раз | |||||
тыс. руб. | В % к итогу | тыс. руб. | В % к итогу | тыс. руб. | В % к итогу | тыс. руб. | В % к итогу | тыс. руб. | В % к итогу | ||
Земельные участки | 0,1 | 0,1 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 1,0 | |||||
Здания | 47,2 | 49,9 | 50,5 | 49,2 | 48,5 | 4,3 | |||||
Сооружения | 7,8 | 5,9 | 12,0 | 11,9 | 12,2 | 6,5 | |||||
Транспортные средства | 6,3 | 5,7 | 4,8 | 4,7 | 4,6 | 3,1 | |||||
Машины и оборудование | 19,9 | 31,1 | 23,7 | 25,4 | 25,5 | 5,4 | |||||
Произв.и хоз.инвентарь | 0,3 | 0,0 | 4,0 | 3,8 | 4,0 | 54,6 | |||||
Другие виды | 18,4 | 7,3 | 5,0 | 5,0 | 5,2 | 1,2 | |||||
ИТОГО | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 4,2 | |||||
в том числе: производственные | 81,6 | 92,7 | 95,0 | 95,0 | 94,8 | 4,9 | |||||
из них активная часть | 26,5 | 36,8 | 32,5 | 33,9 | 33,2 | 5,3 | |||||
непроизводственные | 18,4 | 7,3 | 5,0 | 5,0 | 5,2 | 1,2 |
В заключение нужно определить эффективность использования основных средств предприятия. Пример также приведен ниже.
Таблица 4 – Оснащенность и эффективность использования основных производственных фондов ЗАО «Комбинат»
Показатели | 2002г. | 2003г. | 2004г. | 2005г. | 2006г. | Отклонения 2006г. к 2002г, руб. | 2006г. в % к 2002г. |
Условная выручка в ценах 2006г., тыс. руб. | |||||||
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. | -3576 | ||||||
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. | |||||||
Среднесписочная численность работников, чел. | |||||||
Фондовооруженность, тыс. руб. | |||||||
Производительность труда, тыс. руб. | |||||||
Фондоотдача, руб. | 2,41 | 2,50 | 0,29 | 0,48 | 1,32 | -1,09 | |
Фондоемкость, руб. | 0,42 | 0,40 | 3,49 | 2,07 | 0,76 | 0,34 | |
Рентабельность (убыточность) основных фондов, % | -2 | - |
Уровень и структура себестоимости продукции. Анализ можно провести на основе данных о полной себестоимости продукции в целом по предприятию. При наличии бухгалтерских данных особую ценность представляет анализ себестоимости единицы продукции. В случае, если у предприятия большая номенклатура продукции, для анализа себестоимости следует выбрать основные виды продукции (один - два). Ниже приведен пример анализа полной себестоимости продукции предприятия.
Информация для написания раздела отчета о производственной подсистеме собирается в экономическом отделе предприятия, в технологических и производственных отделах, службах контроля и качества продукции.
Таблица 5 – Состав и структура полной себестоимости продукции ООО «Мясной цех»
Статьи затрат | 2004г. | 2005г. | 2006г. | 2006г. в % к 2004г. | |||
тыс. руб. | в % к итогу | тыс. руб. | в % к итогу | тыс. руб. | в % к итогу | ||
Зарплата с начислениями | 0,7 | 0,6 | 0,6 | ||||
Амортизация | 0,8 | 0,7 | 0,7 | ||||
Текущий ремонт | 2,1 | 2,1 | 2,1 | ||||
Электроэнергия | 1,7 | 1,8 | 1,8 | ||||
Лизинговые платежи | 0,0 | 5,1 | 5,2 | в 290 раз | |||
Спецодежда | 0,7 | 0,8 | 0,7 | ||||
Теплоснабжение | 2,8 | 2,7 | 3,2 | ||||
Транспортные издержки | 0,4 | 0,4 | 0,4 | ||||
Сырье | 68,5 | 66,7 | 67,6 | ||||
Общехозяйственные расходы | 5,2 | 4,8 | 4,4 | ||||
Стоимость специй | 13,9 | 7,3 | 7,1 | ||||
Экологические платежи | 3,2 | 4,1 | 3,3 | ||||
Производственная себестоимость | 100,0 | 97,1 | 97,1 | ||||
Коммерческие расходы | - | - | 2,9 | 2,9 | - | ||
Полная себестоимость | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
3 Кадровая подсистема. Анализ нужно проводить по следующим направлениям:
- обеспеченность предприятия кадрами;
- характеристика трудового коллектива;
- характеристика системы мотивирования;
- анализ уровня оплаты труда на предприятии;
- эффективность использования персонала предприятия.
