Допетровская эпоха (XVI-XVII вв.)
В XV-XVI вв., в период становления русского централизованного государства, распространение получает подать, поступавшая в казну великого князя московского (впоследствии – царя), взимавшаяся в качестве посошного обложения. Данный вид налогообложения получил свое название от «сохи». Соха – единица обложения в Московском государстве с XIII до середины XVII в., когда ее заменили новой податной единицей – «живущей четвертью». В различные периоды на отдельных территориях значение сохи неоднократно менялось.
Со второй половины XVI в. налоги и сборы взимаются в денежной форме. В военное время вводятся чрезвычайные налоги, в 1555 г. устанавливается сбор четвертовых денег, представлявший собой подать, взимавшуюся с населения для содержания должностных лиц. Сбор их осуществляли чети - центральные государственные учреждения (XVI-XVIIв.), ведавшие сбором разного вида податей. К XVII в. функционировало шесть четей: Владимирская, Галицкая, Костромская, Нижегородская, Устюгская и Новая чети. Еще со времен Золотой Орды появляется термин «пошлинные люди», означавший знатных лиц, бравших на откуп дань ханам. С 1556 г. проводятся реформы государственного и местного управления, ликвидированы кормления (система содержания должностных лиц за счет местного населения), упраздняется власть наместников и волостелей, вместо них учреждаются губные и земские учреждения.
В период царствования Михаила Федоровича (1596-1645, первый царь из рода Романовых) взимание податей стало основываться на писцовых книгах. Служилых людей, живущих в посадках, обложили общим посадским тяглом. Тяглом облагался не член общины, а определенная единица, округ, волость как совокупность хозяйств. От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворцовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. привилегии эти стали подвергаться ограничениям.
Важнейшим сводом законов Российского государства, регулирующих податные отношения, стало Соборное уложение 1649 года. В нем нашли отражение вопросы регулирования финансовых (налоговых) отношений, вопросы собственности, суда, оборот земли, а также было окончательно закреплено крепостное право, с отменой урочных лет.
В Соборном уложении 1649 г. была предпринята попытка расширения круга податного населения: «в тех слободах живут торговые и ремесленные люди, и всякие торговые промыслы промышляют, и лавками владеют, а государевых податей не платят и служб не служат, всех взяти за государя в тягло. Иные, какие ни будь вольные люди, или чьи ни будь, а торговыми они всякими промыслами промышляют, а ни в каком тягле они не написаны и государевых податей не платят, и служб не служат, и изделий не делают, и тех всех... взяти в тягло, чтобы такие люди нигде в избытках не были»3. Тяглые крестьяне, ставшие крепостными, не переставали быть тяглыми и способными к государственному тяглу. За беглых крестьян владелец платил подати до новой переписи. Соборное уложение устанавливает правило: «имати за крестьян государевы всякие поборы с вотчинников и помещиков, а за сокрытие беглых назначает взыскание с приемщика как за государевы подати, так и за помещичье и доход по десяти рублев на год»4. Не мало внимания в Соборном уложении уделено оброку. В них указывается, что владельцы угодий, расположенных на государственных землях, в частности крестьяне таких владельцев, если они продолжают владеть на оброке государственными угодьями на отхожих землях, обязаны по-прежнему платить государев оброк, т.е. переход крестьян в частные владение не должен сопровождаться освобождением их от уплаты за пользование государевыми оброчными угодьями. Все это свидетельствует о том, что государство преследовало цель не только расширения податного слоя населения, но и не допускало выхода из тягла населения. Как уже отличалось при определении окладов податей и их раскладки использовались различные единицы обложения. Среди них можно выделит три разряда: 1) выти, обжи, луки; 2) местные сошки различных размеров; З) большая (московская) соха.
Большая (московская) соха для посадов, дворцовых, поместных, вотчинных и ряда монастырских земель равнялась 800 четвертям доброй земли, 1000 четей средней или 1200 четей худой земли; а для церквей и монастырей соответственно 600, 700, и 800 четвертей. Для дворцовых и черных земель, обрабатываемых крестьянами, - 500, 600 и 700 четвертей. Размер московской и новгородской сохи по размерам существенно отличались, т.к. новгородская соха была значительно меньше московской. Как отмечал академик Б.Д. Греков, кожевничий чан, невод, лавка, кузница, ладья, цран - это все отдельные виды хозяйственных предприятий, которые тоже приравнивались к сохе5. В Новгороде распространение получила единица обложения, именуемая обжа. Обжа представляла собой окладную единицу, в состав которой входило несколько элементов. Содержание обжи зависело от местных условии, и она была разнообразна как качественно, так и количественно. В основе ее лежит соотношение количества рабочей силы к эксплуатируемой природе, прежде всего к пашне. В частности, как отмечал академик Б.Д. Греков: На огромном пространстве новгородских пятин в основе обжи лежит обычно пахотная земля и сенокос. Лук - как единица обложения приравнивалась двум обжам. Лук в качестве единицы обложения употреблялся там, где нет пашни или пашня не составляла главной отрасли хозяйства. Лук, как единица обложения, построена на том же принципе, что и обжа, но служит для обложения некоторых не земледельческих хозяйств.
Писцовые книги как важнейший источник стоит в центре огромного комплекса документов, связанных с основой феодального государства - феодальным землевладеньем. Функционально этот документ феодального государства закреплял права владения землей, регистрацией изменений в землевладении и, наконец, выполнял фискальную функцию, ибо служил обоснованием всей системы государственного налогообложения населения. Таким образом, писцовые книги носили многофункциональный характер. В писцовых книгах фиксировалось податное население, а также отражалось описание и оценочная характеристика сельскохозяйственных и промысловых угодий, сел, деревень, пустошей. Писцовые книги на протяжении нескольких столетий служил основой государственного фиска.
Несколько упорядочена финансовая система была в царствование Алексея Михайловича, создавшего в 1655 г. счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определить государственный бюджет.
Политическое объединение русских земель относится к концу XV века. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало ещё долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода. Однако одновременно с ним обложением населения занимались и территориальные приказы. В силу этого финансовая система России в XV - ХVII веке была чрезвычайно сложна и запутана. Доходы казны составлялись из доходов окладных и неокладных. Совокупность податей, платимых по общей раскладке, составляла тягло, и люди, подлежащие таким платежам, назывались тяглыми. Основные подати формировались за счет данных и оброчных денег. Под данными деньгами или данью назывались разные прямые налоги, которые ложились на податное население и взимались по числу сох, значившихся по писцовым книгам. Оброк имел двойное значение: как частный акт, регулирующий отношение между частным лицом и государством или владельцем земли, по поводу платы за пользование землей, угодьями или промыслами.
С конца XVII в. в податной системе России происходят изменения, появляется новая окладная единица двор, которая почти до начала XVIII в. служила основой податной системы. Однако уже с начала XVIII в. с ростом расходов на войну, в государстве назрела проблема пополнения бюджета.