Нормативное регулирование и принципы формирования учётной политики для целей налогообложения

Становление принципиально иной модели взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов в результате реформирования российской экономики в рамках налоговых отношений предопределило появление новых задач в области налогообложения, предполагающих необходимость учета налоговой составляющей при разработке и реализации большинства управленческих решений [1]. В настоящее время основным документом, регулирующим налоговые отношения между государством и налогоплательщиком, является учетная политика для целей налогообложения. Но если порядок формирования бухгалтерской учетной политики закреплен специальным бухгалтерским стандартом Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 [2], то в отношении налоговой учетной политики такого документа, регламентирующего основы ее формирования, нет. В Налоговом кодексе прописан только порядок формирования учетной политики для отдельных налогов, поэтому вопросы формирования учетной политики в целях налогообложения организация разрабатывает самостоятельно [3] Требование о налоговой политике законодательно закреплено в статье 313 НК РФ. Так, согласно ст. 313 налоговый учет, порядок ведения которого устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, характеризуется следующими посылками. Во-первых, это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов. Во-вторых, учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, произведенных организацией в течение отчетного (налогового) периода, а также для обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей, для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов в бюджет. Под учетной политикой для целей налогообложения следует понимать совокупность выбранных предприятием способов ведения налогового учета и порядка исчисления налогов и сборов. Это означает следующее: Предприятие осуществляет выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательными актами, регулирующими порядок определения налоговой базы и исчисления тех или иных налогов и сборов в Российской Федерации. Выбранные способы устанавливаются на предприятии, т.е. на всех структурных подразделениях (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места расположения. Таким образом, отдельные цеха, обособленные подразделения, филиалы должны придерживаться, установленной предприятием учетной политики. Данные способы устанавливаются на длительный срок (как минимум, на отчетный год). Как правило, налоговым периодом при исчислении налогов и сборов (отчетным годом) считается период с 1 января по 31 декабря включительно. В пределах налогового периода учетная политика организации не может изменяться, кроме случаев прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах (например, при внесении изменений в законодательство, затрагивающее принятую учетную политику предприятия). Данные способы должны быть закреплены соответствующим документом. Законодательство о налогах и сборах не содержит прямого указания на необходимость фиксирования учетной политики организации для целей налогообложения в специальном организационно-распорядительном документе. Учетная политика для целей налогообложения должна быть согласована с главным бухгалтером и руководителем организации, так как именно они несут ответственность за достоверность и своевременность исчисления и уплаты в бюджет налогов и сборов. При формировании учетной политики организации для целей налогообложения выбирается один способ из нескольких допустимых законодательством по налогам. Кроме того, фиксируются особенности определения налоговой базы и ведения раздельного учета объектов налогообложения по тем видам деятельности, которые осуществляются конкретной организацией. Если по определенным вопросам налогообложения нормативно не установлены способы ведения учета, то при формировании учетной политики организацией разрабатывается определенный способ налогового учета или форма регистра в отношении исчисления конкретного налога. Согласно ст. 167 НК РФ принятая учетная политика в целях налогообложения: применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения приказом, распоряжением руководителя; является обязательной для всех обособленных подразделений данной организации; для вновь созданных организаций утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации [3]. По аналогии с бухгалтерским учетом, в соответствии с налоговым законодательством, изменения в учетной политики организации могут производиться в случаях: а) изменения законодательства РФ по налогам (обязательное изменение учетной политики осуществляется в течение отчетного (налогового) периода); б) принятие организацией новых или иных способов ведения налогового учета (добровольное изменение учетной политики вводится с начала нового налогового периода.); в) существенного изменения условий деятельности организации (добровольное изменение учетной политики). Все изменения должны найти отражение в соответствующем организационно-распорядительном документе организации. Следовательно, при изменении учетной политики в отношении отдельных операций нет необходимости переписывать весь приказ заново. Достаточно утвердить изменения и дополнения, вносимые в уже действующую учетную политику предприятия.При разработке учетной политики в целях налогообложения необходимо учитывать возможные трудности, связанные с постановкой и ведением налогового учета, которые зависят от ряда характеристик, например, таких, как: организационно-правовая форма; виды и объемы деятельности; отраслевая специфика; штат и квалификация сотрудников финансово-бухгалтерской службы; организация синтетического и аналитического учета; обеспечение учетного процесса средствами автоматизации.При разработке соответствующей учетной политики необходимо одновременное достижение двух целей: постановка оптимальной системы налогового учета и закрепление в учетной политике таких элементов, которые бы не противоречили законодательству и максимально соответствовали специфике деятельности организации [4].Ключевыми методами, влияющими на величину уплачиваемых налогов, являются распределение доходов и расходов между отчетными (налоговыми) периодами и регулирование оценки активов.





Наши рекомендации