Уровни формирования компетенций
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Основной профессиональной образовательной программы
Высшего образования
направления подготовки 38.03.01 «Экономика»
профиль «Финансы и кредит»
Квалификация выпускника
бакалавр
Форма обучения: заочная
Тольятти 2016
Разработчики ФОС:
Заведующий кафедрой ______________ А.А. Курилова
(должность, ученая степень, звание) (подпись) (И.О.Фамилия)
Фонд оценочных средств одобрен и рекомендован на заседании кафедры_________________ (протокол заседания № ___от «__»___________ 20__ г.).
Экспертиза ФОС ОПОП ВО:
Эксперты ТГУ:
______________________ ______________ ______________________
(должность, место работы, ученое (подпись) (И.О.Фамилия)
звание, степень)
«___»________20___г.
______________________ ______________ ______________________
(должность, место работы, ученое (подпись) (И.О.Фамилия)
звание, степень)
«___»________20___г.
Внешние эксперты:
______________________ ______________ ______________________
(должность, место работы, ученое (подпись) (И.О.Фамилия)
звание, степень)
«___»________20___г.
______________________ ______________ ______________________
(должность, место работы, ученое (подпись) (И.О.Фамилия)
звание, степень)
«___»________20___г.
Паспорт фонда оценочных средств
№ п/п | Контролируемые разделы (этапы) практики | Код контролируемой компетенции (или ее части) | Наименование оценочного средства |
Подготовительный этап, включающий получение задания, разработку плана учебной практики, инструктаж по технике безопасности | ОК-3, 5-7, ОПК-2,4 | Индивидуальный план прохождения практики | |
Прохождение учебной практики, включая выполнение индивидуального задания в соответствии с программой учебной практики, сбор необходимой информации, заполнение дневника практики | ОК-3, 5-7, ОПК-2,4, | Дневник прохождения практики |
Уровни формирования компетенций
- способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3) | Уровни | Описание показателей |
Знать: -современные методы исследования в области экономической науки, современное программное обеспечение | Продвинутый уровень | -использование более четырех современных методов исследования экономической науки, в том числе применяемые при помощи современного программного обеспечения |
Базовый уровень | - использование от 1до трех методов исследования экономической науки, в том числе применяемые при помощи современного программного обеспечения | |
Пороговый уровень | - использование от 1 до трех методов исследования экономической науки | |
Уметь: - решать задачи финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта; | Продвинутый уровень | -умение принимать решение о способах решения задач финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, обозначать проблемные аспекты таких решений, умение рассчитывать экономический эффект таких решений |
Базовый уровень | - умение принимать решение о способах решения задач финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, обозначать проблемные аспекты таких решений | |
Пороговый уровень | -умение принимать решение о способах решения задач финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта | |
Владеть: -навыками анализа различных источники информации для проведения экономических расчетов | Продвинутый уровень | -владение навыками анализа финансовой и бухгалтерской отчетности экономического субъекта, расчета необходимых показателей и составления выводов на основе анализа. |
Базовый уровень | - владение навыками анализа финансовой и бухгалтерской отчетности экономического субъекта, расчета необходимых показателей | |
Пороговый уровень | - владение навыками анализа финансовой и бухгалтерской отчетности экономического субъекта |
- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5) | Уровни | Описание показателей |
Знать: -должностные обязанности и права профессионального характера | Продвинутый уровень | -знание должностных обязанностей и прав профессионального характера всех сотрудников финансово-экономических служб субъекта; |
Базовый уровень | -знание должностных обязанностей и прав профессионального характера части сотрудников финансово-экономических служб субъекта; | |
Пороговый уровень | -знание должностных обязанностей и прав профессионального характера руководителя практики в субъекте. | |
Уметь: -ориентироваться в коллективных вопросах и задачах | Продвинутый уровень | -умение способствовать решению актуальных коллективных вопросов, указывать конкретные способы решения задач и определять эффективность таких решений. |
Базовый уровень | -умение способствовать решению актуальных коллективных вопросов, указывать конкретные способы решения задач | |
Пороговый уровень | -умение способствовать решению актуальных коллективных вопросов | |
Владеть: -ситуацией в профессиональной среде работая в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | Продвинутый уровень | -владение навыками профессионального общения, навыками работы в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, информацией о ситуации в профессиональной среде |
Базовый уровень | -владение навыками профессионального общения, навыками работы в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | |
Пороговый уровень | -владение навыками профессионального общения, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
- способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6) | Уровни | Описание показателей |
Знать: - нормативные документы, регламентирующие бухгалтерский учет и финансовую отчетность в РФ | Продвинутый уровень | -знание нормативных документов, регламентирующих бухгалтерский учет и финансовую отчетность в РФ |
Базовый уровень | -знание основных нормативных документов, регламентирующих бухгалтерский учет и финансовую отчетность в РФ в разрезе деятельности и организационно-правовой формы субъекта | |
Пороговый уровень | -знание нормативных документов, регламентирующих бухгалтерский учет и финансовую отчетность в РФ в разрезе деятельности субъекта | |
Уметь: -использовать теоретические навыки в практической деятельности | Продвинутый уровень | -умение использовать на практике знания из нормативных документов, регламентирующих бухгалтерский учет и финансовую отчетность в РФ |
Базовый уровень | -умение использовать на практике знания из нормативных документов, регламентирующих бухгалтерский учет и финансовую отчетность в РФ в разрезе деятельности и организационно-правовой формы субъекта | |
Пороговый уровень | -умение использовать на практике знания из нормативных документов, регламентирующих бухгалтерский учет и финансовую отчетность в РФ в разрезе деятельности субъекта. | |
Владеть: -основами правовых знаний в различных сферах деятельности | Продвинутый уровень | -владение правовыми знаниями в различных сферах деятельности |
Базовый уровень | -владение правовыми знаниями в смежных с экономикой сферах деятельности | |
Пороговый уровень | -владение правовыми знаниями в неоторых смежных с экономикой сферах деятельности |
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) | Уровни | Описание показателей |
Знать: -основные направления и требования профессионального уровня | Продвинутый уровень | -знание направлений и требования профессионального уровня |
Базовый уровень | -знание основных направлений и требований профессионального уровня | |
Пороговый уровень | -знание некотрых направлений и требований профессионального уровня | |
Уметь: -находить путь дальнейшего саморазвития и самореализации, полно использовать творческий потенциал, самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения | Продвинутый уровень | -умение постоянно самореализовываться, использовать различные пути саморазвития, повышать свой творческий потенциал, самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения |
Базовый уровень | - умение использовать различные пути саморазвития, самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения | |
Пороговый уровень | - самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения | |
Владеть: -навыками рефлексии | Продвинутый уровень | -владение навыками рефлексии, стрессоустойчивости, способностью абстрагироваться |
Базовый уровень | -владение навыками рефлексии, стрессоустойчивости | |
Пороговый уровень | - владение навыками рефлексии |
способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2) | Уровни | Описание показателей |
Знать: -основные способы сбора информационных данных финансово-хозяйственной деятельности | Продвинутый уровень | -использование различных способов сбора данных о финансовой деятельности предприятия, в том числе при помощи сети интернет, данных периодической печати, отчетности и научных статей. |
Базовый уровень | -использование различных способов сбора данных о финансовой деятельности предприятия, в том числе при помощи сети интернет, данных периодической печати, отчетности. | |
Пороговый уровень | -использование различных способов сбора данных о финансовой деятельности предприятия, в том числе при помощи сети интернет и отчетности | |
Уметь: -использовать различные методики экономического анализа в профессиональной деятельности экономического субъекта | Продвинутый уровень | -умение проводить экономический анализ субъекта с использованием различных методик экономического анализа, в том числе экономико-математического моделирования. |
Базовый уровень | -умение проводить экономический анализ субъекта с использованием различных методик экономического анализа | |
Пороговый уровень | -умение проводить экономический анализ субъекта с использованием хотя бы двух методик экономического анализа | |
Владеть: -навыками анализа различных источники информации для проведения экономических расчетов | Продвинутый уровень | -владение навыками анализа финансовой деятельности предприятия, в том числе данных из сети интернет, данных периодической печати, отчетности и научных статей. |
Базовый уровень | -владение навыками анализа финансовой деятельности предприятия, в том числе данных из сети интернет, данных периодической печати, отчетности. | |
Пороговый уровень | -владение навыками анализа финансовой деятельности предприятия, в том числе данных из сети интернет и отчетности |
способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность (ОПК-4) | Уровни | Описание показателей |
