Денежные доходы и расходы населения. Их состав.

Доходы населения в рыночной экономике представляют собой совокупность поступлений денежных и натуральных средств за определенный промежуток времени, используемых физическими лицами в целях потребления и накопления. Различают денежные и натуральные доходы. Денежные доходы населения складываются из поступлений денег в форме оплаты труда, социальных трансфертов, доходов от собственности, предпринимательской деятельности, продажи продукции личного подсобного хозяйства (ЛПХ) и др. - алиментов, гонораров, благотворительной помощи и т.д. Натуральные доходы включают продукцию ЛПХ, используемую на личное потребление, а также трансферты в натуральной форме. Денежные доходы населения подразделяются на первичные и располагаемые (об этих доходах говорилось в гл. 2 применительно ко всей экономике, ко всем ее секторам). Первичные доходы населения включают все поступления, полученные от собственности на факторы производства. Располагаемые доходы населения - результат перераспределительных процессов. Они рассчитываются с помощью добавленных к первичным доходам социальных трансфертов и вычитания обязательных платежей и сборов. Полученной в результате суммой средств население, семьи и отдельные граждане располагают, т.е. могут использовать по собственному усмотрению. Располагаемые доходы корректируются с учетом натуральных социальных трансфертов. Скорректированные располагаемые доходы населения включают располагаемые доходы и сальдо натуральных трансфертов. К доходам населения относятся также средства, взятые в долг. В связи с этим выделяют конечные и общие доходы населения. Конечные доходы населения - это располагаемые доходы плюс чистые долги населения. Среднедушевой денежный доход - сумма конечных доходов, деленная на численность населения страны. Общие доходы населения включают скорректированные располагаемые доходы и чистые долги. Чистые долги отражают изменение задолженностей по ссудам, выданным гражданам кредитными организациями и предприятиями на потребительские цели.

75. Характеристика функций денег.Деньги выполняют пять функций: меры стоимости; средства обращения; средства образования сокровищ, накоплений и сбережений; средства платежа; мировых денег.

1)Функция денег как меры стоимости. Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Но не деньги делают товары соизмеримыми, а количество затраченного на их производство общественно необходимого труда. При металлическом обращении эту функцию выполняли действительные деньги (золото и серебро), которые сами обладали стоимостью, но и они выражали стоимость товаров идеально, т. е. в виде мысленно представляемых денег.

2)Товарное обращение включает две метаморфозы, т. е. два изменения форм стоимости: продажу одного товара и куплю другого. В этом процессе деньги играют роль посредника в обмене двух товаров: Т -- Д -- Т. 3) Функцию накопления сокровищ раньше выполняли полноценные и реальные деньги -- золото и серебро. Поскольку деньги представляют всеобщее воплощение богатства, то возникает стремление к их накоплению. Но для этого необходимо прервать две метаморфозы в товарообмене Т -- Д -- Т. В данном случае за продажей товара следует купля другого товара, а деньги выпадают из обращения и превращаются в «золотую куколку», т. е. в сокровище. 5) Мировые деньги имеют троякое назначение и служат: всеобщим платежным средством; всеобщим покупательным средством; материализацией общественного богатства. В качестве международного платежного средства деньги выступают при расчетах по международным балансам, главным образом по платежному. Как международное покупательное средство деньги используются при прямой покупке товаров за границей и оплате их наличными (например, при неурожае -- покупка зерна, сахара и т. д.). В качестве материализации общественного богатства деньги являются средством перенесения нацио-нального богатства из одной страны в другую при взимании контрибуций, репараций или предоставлении займов.

