Глава 3. На какие факты опираются мифы

Антисемитизм обусловлен не разумом. Источники этого вида ненависти, как и всех других ее форм, – человеческие эмоции: страх, зависть, чувство неуверенности в себе, тревога, негодование, которые не поддаются логике. Вот почему антисемиты верят в противоречивые идеи и даже не осознают этой несовместимости; верят в вещи, явно противоречащие собственному опыту и личным наблюдениям антисемитов; избирательно замечают факты, якобы подтверждающие их предубеждения, игнорируя факты и другие аргументы; вновь и вновь возвращаются к знакомым стереотипам, в которые удобно верить, даже несмотря на доказательства полного отрыва этих образов от реальности. Видимо, нетерпимость служит каким-то личным, очень глубоким и по большей части неосознанным потребностям. Разрушить эту убежденность только логическими аргументами и фактами невозможно.

Отчасти из-за того, что антисемитизм не обоснуешь логически, я обычно отклоняю приглашения «подискутировать» с проводниками нетерпимости на публичных форумах. (Безусловно, не потому, что боюсь не справиться с «мощными» аргументами моих оппонентов! Просто знаю: любые мои доводы не подействуют на умы и сердца тех, кто психологически настроен на ненависть.)

К тому же, согласившись появиться на одной сцене или в одном эфире с общепризнанным антисемитом, я невольно придам позиции этого человека видимость достоверности и респектабельности. Я как бы признаю, что дискуссия об антисемитизме – нормальное явление, что обе стороны должны быть услышаны. Но для меня в этом вопросе все ясно: религиозная или национальная нетерпимость не имеет ни малейшего права на существование, и дискуссии на тему антисемитизма не более научны, чем рассуждения о том, не сделана ли Луна из молодого сыра.

По этой причине я мог бы посчитать, что в моей книге не нужна глава о реалиях, относящихся к теме отношения евреев к деньгам. «Людей, которые верят в эти вредные мифы, – мог бы услышать я, – никогда не убедить фактами, а весь остальной мир и без того уже их знает. Так зачем напрягаться?»

Мне кажется, что ситуация не столь однозначная, не столь черно-белая. Действительно, некоторые фанатики ни за что не изменят своих взглядов, каким бы убедительным ни был Аби Фоксман, ваш покорный слуга. (Мало того, эти фанатики, как мне известно, строчили и размещали в Сети свои едкие рецензии на мою книгу еще до того, как она вышла из печати.) Но, с другой стороны, существуют миллионы благожелательных и непредвзятых людей, которые, не будучи фанатиками, все же в большей или меньшей степени заражены вирусами антисемитских представлений.

Эти люди, возможно, не придавали особого значения теме антисемитизма, но невольно слышали мифы, циркулирующие в нашем обществе, и особенно мифы о евреях и их отношении к деньгам. Вполне вероятно, что такие люди могут сделать вывод: «Возможно, доля истины в сказанном есть» или «Среди моих знакомых мало евреев, но, наверное, их не стали бы ненавидеть без какой-то веской причины». Группа колеблющихся включает в себя много молодежи, чьи представления о нашем мире все еще формируются школой, сверстниками, средствами массовой информации, их собственным опытом. У них еще не выработались твердые позиции относительно расовых, национальных и религиозных предрассудков. В этот сектор общества входят те, кто искренне считает любые проявления фанатизма и нетерпимости недопустимыми, но молчит или начинает поддаваться сомнениям под напором нескольких исполненных ненавистью к евреям влиятельных личностей в своем окружении – на работе, в местной общине или даже в собственной семье.

Данная глава предназначена для всех этих людей. Ее цель – предложить им здравый, реалистичный взгляд на подлинное отношение евреев к деньгам, привести факты, опровергающие мифы и облегчающие восприятие очевидных реалий, присутствующих повсюду вокруг нас. В этой главе такие люди найдут для себя информацию, которой раньше им недоставало, чтобы уверенно и авторитетно противостоять нападкам фанатиков в своем окружении. Во всяком случае я на это надеюсь.

Даже беглое изучение материалов, размещенных в определенных сегментах Интернета, показывает, что недостатка в дезинформации о евреях нет. Тем, кому для подпитки ненависти нужны «факты», легко их находят. В данной главе – как и в работе всей моей жизни – я просто пытаюсь по мере сил восстановить равновесие между дезинформацией и правдой.

Задавшись такой целью, рассмотрим несколько самых распространенных мифов о евреях и их отношении к деньгам, а также реальные факты, развенчивающие эти мифы.

...

Миф.Благодаря своим врожденным способностям, верности друг другу и глубокой любви к деньгам все евреи богаты.

