Интервью у представителя немецкой службы принудительного исполнения.

Исполнительное производство в странах Европы

Доклад подготовил: студент 4 курса РГУП

Косынкин Олег Алексеевич

В мире существуют разные взгляды на систему как государственного, так и частного принудительного исполнения судебных постановлений. Так, Гарри Беккер и Джордж Стиглер в своей работе считают лучшим распространение именно частной системы в те сферы права, где в основном пользуются государственной системой. Их главным аргументом является то, что в основе государственной системы принудительного исполнения лежит ложная (неправильная) система поощрений.

Согласно правилам системы принудительного исполнения судебный исполнитель является свободным профессионалом, самостоятельно организует свою деятельность и который несет полную имущественную ответственность за результаты своей работы. Частный судебный исполнитель получает полномочия от государства в лице органов юстиции и действует от имени государства. Зачисление на данную должность регулируется законом и осуществляется, как правило, на конкурсной основе. Государство регулирует компетенцию частного судебного пристава, процедуры деятельности, размер тарифов и других вознаграждений, взимаемых как вознаграждение за работу частного судебного пристава. Так же государство контролирует и работу частного судебного пристава, осуществляет проверки профессиональной деятельности, а также выдает и отзывает лицензии на право деятельности.

Так, во Франции, Нидерландах, Люксембурге, Словении, Италии, Польше, Румынии, Словакии, Эстонии, Латвии и Литве судебные исполнители являются частными лицами, работающими по лицензии. Управление судебными исполнителями осуществляют региональные и национальные палаты в качестве органов самоуправления

Франция

Французская система исполнения актов судов и других органов гражданской юрисдикции сложилась еще в XIX веке и существенно отличается от других систем. Правила принудительного исполнения в данной системе существуют с начала XIX столетия. В течение двух веков правила незначительно изменялись и адаптировались к требованиям социально-экономической и политической ситуации. Именно стабильный, консервативный и одновременно гибкий характер норм исполнительного производства, адаптация к социально-экономическим условиям жизни французского общества показывают жизнеспособность и эффективность правовых норм, институтов и всей отрасли исполнительного права.

Еще несколько лет назад представители некоторых европейских стран (Италии, Бельгии) говорили о том, что целью их национального законодательства было принятие именно французской модели выполнения. Параллельно с ними, представители Нидерландов утверждают, что в основу их системы исполнительного производства уже давно положена модель исполнения Французской Республики. Кроме этого, данная модель положена в основу систем исполнения многих государств Восточной Европы и стран Балтии: Польши, Венгрии, Словакии, Литвы и др.

Исходя из мирового опыта принудительного исполнения решений судов и других органов, можно выделить две основные конструкции системы органов принудительного исполнения. Первая система является доминирующей в большинстве стран континентальной Европы - в вышеупомянутой Французской Республике, Бельгии и Люксембурге, где судебные исполнители не состоят на государственной службе, а являются частными лицами, работающими по лицензии. Управление судебными исполнителями осуществляют региональные и национальные палаты судебных исполнителей со статусом самоуправления.

Во Франции исполнительное производство реализуется не только судебными исполнителями, но и генеральными прокурорами, прокурорами, командирами и офицерами полиции. Одновременно с этим характерными в правовом статусе судебных исполнителей являются элементы независимого практикующего лица и государственного служащего. К кандидатам в исполнители предъявляют строгие требования: наличие юридического образования, успешное прохождение двухлетней стажировки в конторе судебного исполнителя, составление государственного квалификационного экзамена.

Так, судебная организация французской системы отличается выделением судов по гражданским и уголовным делам, а также судей административной юстиции, которые объединены в различные судебные системы. Правовая система страны построена на разделении права на частное и публичное. Согласно данным нормам, частный исполнитель не выполняет решение в пользу государства и вообще актов, которые принимают административные суды. Для этого существует особая система судебных исполнителей государственного казначейства, которые являются государственными служащими.

В рамках общих судов особо выделенным является судья по исполнению, который имеет право единолично решать споры, возникающие в результате выражения несогласия или создания препятствий для исполнения судебного решения, рассматривать ходатайство об отсрочке исполнения и решать другие вопросы. Наряду с этим, судья по исполнению не может вмешиваться в исполнительные действия.