Знать: -способы анализа и оценки организационно-управленческих решений | Продвинутый уровень | -использование более трех способов анализа и оценки организационно-управленческих решений |
Базовый уровень | -использование трех способов анализа и оценки организационно-управленческих решений | |
Пороговый уровень | -использование одного-двух способов анализа и оценки организационно-управленческих решений | |
Уметь: -разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы проектов и программ, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов | Продвинутый уровень | -умение разрабатывать необходимые нормативные документы проектов, программ с предложением мероприятий по их реализаций, выявление возможных проблем при реализации и расчет эффекта от их реализации |
Базовый уровень | -умение разрабатывать необходимые нормативные документы проектов, программ с предложением мероприятий по их реализаций, выявление возможных проблем при реализации | |
Пороговый уровень | -умение разрабатывать необходимые нормативные документы проектов, программ с предложением мероприятий по их реализаций | |
Владеть: -навыками анализа различных источники информации для проведения экономических расчетов | Продвинутый уровень | -владение навыками анализа финансовой деятельности предприятия, в том числе данных из сети интернет, данных периодической печати, отчетности и научных статей. |
Базовый уровень | -владение навыками анализа финансовой деятельности предприятия, в том числе данных из сети интернет, данных периодической печати, отчетности. | |
Пороговый уровень | -владение навыками анализа финансовой деятельности предприятия, в том числе данных из сети интернет и отчетности |
Контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Задания на практику
Задание №1:
- Индивидуальный план прохождения практики
Составление индивидуального плана прохождения практики
Форма индивидуального плана
Наименование структурного подразделения | Вопросы программы | Календарный срок | Ответственный руководитель |
Критерии оценки:
- «зачтено» - план полностью раскрывает этапы прохождении практики, отвечает целям практики и поставленному заданию, соответствует нормам прохождения практики по времени
- «не зачтено» - план не соответствует цели и заданию практики, не соответствует временным рамкам прохождения практики
Задание №2:
Ведение дневника практики, предоставляемого в конце практики, в котором отражен подробный учет работы студента за время практики, а также отзывы руководителей практики.
Форма дневника прохождения практики:
Организация (предприятие, учреждение, сообщество)
__________________________________________________________________
Подразделение _____________________________________________________
Срок практики ____________________________
Рабочее место___________________________________
Руководитель практики от организации (предприятия, учреждения) ____________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность)
Задание на ПРАКТИКУ
Цель практики: …
Исходные данные:
1. …
2. …
3.
Индивидуальное задание:
Учёт работы студента
Дата | Время | Содержание работы |
Отзыв
руководителя практики от организации (предприятия, учреждения, сообщества) о деятельности студента в период практики
Отзыв
руководителя практики от кафедры о выполнении программы практики, предоставлении отчетной документации и других заданий
Критерии оценки:
- «зачтено» - соответствует плану прохождения практики, содержит подробный учет работы студента в рамках прохождения практики, а также отзывы руководителей практики
- «не зачтено» - не соответствует плану прохождения практики и/или отсутствуют отзывы руководителей практики
Задание №3:
Написание отчета по практике и его последующая защита, которое включает в себя систематический сбор материалов, необходимых для дипломного и курсового проектирования и отчета о практике. Отчет о практике должен быть подробным, технически грамотным и обоснованным документами, иллюстрированным схемами, чертежами, фотографиями и т.п. Простое описание увиденного не допускается, необходим его глубокий анализ на основе:
- теоретического курса;
- изученной в период практики технической литературы, справок, отчетов, докладов и т.п., имеющихся на предприятии;
- личных наблюдений за время практики.
Примерные вопросы организации управления финансами, подлежащие разработке при прохождении студентом практики на производственном (торговом) предприятии:
- финансовая отчетность предприятия и диагностика общего состояния его финансов;
- активы предприятия, их структура и принципы управления;
- финансовые ресурсы и формирование капитала предприятия;
- заемные средства предприятия, их структура и политика финансирования;
- финансовые результаты и их формирование; операционный анализ финансовых результатов;
- денежные потоки, их структура и анализ в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности;
- налогообложение предприятия;
- риски предприятия, их анализ и методы управления;
- финансовое планирование на предприятии и распределение функций по различным подразделениям;
- инвестиционная и инновационная деятельность на предприятии;
- оперативная финансовая работа на предприятии.