Правда.Как и в любом обществе, среди евреев есть и очень богатые, и очень бедные.

Подобно практически любой группе населения в США, евреи прибыли в эту страну как иммигранты. И как большинство таких групп, постепенно поднялись от основания экономической пирамиды к более приятному положению в середине или даже на вершине. Но для этого от миллионов американских евреев потребовались десятилетия тяжелой работы – впрочем, как и от американских ирландцев, немцев, итальянцев и многих других национальных групп. Сегодня мы видим, как тем же путем идут миллионы латиноамериканцев, приехавших в США, и азиатов из таких стран, как Вьетнам и Камбоджа, тоже надеющихся добиться успеха в жизни.

Естественно, каждая американская иммигрантская группа имеет свои уникальные характеристики. В случае евреев – особенно прибывших в Соединенные Штаты в период с 1880-х до 1930-х годов – можно назвать две особые характеристики, обеспечившие иммигрантам необычный экономический и социальный статус. С одной стороны, многие из них бежали от преследований – от погромов в Восточной Европе, дискриминации в Западной Европе, от приведшего к геноциду бурного роста антисемитских настроений в фашистских странах, таких как Германия и Италия. Будучи беженцами, евреи оказались в менее выгодной экономической ситуации по сравнению с другими иммигрантскими группами. Христианские пришельцы, скажем, из Германии и Ирландии, имели возможность поддерживать тесную связь с друзьями, семьями и общинами, оставшимися на родине, а при необходимости даже ездить туда и потом возвращаться в Америку. Евреи же, избежавшие преследований, были лишены такой привилегии. В Новом Свете они оказались предоставленными самим себе, могли полагаться исключительно на собственные силы, и только от самих евреев зависело, выплывут они или потонут в житейском море.

И вторая особенная характеристика еврейских иммигрантов, обусловленная причиной переселения – бегством от преследования. Среди евреев, прибывших в Америку, была более высокая, чем у других этнических групп, доля высококвалифицированных, хорошо образованных, владеющих ценной профессией людей. Ведь успешный нееврейский адвокат, профессор или врач в такой стране, как Франция или Италия, вряд ли захотел бы отказаться от своей налаженной, комфортной жизни и эмигрировать в США. Люди, уезжавшие из развитых стран, были, вероятнее всего, бедными рабочими, недостаточно квалифицированными или совсем не имевшими квалификации, и им в Америке, чтобы добиться успеха, приходилось развиваться интеллектуально, получать новое образование.

В Европе евреи подвергались преследованиям, независимо от уровня образования или общественного положения, поэтому многие бежавшие в США уже были и интеллектуалами, и профессионалами. И это давало им относительное преимущество перед другими иммигрантами, когда приходилось конкурировать за рабочие места и другие источники экономического успеха.

В результате перечисленных смешанных обстоятельств евреи за последние два или три поколения стали в США одним из успешных национальных меньшинств. Радостно видеть, что наши единоверцы занимают видные места в американском обществе: в бизнесе, праве, медицине, образовании, политике и других сферах. Подобно многим другим этническим группам, тысячи евреев достигли положения среднего и верхней части среднего класса, пользуясь теперь всеми удобствами и привилегиями, которые дает такой статус в современной американской жизни. Налицо классическая история достижения американской мечты, доступная в этой стране каждому.

Гораздо меньше радости приносит нам то, что образ зажиточных и успешных американских евреев не описывает полностью нашего положения в этой стране. Как и любая подгруппа в Америке, мы тоже имеем свои ниши нищеты и страданий. Есть среди нас люди, по тем или иным причинам не сумевшие подняться достаточно высоко по лестнице успеха.

Статистика раскрывает только часть правды. Национальные опросы еврейского населения, финансируемые Объединенными еврейскими общинами и Еврейской федеративной системой благотворительных организаций, показывают, что среди евреев в Америке доля бедняков приблизительно такая же, как и среди других национальных групп. Согласно данным последнего опроса, проведенного в 2000–2001 годах, около 7 процентов американских евреев живут ниже черты бедности, по определению федерального правительства. Если же добавить к ним и тех, кто находится вблизи этой черты и считается «экономически уязвимым», то показатель возрастет до 14 процентов. Иначе говоря, более 700 тысяч евреев в Америке попадают в названные две категории, включая 190 тысяч детей.

К сожалению, эти цифры, вероятнее всего, занижены. Отчасти потому, что многим нуждающимся евреям (как и другим людям) во время опроса стыдно признаваться в своей бедности. Вторая причина такова: многие евреи проживают в городских центрах, где стоимость жизни выше средних значений, вследствие чего уровень дохода нормальный, согласно федеральным нормам, в действительности оказывается недостаточным для полноценной жизни. Например, по нормам 2010 года семья из четырех человек с доходом 22 050 долларов находится чуть выше черты бедности. Но если вы жили в таком городе, как Нью-Йорк, Лос-Анджелес или Майами (три американских центра с самой высокой концентрацией еврейского населения), то знаете, что названной суммы едва хватит для скромного существования.