76. Сущность и формы проявления инфляции. Антиинфляц политика.Инфляция – термин присущий бумажно-денежному обращению. В первонач переводе означает разбухание денежной массы. Означает переполнение сферы обращения избыточной по сравнению с потребностями товарооборота массой бумажных денег и их обесцениванием. Виды и формы инфляций: По степени проявления – ползучая инфляция (5-10% в год), голопирующая инфляция (10-50%), гиперинфляция (от 50%) По способам воникновения: административная (в следствии адм-управленческих цен), инфляция издержек (рост цен на ресурсы), инфляция спроса (проявляется в превышении спроса над предложением), инфляция предложения (возникает в результате роста цен в результате издержек пр-ва), импортируемая инфляция ( приток денежного финансирования из-за границы), кредитная инфляция( черезмерное предоставление кредитов) По формам проявления: открытая (за счет свободного роста цен) и скрытая (подавленная) (сопр. стремлением гос-ва удержать цены на прежнем уровне и возникает в следствии тов дефицита. Антиинфляционная политика. Для борьбы с инфляционными факторами гос-во осуществляет комплекс мер по гос регулированию экономики, т.е. реализует свою антиинфляц политику. 2 основных направления антиинфляц политики: 1)Дефляционная политика (представляет собой методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения гос расходов, повышения ставки рефинансирования, ограничений денежной массы. Особенности: замедления эк роста, кризисные явления в экономики) 2) Политика доходов (предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем их полного замораживания и установления пределов их роста. Если ставится цель сдержание эк роста, то привлечение дефляционной политики если цель – стимулирование эк роста то проводится политика доходов.)

68.Финансовые риски и способы управления ими. Финансовый риск возникает в процессе отношений предприятия с финансовыми институтами (банками, финансовыми, инвестиционными,. страховыми компаниями, биржами и др.). Причины финансового риска - инфляционные факторы, рост учетных ставок банка, снижение стоимости ценных бумаг и др. Финансовые риски подразделяются на два вида: 1) риски, связанные с покупательной способностью денег; (инфляционные и дефляционные риски, валютные риски, риск ликвидности.) 2) риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски). Степень риска - это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него. Риск может быть: допустимым - имеется угроза полной потери прибыли от реализации планируемого проекта; критическим - возможны непоступление не только прибыли, но и выручки и покрытие убытков за счет средств предпринимателя; катастрофическим - возможны потеря капитала, имущества и банкротство предпринимателя. Способы управления рисками подразделяются на следующие категории: Количественный анализ (определение конкретного размера денежного ущерба отдельных подвидов финансового риска и финансового риска в совокупности.) Суть статистического способа заключается в том, что изучается статистика потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичном производстве. Анализ целесообразности затрат ориентирован на идентификацию потенциальных зон риска с учетом показателей финансовой устойчивости фирмы. Метод экспертных оценок обычно реализуется путем обработки мнений опытных предпринимателей и специалистов. Аналитический способ построения кривой риска; Анализ чувствительности модели; Метод аналогий при анализе риска нового проекта весьма полезен, так как в данном случае исследуются данные о последствиях воздействия неблагоприятных факторов финансового риска на другие аналогичные проекты других конкурирующих предпри­ятий.

65. Содержание процесса управления финансами. Управление финансами представляет собой действия государства, направленные на выработку, реализацию и совершенствование финансовой политики. По своему содержанию процесс управления финансами — это создание, применение, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений, предназначенных для реализации целей и задач, намеченных финансовой политикой. Объектом управления финансы являются тогда, когда осуществляются такие стадии управления, как создание, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений. Субъектом управления финансы являются тогда, когда происходит стадия практического применения выработанных форм финансовых отношений. Стадии управления финансами образуют звенья управления финансами. К ним относятся: 1) выработка (создание) форм финансовых отношений, их совершенствование (финансовое право); 2) практическое применение форм финансовых отношении (финансовая деятельность, состоящая из составления и исполнения финансовых планов и финансовых прогнозов); 3) проверка соблюдения, изучение, анализ действующих форм финансовых отношений с целью подготовки предложений для их дальнейшего совершенствования (финансовый контроль). Применяются следующие методы: сбор данных о результатах хозяйственной деятельности объекта в условиях соблюдения форм и методов финансовых отношений (нередко различные отрицательные последствия в деятельности объектов происходят не потому, что их вызвали действующие формы и методы финансовых отношений, а потому, что не соблюдаются во всех деталях, как это предусмотрено в законодательных документах). Анализ установленных форм и методов финансовых отношений с позиций реального их влияния на результаты хозяйствования призван установить тесноту связи между результатами финансово-хозяйственной деятельности и теми формами и методами финансовых отношений, которые опосредствовали этот процесс.