Чтобы стать исполнителем, необходимо иметь диплом о юридическом образовании, пройти двухгодичную стажировку в конторе судебного исполнителя, успешно сдать государственный квалификационный экзамен. Стажировка включает практическую профессиональную работу и изучение теоретических дисциплин. Звание принудительного исполнителя присваивается приказом министра юстиции Франции, которое выдается после получения заключения прокуратуры конкретного территориального округа и Палаты принудительных исполнителей департамента.

В качестве должностного лица принудительный исполнитель вручает повестки, исполняет судебные решения от имени государства, прибегая одновременно к государственному принуждению. Принудительный исполнитель также вправе составлять проекты документов, протоколы, имеющие значение доказательств, предоставлять юридические консультации и осуществлять иные правовые действия. Акты и деятельность судебного исполнителя имеют публично-правовой характер, поэтому на него возлагается обязанность оказывать услуги столько раз, сколько это потребуется. Принудительный исполнитель не имеет права выбирать себе клиентов, поскольку он не относится к числу частных юристов.

Нидерланды

В Нидерландах судебные исполнители объединяют в своих функциональных обязанностях черты государственной и частного лица. Они имеют право заниматься частной практикой по возврату долгов по взаимному согласию сторон, дачей правовых консультаций, быть поверенными в суде и строят свою деятельность на основе утвержденного бизнес-плана. Наличие такого плана является обязательным требованием. Такой план должен содержать положения об окупаемости затрат судебных исполнителей, указание потенциальных клиентов и др.

Люксембург

В Люксембурге судебных приставов относят к лицам свободной профессии, работающих по лицензии (как и в Бельгии, Франции). Правовой статус судебного исполнителя объединяет в себе элементы независимого практикующего лица и государственного служащего, а управление системой судебных приставов осуществляют региональные или национальные палаты, действующие как органы самоуправления.

Словения

На территории Словении выполнение принудительного производства возложено на окружной (районный) суд. Судебные приставы - лица, которые непосредственно проводят принудительные действия. Приставы назначаются Министром юстиции в пределах территории своих окружных (территориальных) судов. В особых случаях приставы назначаются постановлением суда, так же, как и сам кредитор имеет право сам выбрать конкретного пристава. Так же, в особых случаях пристав имеет право выполнять свои полномочия на всей территории Республики Словения.

Служба судебных приставов является государственной службой, которую приставы несут автономно. Так, приставы лично отвечают за любой причиненный ущерб при осуществлении своих полномочий и при страховом случае за свои действия или бездействие при исполнении постановлений суда. В случае достаточно значительных нарушений приставы могут быть отстранены от своих обязанностей министром юстиции.

Документ о принудительном исполнении может быть представлен лично от кредитора. Хотя, согласно правилам, этот документ подается юристом, который знаком с нормами права.

В случае, когда кредитор самостоятельно решает все вопросы по принудительному исполнению, он должен заплатить за личное представление документов, равно как и за решение суда по конкретному делу. Если должник действует через адвоката, он также должен оплачивать услуги адвоката.

Следует отметить, что в приведенных выше странах основной объем решений судов, которые исполняются частными исполнителями, выпадает на проблемных должников - безработных, мелких предпринимателей, которые не в состоянии рассчитаться по кредитам. Некоторые европейские страны решают проблему неплатежеспособности должника путем перевода долга на себя. То есть, выплачивают рабочим обанкротившихся предприятий назначенные судом суммы задолженности по зарплате и иные платежи.

Интервью у представителя немецкой службы принудительного исполнения.

В городе, где живет его собеседник, примерно 10.000 жителей, а с общинами, которые прилегают к нему, примерно 18.000 жителей. На город — 2 судебных исполнителя, у каждого собственное Бюро, и у каждого есть его собственный район в пределах судебного участка. Вот что он поведал своему российскому коллеге.

***
В задачи немецких судебных исполнителей (Gerichtsvollzieher) в основном входит: исполнение судебных решений и нотариальных действий, сбор долгов, доставка персональных уведомлений, извещений о взыскании по исполнительным листам и налогам, сбор денежных средств по требованиям и т.д. Что характерно — вызовы в суд ответчика, не включены в функции судебного исполнителя.

В Германии судебный исполнитель правомочен производить обыск жилища должника, если это необходимо в целях исполнения. Он вправе вскрывать запертые двери дома, двери помещений и соответствующие места.

Судебный исполнитель может производить обыск в жилище должника без его согласия, но только на основании постановления судьи. Для выполнения своих функций судебный исполнитель имеет право обратиться к полиции или армии, а также привлекать Службы технической помощи.