По этой причине авторитетный Муниципальный совет по бедности среди евреев рекомендовал использовать в качестве «более реалистичной черты бедности» в таком городе, как Нью-Йорк, цифру, в полтора раза превышающую федеральный показатель. Если последовать данной рекомендации, то сразу 20 процентов евреев Нью-Йорка – а это более чем 348 тысяч человек – окажутся на черте бедности и даже ниже.

Конечно, среди еврейского сообщества в Нью-Йорке есть отдельные подгруппы, находящиеся в самом бедственном положении. Приведем выдержку из отчета упомянутого выше Муниципального совета по бедности среди евреев.

...

Еврейские бедняки чаще всего представляют собой женатые пары, живущие в районах с развитой еврейской инфраструктурой, включая синагоги, дневные школы, кошерные мясные магазины и пр. Стоимость жизни для них может быть на 25 процентов выше, чем для неевреев.

Еврейские бедняки часто являются недавними эмигрантами из бывшего Советского Союза. Это евреи не только из России, но также из Узбекистана, Туркменистана и Грузии. Многие из них совершенно не знакомы с западным образом жизни, поэтому их адаптация в Америке протекает особенно тяжело.

К еврейским беднякам также относятся хасидские семьи в Бруклине, имеющие много детей, но недостаточно средств, чтобы нормально обеспечивать себя питанием и одеждой.

В Бруклине существенное количество одиноких малоимущих евреев составляют молодые взрослые и дети, в отличие от ситуации в Бронксе, на Манхэттене и в Квинсе, где среди еврейской бедноты преобладают пожилые граждане. Неимущих женщин по-прежнему больше, чем неимущих мужчин, приблизительно на 14 процентов. Высок процент нуждающихся среди полных семей с детьми. Добрых 57 процентов нью-йоркских еврейских бедняков состоят в браке.1

Пожалуй, трагичнее всего такой факт: по статистике Фонда переживших Холокост, около 25 процентов американских евреев, прошедших через нацистские ужасы, ныне живут в бедности; на момент написания данной книги это число составляло около 30 тысяч человек. Печально сознавать, что после всего пережитого, пройдя через такие испытания, эти люди не проживают в старости спокойно и обеспеченно на их новой родине.

К счастью, более обеспеченные члены еврейского сообщества очень серьезно относятся к своему моральному долгу перед неимущими единоверцами. Создано бесчисленное множество программ благотворительной помощи, которые заметно облегчают жизнь самых бедных еврейских семей. Только в Нью-Йорке так называемый Муниципальный совет обслуживает более чем 100 тысяч посетителей, оказывая им самую разную помощь: обеспечение доступным жильем, помощь в профессиональной реализации, разрешение кризисных ситуаций и предотвращение домашнего насилия, помощь в получении медицинского страхования, уход на дому, услуги новоприбывшим иммигрантам и поставки кошерных продуктов питания. В общенациональном масштабе организация «Еврейские федерации Северной Америки», которая представляет 157 еврейских федераций и 400 общин, ежегодно собирает и распределяет более чем три миллиарда долларов. Эти деньги направляются на выплату социального пособия, оказание социальных услуг и на образовательные потребности, причем помощь получают неимущие граждане не только еврейской национальности.2

Тем не менее реальность еврейской бедности позволяет трезво взглянуть на ситуацию. Согласно антисемитским мифам, евреи в Америке – привилегированная элита. На самом же деле евреи представляют собой всего лишь одно из национальных меньшинств, в котором встречаются как победители, так и проигравшие в гонке за экономический успех. Аналогичную картину мы наблюдаем и в других частях мира – в Европе, Латинской Америке и Азии. Безусловно, миф о еврейском богатстве сильнее захватывает воображение и вызывает больший интерес обывателей, чем «унылая» правда. Однако такова действительность.

...

Евреи представляют собой всего лишь одно из национальных меньшинств, в котором встречаются как победители, так и проигравшие в гонке за экономический успех

Рассмотрим следующий миф.

...

Миф.Евреи богатеют благодаря своей склонности к накоплению, производного от их врожденной скупости качества.

Правда.Еврейское сообщество в целом является одним из самых щедрых доноров и благотворителей в США.

Факты показывают, что лишь немногие (или вообще никакие) другие национальные или религиозные группы в Америке создали столь же масштабную, мощную и эффективную организацию благотворительных пожертвований и общественной деятельности, как американские евреи. Если им достается справедливая доля экономического успеха, то они с исключительной щедростью делятся ею со своими менее успешными согражданами.