Обеспеченность предприятия кадрами изучается на основе анализа наличия трудовых ресурсов, а также наличия вакантных рабочих мест. Основой для анализа являются данные кадрового учета (отдел кадров), статистическая отчетность по труду (бухгалтерия, экономический отдел, отдел по труду). Численный состав персонала по категориям анализируется с учетом отраслевой специфики предприятия, с выделением ведущих профессий и категорий персонала. Пример приведен ниже.
Таблица 6 – Наличие трудовых ресурсов в ЗАО «Комбинат»
Показатели | 2002г. | 2003г. | 2004г. | 2005г. | 2006г. | Отклонения 2006г. от 2002г. | 2006г. в % к 2002г. | |||||
человек | в % к итогу | человек | в % к итогу | человек | в % к итогу | Человек | в % к итогу | человек | в % к итогу | |||
Численность ППП | ||||||||||||
в том числе: рабочие | ||||||||||||
служащие | ||||||||||||
специалисты | ||||||||||||
руководители | ||||||||||||
непроизводственный персонал | ||||||||||||
Всего, численность персонала |
Характеристика трудового коллектива проводится по следующим направлениям: анализируется половозрастной состав работников, стаж работы, уровень квалификации, отношение к работе. Для анализа используются данные кадрового учета.
Мотивационная деятельность должна рассматриваться через призму изученных самостоятельно и в составе учебных курсов теорий мотивации.
Первым шагом в характеристике мотивации персонала на предприятии является анализ уровня оплаты труда, который дает возможность определить ведущие потребности работников, лежащие в основе мотивации. Среднемесячную оплату труда на предприятии можно сравнить прожиточным минимумом за соответствующий период, а также с показателями среднемесячной зарплаты по России, по региону, по отрасли. Пример приведен ниже.
Анализ системы мотивации и системы оплаты труда включает анализ внутриорганизационных нормативных документов: положение по оплате труда, положение о премировании, коллективный договор с профкомом, приказы директора предприятия и другие документы о формах поощрения работников предприятия и формах социальной поддержки. В результате студент должен получить полное представление о системе и формах материального и нематериального стимулирования работников.
Таблица 7 – Динамика фонда оплаты труда и среднемесячной заработной платы в ЗАО «Комбинат»
Показатели | 2001г. | 2002г. | 2003г. | 2004г. | 2005г. | 2005г. в % к 2001г. |
Годовой фонд оплаты труда, тыс. руб. | ||||||
Среднегодовая численность работников, чел. | ||||||
Среднемесячная заработная плата, руб. | ||||||
Среднемесячная заработная плата по России, руб. | ||||||
Среднемесячная зарплата по Кировской области, руб. | ||||||
Отношение зарплаты на предприятии к зарплате по России | 1,46 | 0,90 | 0,85 | 0,82 | 0,75 | |
Отношение зарплаты на предприятии к зарплате по Кировской области | 2,28 | 1,30 | 1,27 | 1,21 | 1,16 |
В заключение следует сделать выводы об эффективности системы вознаграждений на предприятии.
В ходе сбора информации кроме оперативной и отчетной информации отделов предприятия студентом могут быть предприняты собственные исследования и опросы сотрудников предприятия по проблемам мотивации и стимулирования.
4 Организационная подсистема. Предполагается проведение анализа по следующим направлениям:
- составление схем организационной структуры и структуры управления предприятия;
- определение типа и характеристик используемой организационной структуры;
- анализ распределения обязанностей среди управленческого персонала;
- определение степени централизации управления и факторов, влияющих на выбор степени централизации.
