Сущность, назначение и регулирование учетной политики организации
Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление в конце восьмидесятых годов прошлого века в качестве вольного перевода на русский язык словосочетания «accounting policies», употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. В начале 1992 года этот термин был закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и настоящее время получил достаточно широкое распространение в учетной литературе и на практике.
В экономической литературе приводятся разнообразные определения учетной политики: «учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов и правил, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета на предприятии в условиях действующей нормативной базы на данный момент времени»;[1] «... совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условий хозяйствования»;[2] «... это совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, объявляемая предприятием исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности».[3]
Исследование трудов отечественных и зарубежных авторов показывает, что единого мнения по поводу трактовки «учетная политика», а также ее содержания среди них нет.
Учетную политику организаций можно трактовать как комплекс организационно-технических и методических способов бухгалтерского и налогового учета для принятия управленческих решений в зависимости от поставленных целей и условий хозяйствования, в рамках действующего законодательства. Основой данного определения является необходимость ведения организациями бухгалтерского, налогового учета и составления налоговой отчетности.
Рисунок 1.1 Применение требований и допущений в зависимости от целей формирования учетной политики [4]
Учетная политика является инструментом эффективного управления, исходя из отраслевой специфики, то есть условий хозяйствования.
Учетная политика, являющаяся инструментарием реализации способов (приемов) метода бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки, итогового обобщения), может отличаться на разных предприятиях.
При формировании учетной политики организация должна исходить из основополагающих принципов и предпосылок, обязательных для выполнения всеми организациями. Такие предпосылки и принципы названы «требованиями» и «допущениями». В зависимости от целей их применения при формировании учетной политики, они могут быть разделены на группы, которые отражены на рисунке 1.1.
Наличие таких принципов и правил объясняется самим предназначением бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики, который призван формировать полные и достоверные данные об имущественном и финансовом положении предприятия, выступать способом общения деловых людей, быть составляющей общегосударственной системы формирования макроэкономических показателей. Все это становится возможным лишь на основе единых подходов и правил ведения учета.
Принципы и правила - это не стопроцентная унификация учетного процесса. Эти правила устанавливают рамки в построении системы учета на предприятии, которые необходимо соблюдать при выборе учетных процедур и разработке учетного процесса.
Общие принципы и правила установлены нормативно-правовой документацией, регламентирующей систему бухгалтерского учета. При их реализации в учетной политике конкретного предприятия целесообразно исходить из допущений об имущественной обособленности предприятия, непрерывности его деятельности, последовательном применении учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
При формировании учетной политики предполагается, что: имущество и обязательства предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этого предприятия и других предприятий (допущение имущественной обособленности предприятия); предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сохранения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности предприятия); выбранная предприятием учетная политика применяется последовательно, от одного отчетного года к другому (допущение последовательного применения учетной политики); факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
Учетная политика предприятия должна обеспечивать: полноту отражения в бухгалтерском отчете всех факторов хозяйственной деятельности (требования полноты); большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых резервов) (требование осмотрительности); отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой); тождество данных аналитического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (требование непротиворечивости); рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия (требование рациональности).
Элементы учетной политики можно классифицировать различным образом. С точки зрения методики составления учетной политики можно выделить две классификации.
Первая классификация делит элементы учетной политики на обязательные и необязательные.
К обязательным элементам учетной политики относятся такие, без указания которых невозможно применение способов бухгалтерского учета, предусмотренных законодательством.
Например, обязательным элементом является метод начисления амортизации по объектам основных средств. Если организация в учетной политике не установит один из четырех способов начисления амортизации, предусмотренных ПБУ 6/01, то станет невозможным начислять амортизацию вообще. А это нарушение порядка бухгалтерского учета таких объектов, как основные средства.
Примером необязательного элемента является норма о единовременном начислении амортизации по объектам, стоимость которых составляет менее 40 тыс. руб. за единицу. Организация может списывать стоимость таких объектов на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию, а может начислять по ним амортизацию в общем порядке.
Вторая классификация элементов учетной политики делит эти элементы на вариантные и директивные.
Вариантные элементы учетной политики предполагают выбор одного из законодательно установленных вариантов учета объектов бухгалтерского учета, в то время как директивные элементы предписывают для определенных объектов учета определенный вариант их учета.