66. Органы государственного управления финансами.На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы: профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ; Министерство финансов РФ и его органы на местах; Центральный банк РФ; Министерство РФ по налогам и сборам; Федеральная налоговая служба РФ; Государственный таможенный комитет РФ; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Министерство государственного имущества;

исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения. Управление финансами на предприятиях и в отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также финансовые отделы и управления сохранившихся министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры. Всю работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов, его нижестоящие финансовые органы, а также Федеральная налоговая служба.

67. Автоматизированные системы управления финансами.АСУ финансами - это совокупность экономических и математических методов, электронно-вычислительной техники, оргтехники и современных средств связи. Применение информационных технологий повышает эффективность аналитической работы. Это достигается за счет сокращения сроков проведения анализа; более полного учета влияния на результаты хозяйственной деятельности и охвата факторов; замены приближенных или упрощенных расчетов точными вычислениями; постановки и решения новых многомерных задач анализа, практически не выполнимых вручную и традиционными методами, Новые возможности анализа обусловлены исключительными

возможностями ЭВМ: высокой производительностью, надежностью, простотой обслуживания и эксплуатации, гибкостью и автономностью использования, наличием развитого программного обеспечения, диалоговым режимом работы и др., а также низкой стоимостью расчетов. АСУ- это система, обеспечивающая автоматизированный сбор и обработку информации, необходимой для оптимизации управления, в частности, финансами. Однако возможности АСУ нельзя преувеличивать, они не безграничны, поскольку есть еще такие задачи по управлению финансами, которые не поддаются формализации, т.е. их нельзя решить с помощью компьютера, они требуют опыта работников финансовых органов, традиционных методов их работы. Например, АСУФ не может выполнять совершенствование самих финансовых отношений, их форм. В этих системах люди сами ставят цели и их корректируют. Первичная информация поступает от человека. В них имеет место постоянный контроль за работой системы. Работник финансового органа делает выбор решений из подготовленных АСУ возможных вариантов, но для этого требуется его высокая квалификация. АСУФ предлагают качественно новый шаг в совершенствовании управления экономикой, управления финансами. В целях повышения эффективности их функционирования принимаются меры по разработке, переводу на промышленную основу программного обеспечения ЭВМ и АСУ, обслуживающих управление финансами.

80. Законы денежного обращения. ЦБ любой страны стремится обеспечить устойчивое денежное обращение.Т.е.такое соотношение между спросом и предложением денег и объемов товаров, чтобы в эк. отсутст или была мин инфляция. Существует 5 законов денежного обращения. Данные законы связаны либо с реализацией товаров, т.е. оперативным спросом на деньги. Либо наличием спекулятивного спроса.

1)Закон К.Маркса(закон полноценных денег) Маркс исходил из того, что деньги при реализации товаров выполняют функцию средства обращения и средства платежа.

а)кол-во товаров в обращении оказывает прямое влияние на оббьем денег в обращенииб) уровень цен товаров оказывает прямое влияние на кол-во денег в обращении в)степень развития кредита оказывает обратное влияние на обьем денег(чем больше кредитов, тем меньше денег в обращении)

2)Закон обращения бумажных денег масса бумажных денег в обращении должна быть равной массе необходимых денег(золотых) для обращения.

3) Закон Фишера(уравнение обмена) MV=PQ (где М – кол-во денег,V- скорость обращения денег или число оборотов денег, Р – средний уровень цен на товары и услуги, Q – совокупный объем товаров и услуг).

4)Закон Фридмана (монетаристы считают, что именно изменение денежной массы имеет первостепенное значение, для обеспечения циклического развития рыночного хоз-ва) MV=PY (где М – номинальные деньги,V – скорость обращения денег,Y- реальные доходы, Р – средний уровень цен)

5)Закон регулируемой валюты (закон, связанный со спекулятивным спросом) Спекулятивный спрос на деньги, это спрос на деньги для сбережения. Существует 3 мотива спекулятивного спроса на деньги: трансакционный(спрос на деньги для покупок или заключения сделок), предосторожность, спекулятивный мотив(определяется нормой банковского процента или нормой процента по облигациям) M=k*P*Y + L(r) (где L(r) – спекулятивный спрос на деньги, к- кассовые остатки( часть дохода, хранящегося вне банковской системы))