Как становятся судебными исполнителями в Германии? — Предпосылкой для того, чтобы стать судебным исполнителем, является наличие среднего образования («средняя зрелость»), т.е. среднюю школу надо закончить успешно. Только тогда можно пройти обучение на «судебного чиновника», которое продолжается 2 года. Если после обучения тест на профпригодность был сдан успешно, то тогда можно пройти следующий период обучения, которое продолжается следующие 3 года. Итого — 5 лет обучения.

Во время обучения работаешь только с наставником, который объясняет ученику законы и как работают судебные исполнители. После обучения – экзамен. Обучение не очень легкое… Необходимо овладеть очень большим количеством знаний по немецкому законодательству. 50% судебных исполнителей в Германии — женщины.
Как у Вас обстоят дела материальным положением?

Часто бывает, что муж – судебный исполнитель, и его жена помогает ему в Бюро, часто и дети тоже. У меня, например, офис в собственном доме и моя жена работает у меня по трудовому договору, с зарплатой, пенсией и страхованием на случай болезни.

Многие судебные исполнители тоже сняли офисы, и только начинающие имеют офис в участковом суде на определенное время, пока подбирают собственный офис. У нас есть отдельные офисы, вместе с тем, мы, в крайнем случае, ночью и в выходные досягаемы для кредиторов и должников. Участковый суд после 17:00 ч. закрыт, и телефон не отвечает.

Профессия судебного исполнителя — это у нас скорее пожизненное положение. Кто является судебным исполнителем и с охотой делает свою работу, больше не уходит из профессии добровольно. Государство не может уволить нас, только если мы изобличены в преступлении (бывает, но очень редко).

Мы зарабатываем очень хорошо, прежде всего, если учесть, какое незначительное (!) у нас образование. Чем дольше мы на службе, тем большее количество денег мы получаем. Дополнительно мы зарабатываем больше, чем больше мы работаем. Также нам подлежат уплате проценты от взысканных сумм.

Наш немецкий коллега – старший судебный исполнитель (Obergerichtsvollzieher). Наш корреспондент спросил у него, что значит «старший»? — Если судебный исполнитель хорошо работал много лет, он назначается старшим судебным исполнителем и получает также большую зарплату. Наименования GV и OGV — это только звание, которое, однако, не значит, что у меня есть надзор за моим коллегой или несколькими коллегами.

Кто он, среднестатистический должник в Германии? — Распределение должников — 80% физических лиц к 20% фирм. Причем складывается такое чувство, что число юридических лиц с финансовыми проблемами только возрастает. При приведении в исполнение судебного решения в отношении юридических лиц не имеется такого количества законов, которые защищают должника, в отличие от должников — физических лиц. Кроме того в отношении юридических лиц сравнительно быстро может быть начата процедура банкротства.

Если суд начал процедуру банкротства, никакое дальнейшее приведение в исполнение более не возможно. В Германии, в этом случае, тоже все регулирует «конкурсный управляющий». Мы действуем только в исключительных случаях, когда, например, управляющему необходимо предоставить доступ к служебным помещениям должника. При этом кредиторы — физические лица также могут ходатайствовать о начале процедуры неплатежеспособности.

Физические лица, которые сильно задолжали и совсем не могут оплачивать свои долги, всё же, могут иметь шанс на нормальную жизнь без долгов. Они должны в течение 6-ти лет сообщать управляющему о каждой смене местожительства, о каждом изменении работодателя и отдавать подлежащую конфискации часть зарплаты своему конкурсному управляющему. Таким образом, должникам снова стоит работать, так как у них есть цель и не все безнадежно.

Мы почти не имеем ничего общего с налогами. У финансового управления есть собственные исполнители, которые посещают должников по налогам. При этом исполнители финансового управления не могут арестовывать имущество, это для них делаем мы.

Если судебный исполнитель больше не может найти должника, он сообщает об этом кредитору. Свою работу судебный исполнитель выполнил. Дольше уже это дело кредитора — узнавать новый адрес и обращаться к судебному исполнителю, на чьей территории находится этот новый адрес должника. У самого государства нет интереса преследовать должника. То, что кредитор вправе требовать от государства, — это только услуги судебного исполнителя. И лишь только в «штрафном процессе» государство всеми средствами (полиция, прокуратура, Интерпол и пр.) преследует «должника». Эта позиция характерна для Европы. Почему государство должно расплачиваться за твою глупость?