Примером вариантного элемента учетной политики является способ начисления амортизации по основным средствам. Директивным можно считать перечень объектов, по которым не начисляется амортизация.
В налоговом учете директивным является перечень амортизационных групп, по которым можно применять только линейный способ начисления амортизации. В бухгалтерском учете по однородным объектам основных средств должен быть избран единый способ начисления амортизации (директивный элемент), а в налоговом учете способ начисления амортизации может быть установлен по каждому объекту амортизируемого имущества, даже если это однородные объекты (вариантный элемент).
В большинстве случаев обязательные элементы учетной политики являются вариантными. При формировании учетной политики предприятия по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного варианта из нескольких допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Если указанная система не устанавливает варианты ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то при формировании учетной политики разработка предприятием соответствующего варианта осуществляется исходя из Положений по бухгалтерскому учету. В обоих случаях должно быть выдержано одно важнейшее условие - единство учетной политики на предприятии.[5]
Это означает, во-первых, применение избранных способов, всеми структурными подразделениями предприятия, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой.
Во вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса предприятие должно использовать один выбранный способ, если иное не установлено системой нормативного регулирования учета. Кроме того, формирование учетной политики целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с налоговым планированием.
При выборе учетной политики учитывают влияющие факторы:
- форму собственности и организационно-правовой статус предприятия (государственное, акционерное общество, товарищество, кооператив); отраслевую принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, энергетика); организационную структуру управления и наличие структурных подразделений; размеры (масштабы деятельности, объема продаж);
- текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение дополнительных финансовых ресурсов, укрепление конкурентных позиций на рынке, осуществление инвестиционных программ);
- особенности деятельности - производственной (технологическая структура, потребляемые ресурсы), коммерческой (организация снабжения и сбыта, системы и формы расчетов), финансовой (взаимоотношения с банками и налоговой системой), управленческой (структура, независимость от собственников, отчетность перед ними, уровень обеспечения компьютерной техникой);
- кадровое обеспечение - уровень квалификации персонала (опыт, навыки, степень понимания стоящих перед ним задачи и проблем, способность их разрешать);
- хозяйственная ситуация - развитость инфраструктуры рынка, состояние хозяйственного, налогового, бухгалтерского законодательства, благоприятность инвестиционного климата.[6]
Учетная политика является элементом четвертого - организационного уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, и регламентируется посредством соответствующего приказа об учетной политике, утверждаемого руководителем организации на очередной финансовый год.
В системе формирования учетной политики основополагающими документами являются ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», в системе налогообложения - глава 25 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ).
На основании краткого анализа отдельных правовых норм, определяющих правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, можно сделать вывод, что не только бухгалтерское, но и налоговое законодательство влияют на финансово-хозяйственную деятельность. В соответствии с этим, они должны присутствовать в определении учетной политики деятельность организации.[7]
В условиях существования совершенно самостоятельного по отношению к бухгалтерскому учету налогового учета и совершенно самостоятельной по отношению к учетной политике налоговой политики организации роль бухгалтерской учетной политики как инструмента снижения налоговых платежей полностью прекращает свое существование.
В этой ситуации учетная политика получает совершенно новую для российских условий роль - влияние на показатели внешней бухгалтерской отчетности.
В случае, когда методы бухгалтерского учета определяют и величины налогооблагаемых баз, предприятия, формируя учетную политику, всегда должны выбирать одну из двух ее целей: либо меньше платить налогов, и тогда предприятия должны выбрать такие методы учета, которые позволяют дать минимальную оценку активам, прибыли и доходам; либо показать пользователям бухгалтерской отчетности фантастические успехи своей деятельности, и тогда, наоборот, предприятия должны стремиться максимизировать оценку активов, прибыли и доходов.
Однако всегда хочется и поменьше платить налогов, и привлекательно выглядеть перед инвесторами и кредиторами. И если бухгалтерский и налоговый учет объединены, то это становится невозможным.
Если же отдельно формировать учетную и налоговую политику как совершенно независимые друг от друга: первая - для бухгалтерского учета; вторая - для налогового, то одновременное достижение этих целей становится возможным. Именно в этой связи, то есть как возможность влияния на показатели бухгалтерской отчетности, предприятия должны воспринимать учетную политику и составлять приказ об учетной политике организации, формирование которого представляет не простую задачу, особенно в условиях разделения бухгалтерского учета на три вида: управленческий, финансовый и налоговый.