Методы оценки емкости рынка
1.оценка емкости на основе структурных характеристик рынка:
где П – производство товаров внутри региона,
– ввоз (импорт),
– вывоз (экспорт),
– остатки товаров в торговых организациях на начало периода,
– остатки товаров в торговых организациях на конец периода.
Для данного метода используется статистическая информация и данные межотраслевых балансов спроса и предложения по отдельным видам товара.
2.определение емкости на основе норм потребления (используется для продовольственных товаров, сырья и расходных материалов):
Е=Ч×Н
где Н – норма потребления,
Ч – численность населения.
Если рынок представлен покупателями определенного возраста, то норма потребления должна быть скорректирована с учетом возрастных различий потребления с помощью шкалы возрастных коэффициентов потребления продуктов питания.
3.определение емкости на основе коэффициентов приведения продаж:
где Еб – базовая емкость,
Кn – коэффициенты приведения продаж,
К1 – коэффициент приведения численности,
Чн –численность населения на анализируемой территории,
Чб –численность населения базовая.
К2 – коэффициент приведение доходов
Дн –средний душевой доход на анализируемой территории,
Дб –средний душевой доход базовый.
К3 – коэффициент возрастной структуры
4.определение емкости на основе последовательности соотношений:
где %П – средний процент расходов, используемых на питание,
%Т – средний процент расходов на покупку конкретного товара
5.оценка емкости на основе средней частоты покупки:
где Чс – число семей,
– средний объем одновременно покупаемого товара,
– средняя частота покупки.
6. Определение емкости на основе доли товара в структуре потребления (потребительских расходов):
Е=ПРср*12*Ч*dТ
ПРср –средняя величина потребительских расходов на изучаемой территории,
Ч-численность,
dТ –доля товаров в структуре потребления.
7.определение емкости на основе частоты покупок и стандартных норм расходования товара:
где Чi –количество потенциальных пользователей в каждом выделенном сегменте рынка,
– доля реальных покупателей среди потенциальных пользователей;
Н – норма потребления;
– частота использования в месяце.
8.определение емкости на основе индекса исследовательской панели:
где – остатки товаров в торговых организациях на начало периода,
– остатки товаров в торговых организациях на конец периода.
Пi – поступление товаров за этот период,
Кп – количество единиц, входящих в панель.
где t – период, за который собираются данные;
Кобщ – общее число единиц в совокупности.
Для товаров сезонного спроса вместо временного коэффициента (12/t) используется показатель процентного наполнения продаж по соответствующим месяцам за прошлые периоды