77.Денежная система и ее развитие.Деньги – всеобщий эквивалент. Это особый товар, выполняющий функции всеобщего эквивалента. С появлением денег на одном полюсе оказываются товары как потребительные стоимости, на другом – деньги как стоимость овеществленного абстрактного труда. Особенность денег как товара состоит в том, что деньги не являются результатом труда, как обычные деньги. До тех пор, пока в роли денег выступали золото и серебра или существовал свободный обмен бумажных денег на золото, деньги представляли собой товар, который имел собственную стоимость, измеряемую кол-вом затраченного на золото труда и его предложения. Но и тогда деньги, как товар имели ту особенность, что они выступали в роли всеобщего эквивалента. Эпоху товарных денег сменила эпоха бумаж денег. Бумажные деньги начали свое существование как выдаваемые товарным складом или монетрным двором расписки в получении определенного кол-ва металла.Деньги,как деньги, а не как товар нужны не сами по себе, а ради тех вещей, которые на них можно купить.Бумаж деньги оказались черезвычайно удобным всеобщим эквивалентом: их легко носить, хранить, тщательная гравировка делает стоимость денег легко различимой и предохраняет их от подлога и подделки. Современные бумаж деньги не являются полноценными деньгами, как золото. В них наглядно просматривается одна из основных черт денег – их искусственная социальная условность. Современные бумаж деньги – это функциональные формы денег, знаки стоимости. Самостоятельность бумаж денег в экономике относительна: они влияют на развитие экономики, но и сами определяются экономическим развитием.Рыночная экономика представляет жесткие требования к кол-ву денег, необходимых для обслуживания товарного пр-ва. Закон кол-ва денег кол-во денег в обращении = (товары к реализации * цены) / (скорость обращения денежной единицы) или то же самое в виде уравнения Фишера MV=PQ, где М – кол-во денег,V- скорость обращения денег или число оборотов денег, Р – средний уровень цен на товары и услуги, Q – совокупный объем товаров и услуг. Говоря о повышении стоимости денег, следует иметь в виду повышение их покупательной силы. Снижение общего уровня цен означает дефляцию, а понижение стоимости денег означает снижение их плокупательной силы и рост общего уровня цен – инфляцию.В результате эволюции функции денег и изменения соотношения между ними меняется и структура денежного обращения. Металлические деньги становятся преимущественно разменной монетой; бумаж деньги уступают место кредитным деньгам, базирующимся на функции денег как средства платежа. (три основных вида кредитных орудий обращения: вексель банкнота и чек)

81.Денежная масса и скорость обращения денег.Под денежной массой понимается совокупность общепринятых средств платежа в экономике, сумма наличных и безналичных денежных средств. Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты: МО, Ml, M2, МЗ. Денежные агрегаты классифицируются в зависимости от степени ликвидности денежных активов. Для расчета совокупной денежной массы в РФ предусмотрены следующие денежные агрегаты: МО - наличные деньги; Ml равен агрегату МО плюс расчетные, текущие и прочие счета, вклады в коммерческих банках, депозиты до востребования; показатель Ml предназначен для измерения объема фактических средств обращения, поэтому он относится к денежной массе в узком смысле слова; М2 - состоит из Ml плюс срочные вклады. При помощи показателя М2 пытаются измерить запас высоколиквидного имущества, которым владеет население и которое при определенных условиях может превратиться в деньги. Следовательно, М2 - это денежная масса в широком смысле; МЗ включает М2 плюс депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

Скорость обращения денег - это среднегодовое количество оборотов, сделанных деньгами, которые находятся в обращении и используются на покупку готовых товаров и услуг. Скорость обращения денег равна отношению номинального валового национального продукта к массе денег в обращении: V=U/M, где V- скорость обращения денег;

U- номинальный объем ВНП; М- масса денег в обращении.

Скорость обращения денег в краткосрочном периоде является обычно величиной постоянной, а в долгосрочном меняется, но незначительно. Скорость эта вполне поддается управлению и зависит от работы банковской системы страны и от уровня технического оснащения учреждений, которые участвуют в денежных операциях.

Наши рекомендации