Программа государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи

Лекция 1 Программа государственных гарантий

В любом государстве с развитой экономикой определенный пакет медицинских услуг предоставляется гражданам вне зависимости от степени их участия в финансировании этих услуг. В Российской Федерации бесплатное предоставление меди­цинских услуг гражданам закреплено в статье 41 Конституции РФ.

В условиях рыночной экономики ресурсы, которые государство может предоставить, ограничены. Одной из мер повышения эффективности использо­вания ресурсов, является переход от содержания государством сети бюджетных учреждений к финансированию пакетов государственных и муниципальных услуг.

Это закреплено в Бюджетном кодексе Российской Федера­ции, в котором введено понятие минимального государственного социального стандарта. Минимальный государственный социальный стандарт - это пакет государственных и муници­пальных услуг, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе гарантируется государством на всей территории РФ, за счет финансирования из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

Минимальные социальные стандарты закрепляют принципы социальной и географической справедли­вости при предоставлении государственных и муниципальных услуг. В соответствии со ст. 7 Бюджетного кодекса РФ, установ­ление таких стандартов, а также норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг относится к компетенции федеральных органов государственной власти.

В здравоохранении роль минимального социального стандарта выполняет Программа государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью, которая принимается Правительством РФ и финансируется за счет бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования. Поэтому в состав Программы государственных гарантий входит базовая программа ОМС.

Для реализации обязательств государства по предоставлению населению государственных и муниципальных медицинских услуг необходимо соблюдение 2-х условий:

1) наличие баланса между обязательствами государства и средствами, выделяемыми для их реализации (бюджета и ОМС),

2) обеспечение эффективного использования ресурсов в процессе выполнения этих гарантий.

Поскольку финансовые средства всегда ограничены, а потребности населения в медицинской помощи практически безграничны, для обеспечения этого баланса необходимо чтобы:

1.обязательства государства были максимально конкретными.

2.минимальный социальный стандарт содержал конкретный перечень заболеваний и видов медицинской помощи, оказываемых населению бесплатно на всей территории страны (состав пакета гарантий), а также регламентировал объемы медицинской помощи и затраты на ее оказание.

Начиная с 1998 г., Программа ежегодно утверждается Постановлением Пра­вительства Российской Федерации.

Основные задачи Программы:

1) создание единого правового и экономического механиз­ма реализации конституционных прав граждан на полу­чение гарантированной (бесплатной) медицинской по­мощи;

2) создание единой системы планирования и финансиро­вания медицинской помощи;

3) обеспечение баланса между обязательствами государства по предоставлению населению гарантированной (бес­платной) медицинской помощи и выделяемых для этого ресурсов.

Основные принципы построения Программы:

1) соответствие утверждаемых объемов медицинской помо­щи структуре и уровню заболеваемости населения;

2) соответствие финансовых средств, выделяемых на основе утвержденного подушевого норматива, затратам, не­обходимым для оказания населению гарантированной (бесплатной) медицинской помощи;

3) соблюдение ответственности органов исполнительной власти всех уровней за реализацию Программы.

Разделы Программы Госгарнтий:

1 раздел - общие положения,

2 - перечень видов медицинской помощи, предостав­ляемой населению бесплатно,

3 - базовая программа обязатель­ного медицинского страхования,

4 - виды медицинской помощи, предоставляемые населению за счет бюджетов всех уровней,

5 - объемы медицинской помощи,

6 - подушевые нормативы финан­сирования здравоохранения, обеспечивающие предоставление гарантированных объемов медицинской помощи.

Территори­альные программы государственных гарантий. Принимаются субъектами РФ и не могут быть ниже минимального социального стандарта. Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ утверждаются на федеральном уровне.

Территориальная Программа государственных гарантий представляет собой пакет документов, определяющих пере­чень заболеваний, видов, объемов, условий предоставления и финансирования медицинской помощи, оказываемой населе­нию за счет средств бюджетов всех уровней, средств ОМС, и содержит территориальные нормативы объемов различных видов медицинской помощи и показатели их финансового обеспечения.

Цель территориальной Программы: реализация конститу­ционных прав граждан на территории субъекта Российской Федерации в получении бесплатной медицинской помощи га­рантированного объема и качества.

Основные задачи территориальной Программы:

1) консолидация государственных источников финансиро­вания для обеспечения населения гарантированной (бесплатной) медицинской помощью;

2) обеспечение сбалансированности обязательств государ­ства по предоставлению населению бесплатной меди­цинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств;

3) повышение эффективности использования имеющихся ресурсов здравоохранения.