Еврейская благотворительность в Соединенных Штатах осуществляется через несколько каналов. Самый традиционный – так называемые федерации, или зонтичные организации, сравнимые с благотворительной общественной организацией United Way, которая поддерживает тысячи благотворительных программ по всей стране и даже по всему миру. Все локальные еврейские федерации объединены в организацию «Еврейские федерации Северной Америки», а также имеют три общие ключевые ценности: тиккун олам (восстановление разрушенного мира), цедака (благотворительность и социальная справедливость), Тора (еврейское учение). В целом объединенные еврейские федерации представляют собой одну из десяти крупнейших благотворительных организаций в США, и, заметьте, евреи составляют менее двух процентов от общего населения страны (приблизительно 5,1 миллиона из более чем 300 миллионов человек). И даже несмотря на этот размах, Гари Тобин, эксперт по благотворительности, оценивает денежные пожертвования федераций как всего лишь 10–15 процентов от общих средств, которые евреи собирают на еврейские благотворительные программы в США. Иначе говоря, даже такое мощное движение, как федерации, обеспечивает всего лишь малую часть благотворительных пожертвований от американских евреев.

Частные фонды, созданные и поддерживаемые евреями, составляют второй по значимости поток еврейских пожертвований. По оценке Гари Тобина, этих фондов насчитывается примерно 7 тысяч, а их общие активы составляют 10–15 миллиардов долларов. Если эти цифры верны, то из 39 тысяч частных фондов, зарегистрированных Центром фондов в США, еврейские составляют почти 18 процентов – еще одна поразительно высокая величина, если учесть незначительную долю евреев в составе всего американского населения.

Третий поток пожертвований поступает в еврейские религиозные, этнические и национальные учреждения, такие как синагоги и храмы, религиозные школы, организации для нуждающихся в государстве Израиль.

И четвертый поток – причем, согласно большинству оценок, самый быстрорастущий – это, по определению Гари Тобина, «главное благотворительное направление», к которому относятся разнообразные учреждения и организации в сферах образования, здравоохранения, социального развития, культуры, политики и в других отраслях. Некоторые из этих организаций ориентированы на помощь еврейскому сообществу, но многие не имеют национальной направленности. В действительности все больше и больше еврейских пожертвований становятся частью широкого потока благотворительной щедрости, которым пользуются миллионы американцев, независимо от их национальной принадлежности. И это следующий этап естественного развития, поскольку евреи все больше участвуют во всех сторонах жизни страны.

Сложно привести точные цифры благотворительных пожертвований от различных этнических и религиозных групп. Многие взносы от людей разной национальной принадлежности носят анонимный или частный характер. Миллионы мелких пожертвований – по 10, 100, 500 долларов за один раз – проходят незамеченными средствами массовой информации и не отождествляются с какой-то определенной социальной группой. Но имеющиеся цифры, например статистические данные фондов и те три миллиарда долларов, которые ежегодно собирает одна только организация «Еврейские федерации Северной Америки», свидетельствуют, что еврейское сообщество, когда дело доходит до благотворительных пожертвований, «прыгает выше головы».

Еще одно доказательство щедрости американских евреев можно найти, если внимательно изучить такие списки, как ежегодный реестр крупнейших благотворительных пожертвований, публикуемый изданием Chronicle of Philanthropy («Хроника благотворительности»). Последний на момент написания данной книги список, охвативший шестьдесят пожертвований, сделанных в 2009 году, включал непропорционально высокое количество дарителей-евреев. Их щедрость впечатляет: от крупнейшего в названном году взноса в размере 705 миллионов долларов (Стэнли и Фиона Друкенмиллер пополнили свои семейные благотворительные фонды, из которых финансируются медицинские научные исследования, образование, программы преодоления бедности) до 56 места в списке (13,7 миллиона долларов от Джеффри Сколла, основателя и президента eBay, поступили в фонд Сколла, поддерживающий социальное предпринимательство и венчурное инвестирование на Ближнем Востоке, включая палестинские территории). Список пестрит широко известными еврейскими именами: мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, финансист Джордж Сорос, бизнесмен в сфере жилищного строительства Эли Брод, банкир Сэнфорд Вейлл и несколько других.

Доказательства очевидны: хотя евреи составляют всего лишь 2 процента от общего населения США, их доля в общенациональных благотворительных пожертвованиях намного больше двух процентов. Эти факты явно не соответствуют антисемитскому стереотипу о жадных евреях-крохоборах.

Переходим к третьему мифу.

...

Миф.Могущественные евреи доминируют в мире бизнеса и практические контролируют его.