Примерные вопросы организации управления финансами, подлежащие разработке при прохождении студентом практики в коммерческом банке
- финансовая отчетность банка и диагностика общего состояния его финансов;
- банковские активы и их структура; анализ кредитного портфеля банка;
- ресурсная база банка и ее анализ;
- формирование финансовых результатов банка; процентные и непроцентные доходы и расходы;
- банковский менеджмент;
- операции банка с ценными бумагами;
- банковские риски, их анализ и методы управления;
- банковские операции с пластиковыми картами;
- депозитные банковские операции и операции по кредитованию юридических и физических лиц;
- операционная деятельность в банке.
Примерные вопросы организации управления финансами, подлежащие разработке при прохождении студентом практики в государственных и муниципальных органах управления финансами
- доходы бюджета соответствующего уровня, их структура и план-фактный анализ;
- расходы бюджета соответствующего уровня, их структура и план-фактный анализ;
- планирование доходов бюджета и их риски;
- планирование расходов бюджета и их риски;
- государственные закупки и их организация;
- внебюджетные социальные фонды, их доходы и расходы;
- устойчивость территориальных бюджетов и ее мониторинг;
- управление государственным и муниципальным долгом;
- межбюджетные отношения.
Вопросы к промежуточной аттестации
№ п/п | Вопросы |
| Какие исходные данные необходимы для расчета финансовых и экономических показателей, характеризующих деятельность предприятия (организации, учреждения), выбранного в качестве объекта исследования? |
| Какие информационные источники используются для формирования этих исходных данных? |
| Какие методы применяются для сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения поставленной экономической задачи? |
| Какие инструментальные средства выбраны для обработки экономических данных и анализа результатов расчетов? |
| Какие методики используются для расчетов финансовых и экономических показателей, характеризующие деятельность выбранного предприятия (организации, учреждения)? |
| Каков экономический смысл и интерпретация результатов этих расчетов? |
| Как обосновываются полученные в ходе практики результаты и согласуются ли между собой выводы различных методик? |
| Какие статистические источники используются для сравнительного анализа финансово-экономических показателей предприятия (организации, учреждения) в динамике и в разрезе отрасли? |
| Какова тенденция изменения финансовых и экономических показателей, характеризующих деятельность предприятия (организации, учреждения)? |
| Как оценить состояние финансово-экономических показателей выбранного предприятия (организации, учреждения) на фоне среднеотраслевых значений? |
| Какие риски характерны для финансово-экономических показателей выбранного предприятия (организации, учреждения)? |
| Какой иллюстративный материал используется для представления результатов расчетов? |
| Какие теоретические (эконометрические) модели используются для анализа и интерпретации полученных результатов? |
| Какие управленческие решения предложены на основе результатов расчетов? |
| Какие программные (технические) средства и информационные технологии используются для решения поставленных в ходе практики аналитических и исследовательских задач? |
| В какой мере решение поставленных в ходе практики задач опиралось на групповые методы работы? |
| Какие коммуникативные навыки студента разрабатывались в ходе реализованного в ходе практики проекта? |
| Какие информационные технологии и программные средства использовались для решения коммуникативных задач? |
| Какие предложения организационно-управленческого характера выдвинуты для оптимизации финансово-экономических показателей выбранного предприятия (организации, учреждения)? |
| С какими основными нормативно – правовыми документами знакомились в ходе прохождения практики? |
Критерии оценки:
- «отлично» - правильно оформленный отчет о практике, при защите отчета студент должен дать полные и верные ответы на 3 вопроса.
- «хорошо» - правильно оформленный отчет о практике, при защите отчета студент должен дать полные и верные ответы на 2 вопроса, неполный ответ на 1 вопрос.
- «удовлетворительно» - отчет о практике может содержать помарки и неточности в оформлении, при защите отчета студент должен дать полные и верные ответы на 1 вопроса, неполные ответы на 2 вопроса.
- «неудовлетворительно» - отчет о практике может содержать помарки и неточности в оформлении, при защите отчета студент дает неполный и неверный ответ на 1 вопрос, не дает ответа на 2 вопроса.
Форма аттестационного листа
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»