Организационная структура и структура управления. Данные об организационной структуре предприятия, как правило, можно получить в экономическом отделе предприятия. Однако студент должен провести критический анализ схем, полученных на предприятии. Дело в том, что часто на предприятиях составляются упрощенные или совмещенные схемы так называемой организационной структуры управления структуры. Несмотря на это, в отчете о прохождении практики нужно привести две схемы: организационная структура и структура управления. При проверке отчета преподавателем эти схемы в первую очередь проверяются на соответствие друг другу: если в организационной структуре показано подразделение, то в структуре управления должен быть показан его руководитель и наоборот. Примеры схем показаны ниже.
Рисунок 1 – Схемы организационной структуры ООО «Мясной цех»
Анализ соответствия структуры внешней и внутренней среде студент должен провести самостоятельно, может согласовать с руководителем практики.
Рисунок 2 – Схема структуры управления ООО «Мясной цех»
Тип и характеристика организационной структуры и структуры управления. В отчете о прохождении практики студент должен определить типы структур предприятия: по уровню взаимодействия с внешней средой (механистическая или адаптивная структура); по взаимодействию между подразделениями (линейно-функциональная, дивизиональная, проектная, матричная структура); по количеству уровней управления (количество ступеней управления).
Распределение обязанностей среди сотрудников аппарата управления нужно показать, перечислив функции основных отделов и подразделений.
Степень централизации управления можно определить по материалам личных наблюдений, опросов руководителей разных уровней управления, рядовых сотрудников организации относительно объема их полномочий в принятии решений и масштабов контроля сверху.
5 Маркетинговая подсистема предполагает анализ по следующим направлениям:
- ассортимент и качество товаров;
- доля рынка и конкурентоспособность продукции;
- выбор рынков сбыта и анализ системы распределения;
- стратегия ценообразования;
- реклама и другие средства стимулирования сбыта;
- маркетинговые исследования на предприятии.
Студент должен проанализировать ассортимент выпускаемого продукта, занимаемую долю рынка по основным видам продукции и услуг предприятия. Необходимо изучить порядок расчета цен на предприятии.
Также изучаются используемые виды и носители рекламы, масштабы рекламных мероприятий, фонд рекламных мероприятий, оценивается ли на предприятии эффективность рекламных мероприятий. Особо следует уделить внимание ведению предприятием маркетинговых исследований.
Основные источники информации в данном разделе – отчетные и плановые данные отделов маркетинга, сбыта, реализации, экономического отдела.
6 Финансовая подсистема предполагает проведение анализа бухгалтерской и финансовой отчетности по следующим направлениям:
- финансовые результаты деятельности предприятия на основе данных формы бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках» (рекомендуется оформлять таблицу, строки которой повторяют указанную форму отчетности);
- определение уровня рентабельности (убыточности) предприятия в динамике - расчет различных показателей рентабельности (рентабельность затрат, рентабельность продаж, рентабельность основных фондов, рентабельность оборотных активов и другие);
- анализ ликвидности, обеспеченности собственными средствами, устойчивости и деловой активности предприятия (для студентов 4 и 5 курса);
- другие особенности финансовой подсистемы (например, выявление особенностей финансовых потоков, сезонность и другое);
- оценка инвестиционной привлекательности предприятия.
Таблица 8 – Примерная структура и объем отчета об экономической практике за 3 курс
Номер главы | Наименование главы отчета о практике | Примерный объем главы, страниц печатного текста |
Организационно-правовая характеристика предприятия | 3-4 | |
Производственная подсистема | 5-6 | |
Кадровая подсистема | 5-6 | |
Организационная подсистема | 5-6 | |
Маркетинговая подсистема | 5-6 | |
Финансовая подсистема | 5-6 | |
Выводы и предложения | 1-2 | |
Список использованной литературы | ||
Приложения | не ограничивается | |
Общий объем отчета о практике | 35-40 (без приложений) |