Правда.В бизнесе действительно есть могущественные евреи, но подавляющее большинство лидеров бизнеса в США и в мире не являются евреями.

Несложно представить, как цепляющийся за стереотипы антисемит, если у него будут неопровержимые доказательства еврейской щедрости, начнет защищаться новой вариацией излюбленной темы: «Ну да, конечно, евреи выписывают щедрые чеки на благотворительность! Но только потому, что контролируют весь мир бизнеса! Они владеют банками, инвестиционными домами и половиной крупнейших корпораций мира! Поэтому сколько бы они ни жертвовали, это всего лишь малая толика того, что они воруют у всех нас!»

Идея о значительных успехах евреев в бизнесе – тот единственный антисемитский миф, где есть крупица правды. По сравнению с их процентной долей от общего населения, успешных евреев-бизнесменов действительно много. В предыдущей главе мы рассмотрели некоторые причины данного явления. Это исторические факторы, например длительный запрет евреям заниматься другими профессиями, кроме финансов и торговли, благодаря чему многим просто пришлось стать экспертами в указанных сферах. А с появлением современного капитализма именно финансы и торговля оказались самыми прибыльными и важными занятиями.

Мы и сегодня наблюдаем подобную картину во многих областях, где дискриминация и запреты вынуждают определенную группу людей выбирать всего лишь один или два пути. Когда афроамериканцам разрешили развиваться только в спорте и шоу-бизнесе, им не оставалось ничего другого, как сосредоточить свои таланты и здоровое честолюбие в этих сферах. И действительно, вскоре там, начиная с профессионального американского футбола и до поп-музыки, стали доминировать темнокожие участники. Возможно, если бы евреям официально разрешили заниматься только баскетболом, то сегодня они задавали бы тон в Национальной баскетбольной ассоциации США! (Не смейтесь – в 1920-х и 1930-х годах еврейские иммигранты были среди ведущих звезд кольца с сеткой.) Один историк заметил: «Тогда спортивные журналисты тоже рассуждали на тему щедрых талантов “прирожденных атлетов”.3 Звучит знакомо, за исключением того, что звезд тех дней звали Дач Гарфинкель и Док Лу Шугерман, а ведущими командами были филадельфийские “Иудеи”, “Нью-Йоркские смерчи” и “Кливлендские розенблюмы”. Вот что с людьми делает давление общества».

В сфере финансов, где европейские евреи развили традиции и наработали практический опыт, а впоследствии внедрили все это в Америке, доминирование евреев может быть слегка преувеличено. Такое мнение складывается из-за повсеместности еврейских фамилий в названиях компаний. Почему? Опять свою роль сыграло историческое ограничение выбора доступных занятий. До 1970-х годов большинство крупных банков и инвестиционных компаний на Уолл-стрит ни за что не принимали на работу евреев, какими бы талантливыми и умными ни были претенденты. Евреям не оставалось ничего другого, кроме как открывать собственные фирмы, которые вскоре начинали конкурировать на равных с учреждениями, нанимавшими исключительно неевреев. В результате компании Goldman Sachs, Kuhn Loeb, Oppenheimer & Company, Lehman Brothers и Lazard Freres вышли на международную арену, а фамилии на их вывесках вскоре начали привлекать внимание, а также недовольство антисемитов каждый раз, когда в мире больших денег возникали какие-нибудь проблемы.

Это недовольство мы наблюдаем и сегодня, хотя часто в относительно деликатной форме. Рассмотрим отрывок из статьи о Goldman Sachs, которую летом 2009 года написал талантливый журналист Мэтт Таибби. «Самый могущественный в мире инвестиционный банк – это гигантский адский кальмар-вампир, присосавшийся к лицу человечества и безжалостно вонзающий свои кровососущие филаменты везде, где чует запах денег».4

Не знаю, относится ли Мэтт Таибби к антисемитам или разделяет некоторые антисемитские взгляды. Очевидно, он остро осознает опасность манипулирования финансовым рынком, и в этом журналист прав. Но использованный Таибби образ принадлежащего евреям инвестиционного банка как «адского кальмара-вампира» вызывает опасные ассоциации с недобрыми старыми стереотипами. Вот что позднее написал другой журналист, Майкл Кинсли: «Это предложение, на что с возмущением указали многие, выходит за рамки стереотипов об отношении евреев к деньгам, затрагивая другие классические антисемитские темы о евреях как чужеродных или нечеловеческих элементах, отравляющих человечество и общество. Некоторые критики даже усмотрели в образном выражении автора печально известную “кровавую клевету” о том, что евреи якобы замешивают тесто для мацы на крови христианских младенцев».5 Историки антисемитизма подчеркивают: образ евреев как вампиров был распространен в антиеврейских публикациях XIX и начала XX столетий.