Основные принципы формирования территориальной Программы:

1) обоснование потребности населения территории в меди­цинской помощи, с учетом особенностей демографиче­ского состава, уровня и структуры заболеваемости на­селения;

2) обеспечение соответствия гарантируемых объемов меди­цинской помощи нормативам и стандартам оказания медицинской помощи, предусмотренных Программой;

3) научное обоснование необходимых материальных и фи­нансовых затрат на соответствующую единицу объема медицинской помощи;

4) обеспечение сбалансированности объемов и структуры гарантируемой медицинской помощи и финансовых средств, необходимых для ее реализации;

5) повышение эффективности использования ресурсной базы здравоохранения за счет оптимизации структуры и мощности территориальной сети учреждений здраво­охранения и внедрения ресурсосберегающих медицин­ских технологий.

Разделы территориальной Программы:

1 - перечень заболеваний и видов медицинской помощи, представляемой населению бесплатно за счет бюджетов всех уровней и за счет средств ОМС;

2 - перечень медицинских учреждений, работающих в сис­теме ОМС, и учреждений, финансируемых из бюджета;

3) муниципальный заказ - согласованные объемы медицинской помощи и размер их финансирования для муниципальных образований;

4) план реализации государственного и муниципальных за­казов организациями здравоохранения субъекта РФ и органи­зациями здравоохранения, расположенными за предела­ми данной территории;

5) перечень жизненно необходимых и важнейших лекарст­венных средств, изделий медицинского назначения;

6) условия и порядок предоставления бесплатной меди­цинской помощи на территории субъекта РФ;

7) сводный расчет объемов и стоимости Программы.

Сводная стоимость террито­риальной Программы включает:

1) стоимость объемов гаранти­рованной (бесплатной) медицинской помощи;

2) стоимость дру­гих видов помощи (служба переливания крови, патологоанатомическая служба, бюро судебно-медицинской экспертизы, центры профилактической медицины, организационно-мето­дические отделы государственных учреждений здравоохране­ния и др.);

3) расходы на содержание административно-управленческого аппарата системы ОМС (территориальных фондов ОМС, страховых медицинских организаций).

С целью координации действий и повышения эффективно­сти использования ресурсов в реализации территориальных Программ между Министерством здравоохранения РФ, Феде­ральным фондом ОМС и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключается Соглашение, в рамках которого ежегодно согласовываются и утверждаются ряд приложений, например:

1) «План реструктуризации сети медицинских учреждений субъекта Российской Федерации»;

2) «Перечень медицинского оборудования, лекарственных средств и изделий медицинского назначения для выпол­нения на территории субъекта Российской Федерации федеральных целевых программ»;

3) «Объемы высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи в учреждениях здравоохранения федерального подчинения в конкретном году для субъекта Рос­сийской Федерации»;

4) «Санаторно-курортное лечение детей и взрослых в санаторно-курортных учреждениях федерального подчинения»;

5) «Подготовка специалистов в системе непрерывного ме­дицинского и фармацевтического образования для субъ­екта Российской Федерации, в том числе для системы ОМС» и др.

Комплексные целевые медико-социальные программы

Комплексное программно-целевое планирование преду­сматривает разработку медико-социальных программ на осно­ве выбранных приоритетов в охране здоровья населения. Та­кой подход позволяет в условиях дефицита финансо­вых, материальных и других ресурсов концентрировать их на наиболее приоритетных направлениях развития здравоохране­ния, достигая тем самым максимальных результатов в наибо­лее сжатые сроки. Участие в реализации этих программ различных служб и ведомств обеспечивает ком­плексный межведомственный подход в достижении постав­ленных целей.

Комплексная целевая программа – это директивный документ, который содержит согласованный по срокам, ресур­сам и исполнителям комплекс мероприятий для эффективного решения поставленных задач.

Разработка и реализация комплексных целевых медико-со­циальных программ является одним из перспективных на­правлений совершенствования управления здравоохранением и, как результат этого, — повышения качества медицинской помощи.

Комплексные целевые программы могут разрабатываться на феде­ральном, региональном и муниципальном уровнях управления здравоохранением.

Источники финансирования программ:

1) средства бюджетов всех уровней (федерального, регионально­го, муниципального);

2) средства государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд ОМС, Фонд со­циального страхования РФ);

3) средства других источников, не запрещен­ных законодательством Российской Федерации.

Как правило, финансовое обеспечение целевых программ осуществляется из разных источников в рамках заключенных соглашений, на условиях совместного финансирования.

В настоящее время в области охраны здоровья населения Российской Федерации действует ряд целевых программ, наи­более значимыми из которых являются:

1) «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002—2006 гг.)», которая включает подпрограммы:

«Сахарный диабет»; «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России»; «О мерах по развитию онкологической помощи насе­лению Российской Федерации»; «Неотложные меры по предупреждению распростра­нения в Российской Федерации заболевания, вызы­ваемого вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)» и некоторые другие.

2) «Дети России на 2003—2006 гг.», которая включает подпрограммы:

«Дети-инвалиды»; «Здоровый ребенок»; и др.

3) «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002— 2004 гг.» и другие.

Наши рекомендации