Экзаменационный билет № 27
1. Нормативный и позаказный методы калькуляции.
Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции/услуг является наиболее распространённым. Основным условием его применения в системе учета затрат является составление нормативной (плановой) калькуляции по действующим на начало календарного периода нормам и последующее выявление в течение производственного цикла отклонений от этих норм и нормативов. Действующими называются обусловленные технологическим процессом нормы и нормативы, по которым в данный календарный период осуществляются отпуск сырья и материалов в производство продукции и услуг, а также оплата выполненных работ, которые утверждаются соответствующими органами управления предприятия. Отклонением от норм считается как экономия, так и перерасход сырья, материалов, заработной платы и других производственных затрат (в том числе вызванные заменой сырья и материалов, оплатой работ, не предусмотренных технологическим процессом, доплатами за отступление от нормальных условий работы и т.п.).
Для определения фактической себестоимости изделия его нормативную себестоимость по каждой статье умножают на исчисленные в ведомости сводного учета затрат индексы отклонений от норм.
Полученные таким образом суммы прибавляют с соответствующим знаком к нормативной себестоимости изделия по каждой статье калькуляции.
На основании нормативных калькуляций себестоимости, документов, регистрирующих отклонения от норм в текущем месяце и их изменения, количества выпускаемой продукции бухгалтерия рассчитывает фактические затраты отчетного месяца.
Расчеты фактической себестоимости (Sфакт) осуществляются по формуле:
Sфакт = S норм+ (-) Он,
где Sнорм — нормативная себестоимость, руб.;
Он — отклонения от норм, нормативов (экономия или перерасход).
Позаказный метод учета затрат применяется в индивидуально-трудовой деятельности и малом бизнесе. Применение этого метода должно сочетаться с использованием основных элементов нормативного учета. При позаказном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ, выдаваемый на заранее определенное количество продукции (услуг). Фактическая себестоимость продукции и услуг по заказу определяется после их выполнения. При позаказном методе затраты учитываются по отдельным заказам и статьям калькуляции. Фактическая себестоимость единицы изделий или работ определяется после выполнения заказа путем деления суммы затрат по заказу на количество изготовленной продукции/услуг по этому заказу.
Бизнес-план и его структура.
Бизнес-план — это подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели и задачи, которые необходимо решить предприятию (компании), способы достижения поставленных целей и технико-экономические показатели предприятия и/или проекта в результате их достижения. В нем содержится оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг.
Бизнес-план:
дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
содержит ориентир, как должен развиваться проект (предприятие, компания);
служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Бизнес-план предназначен, прежде всего, для трех категорий участников проекта:
менеджеров, являющихся создателями бизнес-плана, разработка которого помимо вышеуказанных результатов позволяет получить очевидные преимущества от самого процесса планирования;
собственников, заинтересованных в составлении бизнес-плана с точки зрения перспектив развития фирмы;
кредиторов, обычно банков, для которых бизнес-план является обязательным документом, подтверждающим коммерческую привлекательность проекта.
Таким образом, бизнес-план дает возможность понять общее состояние дел на данный момент; ясно представить тот уровень, которого может достичь проект (предприятие), планировать процесс перехода от одного состояния в другое. В настоящее время бизнес-планирование является общепринятой формой ознакомления потенциальных инвесторов, кредиторов и прочих партнеров с проектом, в котором им предлагается принять участие.
Для подготовки бизнес-плана требуется исходная информация. Определение источников информации предшествует составлению бизнес-плана и позволяет четко определить цели и задачи будущего проекта. Исходная информация включает:
1. Информацию о спросе, подразумевающую выяснение (уточнение) характеристик продукции/услуг проекта, возможную цену, конкурентов, объем спроса с учетом рыночных трендов и место реализации продукции. Необходимые данные можно получить, обратившись в соответствующие специализированные организации или проведя собственные исследования.
2. Производственную информацию, которая включает определение производственных потребностей предприятия, зависящих от того, какую продукцию/услуги оно собирается выпускать. Большую часть необходимой информации можно получить у производителей аналогичной продукции/услуг.
3. Финансовая информация необходима для всесторонней оценки финансовых аспектов деятельности предприятия. На основании этой информации потенциальные инвесторы будут судить о рентабельности проекта, о том, сколько денег потребуется вложить в предприятие, чтобы поставить его на ноги и покрыть текущие расходы начального этапа, и о том, каким образом можно получить необходимые средства
Существуют три основных финансовых отчета, которые позволяют оценить жизнеспособность проекта: 1) отчет о движении денежных средств; 2) отчет о прибыли; 3) балансовый отчет.
4. Разработчики бизнес-плана. Оптимальным является вариант, когда бизнес-план составляет предприниматель или специалисты предприятия с привлечением профессиональных консультантов.
Содержание бизнес-плана:
1. Вводная часть (резюме проекта). Вводная часть, как правило, пишется уже после того, как составлен весь план. Она должна быть краткой (не более 2-3 страниц) и трактоваться как самостоятельный рекламный документ, так как в ней содержатся основные положения всего бизнес-плана. В ней указывается название и адрес предприятия, имена и адреса учредителей, основные положения предлагаемого проекта, его суть и цель, стоимость проекта, потребности в финансах.
2. Анализ положения дел в отрасли. В этом разделе описываются основные направления и цели осуществления будущего проекта. Очень важно преподнести идею нового проекта в контексте сложившегося состояния дел в отрасли. Необходимо продемонстрировать глубокое понимание состояния предприятия и той отрасли индустрии, в которой оно будет работать и конкурировать, так как одним из критериев победы в конкурентной борьбе является ситуация на рынке продукции этого класса.
3. Существо предлагаемого проекта. В этом разделе необходимо дать четкое определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства продукции. Важно, чтобы этот раздел был написан ясным, четким языком, доступным для понимания неспециалиста.
4. Анализ рынка.
5. План маркетинга.
6. Производственный план.
7. Организационный план, управление персоналом.
8. Сведения об участниках проекта и план-график его осуществления
9. Анализ рисков.
10. Финансовый план. Финансовый план является важнейшей составной частью бизнес-плана. Основные показатели финансового плана: объем производства и продаж, выручка от реализации, прибыль, чистый оборотный капитал, себестоимость и некоторые другие. Финансовый план составляется на 3-5 лет и включает: отчет о прибыли, отчет о движении денежных средств, балансовый отчет, а также группу показателей, характеризующих платежеспособность и ликвидность, управление активами, соотношение заемных и собственных средств.
11. Приложения. В приложениях к бизнес-плану приводятся документы, не являющиеся частью основного текста, но на которые есть ссылки в бизнес-плане.