Думаю, комментарии Кинсли к статье Таибби совершенно верны. Кинсли искренне удивлен тем, что Таибби решительно отрицает любую связь между образом адского кальмара-вампира и классическим антисемитским стереотипом (и даже назвал свою статью пародией на антисемитизм). Майкл Кинсли спрашивает: «Мог ли столь искушенный автор (статья действительно написана в изящном стиле и исполнена остроумной критики банка Goldman Sachs) на самом деле не знать об упомянутых стереотипах и древней лжи, с которыми перекликается злополучный отрывок? И разве должно было автора удивить, что непременно найдутся люди, которые назовут эту статью, возможно, справедливо, антисемитской?» Я всецело присоединяюсь к этим вопросам Кинсли.

Еще раз подчеркну: я не обвиняю Мэтта Таибби в антисемитизме. Весьма вероятно, что он использовал древний «вампирский» образ непреднамеренно. Но данный случай – отличная иллюстрация опасности, которую до сих пор представляют собой укоренившиеся в общественном сознании вековые антисемитские идеи. Они притаились, выжидая удобного случая, чтобы воскреснуть к жизни, когда какой-нибудь писатель, подобный Таибби, намеренно или случайно разбудит их, а с ними и страх, недоверие, ненависть.

Конечно, никто не думает о религиозной принадлежности основателей таких крупных, богатых и могущественных финансовых организаций, как Morgan Stanley, Bank of America, Barclays, Credit Suisse или Nomura. Но человек, зараженный предрассудками, склонен замечать детали, поддерживающие его мировоззрение, и игнорировать то, что данному мировоззрению противоречит. Вот почему еврейские фамилии так и бросаются в глаза антисемитам в любом списке банкиров, тогда как другие просто растворяются.

Во многом аналогичная картина наблюдается и в других сферах бизнеса. Рассмотрим Голливуд и шоу-бизнес в целом. Здесь одно из типичных утверждений антисемитов звучит так: евреи контролируют всю эту индустрию и даже манипулируют ею в интересах «своих людей». Действительно, если говорить о сфере развлечений, то есть зерно истины в мнении, что евреи здесь чрезвычайно успешны. За три секунды Google выдаст вам впечатляющий список выдающихся евреев в американском шоу-бизнесе. Здесь вы увидите массу имен, от Самнера Редстоуна (медиамагнат, владелец телеканалов и киностудий) и Майкла Айснера (бывший генеральный директор компании Уолта Диснея) до кинорежиссера и продюсера Стивена Спилберга и легендарного теле– и радиоведущего Ларри Кинга. Невозможно отрицать, что евреи оставили заметный след в Голливуде.

Разумеется, совсем несложно назвать не менее громкие нееврейские имена в мире шоу-бизнеса и средствах массовой информации. На еврея Самнера Редстоуна найдется Руперт Мердок; Майкла Айснера уравновешивает Том Хэнкс; Джеймс Камерон ничем не уступает Стивену Спилбергу; Ларри Кинг хорош, но и Опра Уинфри не лыком шита.

Я, конечно, шучу, но в каждой шутке есть доля правды. Если игра «Назовите одно нееврейское имя на каждое еврейское» кажется вам глупой, то лишь потому, что она и есть глупая. Однако факты доказывают: несмотря на свое заметное место в Голливуде, евреи все же не контролируют эту фабрику грез – ни по отдельности, ни все вместе в качестве некой вымышленной силы «евреи». Сколько фильмов на еврейскую тему было снято в одном типичном году? Чтобы пересчитать, хватит пальцев одной руки. Последний яркий пример, приходящий на ум, – это лента 2009 года «Бесславные ублюдки». Но и ее снял по собственному сценарию Квентин Тарантино, который, для протокола, родился в Ноксвилле в семье с корнями ирландскими, итальянскими и индейцев чероки и которому принадлежит фраза «Моя религия – кино». Вот вам и весь еврейский контроль над киноиндустрией.

Если же посмотреть на другие крупные отрасли – от нефтяной и сельского хозяйства до компьютерной и автопроизводства, то сразу же обнаружится, что в высшем руководстве еврейские имена встречаются очень редко. Антисемиты любят говорить, будто евреи контролируют большую часть мирового богатства. Но, насколько я знаю, ни величайший инвестор Уоррен Баффет, ни Билл Гейтс евреями не являются.

Если очень хочется поддержать собственную веру в дорогой сердцу миф, то нужно сосредоточиться на нескольких избранных фактах и проигнорировать все остальные.

Переходим к следующему мифу.

...