В какое время судебный исполнитель вправе совершать исполнительные действия? — У нас судебный исполнитель может посещать должника утром с 6:00 ч., вечером до 21:00ч. Если судья письменно разрешает, исполнение может приводиться в исключительных случаях также после 21:00 ч. (например в ресторанах, на дискотеках....)

Утром меня можно застать в офисе с 8:00 до 9:00, затем я на выезде. Во второй половине дня мне нужно обработать в офисе то, что сделал в первой половине дня.
Вечером я посещаю должников, которых я не застал в течение дня или у которых я должен сделать арест.

В каких случаях Вы приступаете к мерам принудительного исполнения и в чем это выражается? — Если должник не платит, судебный исполнитель пытается описать и изъять вещи должника, ищет наличные деньги, украшения, золото… Об этом нужно составлять протокол описи имущества, в котором регистрируется всё, что нашел судебный исполнитель.

Кредитор ходатайствует, как правило, о получении копии этого протокола. Там он может прочитать что судебный исполнитель нашел, на что должник живет (его место работы), и описал ли судебный исполнитель что-либо ценное.

Если ничего к описи не имеется, судебный исполнитель должен вызвать должника к присяге или принять у него ее сразу на месте. Об этом нужно составить протокол, с отметкой, что должник информирован, что он становится наказуемым, если он не все указывает в имущественном каталоге правильно и в полном объёме. Протокол должен подписать должник.

Если должник представил неточные данные, и это было подтверждено, он может быть осужден на срок от 1 до 3 лет заключения в тюрьме.

Я полагаю, что многие должники лгут под присягой, но установить ложь нам достаточно тяжело. Разумеется, судебные исполнители знают своих должников, если они долго работают в одном районе… Да, и люди охотно рассказывают судебному исполнителю о должниках…
***
Оригинал протокола описи имущества пересылается в участковый суд и вносится там в «каталог должника».

Другие кредиторы могут осведомляться в участковом суде, должен ли был должник уже заполнить такой имущественный каталог ранее, и могут сделать фотокопию из него, чтобы осведомиться о должнике.

Какие вещи не могут быть описаны указано в законе. Кроме того, судебный исполнитель всегда должен учитывать стоимость имущества с издержками при описи имущества должника, его транспортировке. Принципиально, у должника есть право на кровать, стол, стул, шкаф, продукты, орудие труда. Кроме того, он должен быть в состоянии слышать сообщения по радио и/или телевидению.
***
Если издержки выше, чем доход от продажи, опись имущества должника запрещена. Арестовывать мобильный телефон бессмысленно, т.к. продавцы мобильной телефонии либо дарят мобильный телефон каждому, кто подписывает договор о мобильной телефонии, либо продают за символичный 1евро. Самые дорогие мобильные телефоны оцениваются примерно в 70 евро. Только если кто-то хочет купить мобильный телефон без сим-карты (без договора) — то это стоит большего количества денег. Пожалуй, никто не покупал бы у судебного исполнителя мобильные телефоны, так как имеется всюду возможность купить мобильные телефоны на «детские карманные деньги».
***
При алиментах (поддержка для детей и жены) мы, по меньшей мере, строже по отношению к должнику чем, например, при тупых абонементных платах за радио… Мы смотрим уже очень точно, имеется ли что описывать. Так же, если взыскивается неоплаченная зарплата за выполненную работу. Многие должники быстро меняют место работы. Если должник не указывает нового работодателя добровольно, он вызывается к обновленному принятию присяги.

Должники, которые не платят преднамеренно алименты, за нарушение обязанности содержания могут заключаться в тюрьму.

Если никакая поддержка детям не оказывается, мать может идти в управление по делам молодежи, и государство платит поддержку в качестве замены за отца. Государство пытается силой получать обратно «оплаченный задаток поддержки» у отца, что удается, однако, не всегда.

Если у семьи нет денег, каждое лицо, также дети, имеют право на социальную помощь. Это мало, но можно прожить на неё.

Очень многим людям в Германии предоставлена социальная помощь…
***
Принципиально за оценку в Германии всегда отвечает судебный исполнитель. Он считается специалистом!

Только если кредиторы или должники сомневаются в оценке, суд может дополнительно опрашивать арбитра или оценщика.

Если сам судебный исполнитель не уверен, он может запросить «дополнительное мнение». Я устанавливаю стоимость, например, машин в сравнении с похожими транспортными средствами в Интернете. Ценные часы и украшения я привожу к знакомому ювелиру, или спрашиваю через интернет у торговцев швейцарскими часами об обыкновенной цене продажи за данную модель.

Наши рекомендации