Миф.В иудейской религии и в еврейской культуре подчеркивается ценность богатства и звучат призывы накапливать его всеми возможными способами.

Правда.В основу иудейской религии и еврейских традиций положены этическая забота о ближнем, а также благотворительность, щедрость, справедливость.

Как мы уже видели, в сознании антисемитов засела мысль о якобы особой тяге евреев к деньгам. Для Карла Маркса это означало, что деньги, по сути, являются подлинным богом евреев, моральным центром, вокруг которого вращается вся еврейская вселенная. На протяжении веков этот стереотип повторяли бесчисленные другие мыслители. В качестве примера достаточно упомянуть немецкого историка экономики Вернера Зомбарта (1863–1941 гг.). В своей книге «Евреи и современный капитализм» («The Jews and Modern Capitalism») он одобрительно процитировал некое «современное мнение» о том, что «эти люди [евреи] не имеют другого бога, кроме нечестивого Маммоны, и другой цели, кроме захвата христианского имущества».6 И далее: «Позвольте немедленно заявить: по моему мнению, еврейская религия основана на тех же ведущих идеях, что и капитализм. Оба явления пронизаны одним и тем же духом». Зомбарт очень старался найти отрывки из священных иудейских текстов, которые бы доказывали особую тягу евреев к деньгам. В качестве примера приводил цитату из Второзакония, стих 15:6: «Ибо Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы».

Однако не нужно слишком глубокого погружения в еврейскую культуру, чтобы признать, насколько ошибочен данный стереотип. Еврейские религия и традиции занимают на мировой сцене исключительное положение, по меньшей мере в силу особого акцента на щедрости, благотворительности и справедливых экономических отношений с другими людьми. И для демонстрации этого не нужно мелкое сито, через которое Зомбарт просеивал библейский текст в поиске цитат о том, как евреи ценят богатство. В доказательство перечисленных выше тем любой человек может привести несметное множество цитат из работ великих еврейских учителей любой эры.

Рассмотрим лишь несколько примеров.

Согласно Талмуду, датируемому пятым и шестым веками сборнику иудейских законов и традиций, нам, когда мы предстанем перед небесным судом, первым будет задан такой вопрос: «Честно ли ты вел дела свои?» (Шабат 31а).

Мудрый раби Йоси в сборнике «Этика отцов» предлагает следующее правило морального ведения дел: «Пусть имущество собратьев ваших будет вам так же дорого, как собственное» (Этика 2:7).7

В Талмуде ясно сказано, что даже беднякам нужно заниматься благотворительностью, причем обязательно, а не по желанию: «Если же человек видит, что ему едва хватает средств для жизни, он и от них должен подавать нуждающимся» (Гитин 7а).

Тора вновь и вновь напоминает нам о том, как важна благотворительность: «Ибо нищие всегда будут среди земли [твоей]; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Второзаконие 15:11).

В еврейской традиции благотворительность даже приравнивается к чествованию самого Бога. В Талмуде сказано: «И если кто закрывает глаза, чтобы уклониться от благотворительности, то это как если бы он предавался идолопоклонству». И вот толкование цитаты от раби Адина Штейнзальца, популярного современного комментатора: «Человек, знающий, что его деньги пришли от Бога, охотно отдаст часть этих денег беднякам. Тот же, кто не подает беднякам, очевидно, считает, будто все свое добро он нажил только благодаря собственным силам и уму. Однако это одна из форм поклонения не Богу, но идолу». Следовательно, только человек, не чуждый благотворительности, истинно почитает Бога.

Неужели приведенные цитаты звучат как учение людей, для которых нет ничего лучше накопления богатства?

Более того, в иудаизме есть несколько уникальных традиций распоряжения деньгами, в которых центральное место отводится щедрости и благотворительности. Одна из них – уплата десятины. Определенный процент своего дохода человек должен отдать на благотворительные цели, и в средневековые времена во многих еврейских сообществах с самоуправлением это правило было не просто прекрасным обычаем, но правовым требованием. Еще одна традиция – шмита, или законы

Седьмого года, когда земля должна оставаться невспаханной, отчасти для восстановления ее плодородия. Но традиция также требует, чтобы в конце седьмого года все личные долги были списаны и прощены. Согласно традиции Юбилейного года, каждые 49 лет все имущество следует возвратить первоначальным собственникам, а рабов отпустить на свободу. Обе традиции, Седьмого года и Юбилейного года, предусмотрены для того, чтобы люди не могли накапливать чрезмерного богатства и чтобы менее успешные получали шанс улучшить свое положение.

У христиан тоже есть свои традиции благотворительных пожертвований и сострадания к тем, кому в жизни повезло меньше. Но эти христианские ценности (хотя верующие ими по праву гордятся) были напрямую унаследованы от «старшего брата» – от евреев, которые отвели справедливости и благотворительности центральное место в своем этическом и религиозном учении. Представление о том, что иудаизм каким-то образом поощряет стяжательство или алчность, не более чем нелепый вымысел. В отсутствие антисемитизма он просто не существовал бы.

Переходим к следующему мифу.

...

Миф.В еврейской традиции считается нормальным использовать и даже обманывать неевреев.

Правда.В еврейском учении подчеркивается важность честного и справедливого отношения ко всем людям, будь то евреи или неевреи.

Один устойчивый стереотип о евреях и их отношении к деньгам заключается в том, что евреи – «избранный народ» – якобы верят в свои особые отношения с Богом, благодаря которым имеют право безнаказанно вредить другим людям. Этот вымысел берет свое начало еще в работах Мартина Лютера (1483–1546), одного из лидеров протестантской Реформации. В своем антисемитском тексте «О евреях и их лжи» Лютер писал следующее.8

...

Их Талмуд и раввины утверждают, что для еврея не будет грехом убить нееврея. Грех – это только если еврей убьет своего брата, другого израильтянина. Они также говорят, что, воруя у гоя или грабя его, еврей оказывает Богу услугу. Евреи так и поступают – посредством ростовщичества. Поскольку они называют себя людьми благородных кровей и даже праведниками с обрезанием, а нас – проклятыми гоями, то любое их обращение с нами не считается слишком суровым, а любой поступок по отношению к нам не будет считаться грехом. Ведь они – хозяева этого мира, а мы – их слуги, их скот…

Существует психологическое явление, известное как проецирование: человек неосознанно отрицает собственные качества, но приписывает их другим людям. В приведенном выше обвинении евреев несложно увидеть проецирование. Рассмотрим исторические факты. В Европе времен Средневековья и Ренессанса гражданские и религиозные власти систематически подвергали евреев бесчестию, запрещали им жить и работать по их собственному желанию. Несчастных облагали специальными конфискационными налогами (по чрезмерно высоким ставкам) и периодически отбирали у них имущество с помощью инквизиции или во время погромов. Евреи, конечно, ничего подобного по отношению к христианам не делали (да и не смогли бы, даже будь у них такое желание).

О чем говорит нам цитата из работы Мартина Лютера? Ведущий христианский теолог обвиняет евреев в том, что они будто бы считают вполне моральным несправедливо поступать с другой группой людей исключительно на основании их иной религиозной принадлежности! Если такой психологический механизм как проецирование может работать среди большого сообщества людей, то данное обвинение ясно показывает, каким необычным образом виновное сознание способно воздействовать на разум людей, для которых недопустимо признать собственную греховность.

Что же касается истинности мифа, то традиционное иудейское учение и на этот вопрос дает ясный ответ: евреи должны проявлять благотворительность, сострадание и честность по отношению ко всем людям, будь то евреи или неевреи, и не только в финансовых делах, но и во всех других. Любое утверждение о том, что в Писании сказано противоположное, – клевета, порочащая честь еврейского народа.

Например, рассмотрим следующее наставление из Вавилонского Талмуда: «Мы должны помогать бедным неевреям так же, как помогаем бедным евреям; мы должны проведывать неевреев, когда они болеют, так же, как навещаем наших болеющих собратьев-евреев; и мы должны присутствовать на похоронах их покойных так же, как на похоронах наших покойных; потому что это пути для общего мира» (Гитин 61а).

Традиционные рекомендации для евреев быть добрыми к неевреям – не пустые слова. На них основано действительное поведение евреев в реальном мире. Приведем цитату Гари Тобина из упомянутой выше статьи о еврейской благотворительности.

...

Цедака должна служить миру в целом – неевреям так же, как и евреям. Потребность «восстановить разрушенный мир» (тиккун олам) глубоко укоренилась в ценностях и нормах еврейского общества. Еврейская благотворительность характеризуется глубокой универсальностью. Интерес к социальной справедливости и добровольной помощи ближним постоянно развивается. Он принимает новые формы, такие как Еврейский корпус служения (Jewish Service Corps), основная цель которого состоит в служении миру вообще, а не только еврейскому миру.

По словам Гари Тобина, еврейские филантропы ежегодно поддерживают еврейские социальные проекты весьма солидными денежными суммами, но при этом не обделяют деньгами и нееврейские благотворительные организации: за пяти-десятилетний период пожертвовали им 10–50 миллионов долларов или даже больше. Тобин нашел «доказательства: если речь идет об особенно больших пожертвованиях, то еврейские филантропы чаще делают их в пользу нееврейских, чем еврейских благотворительных организаций» и «редко бывают особенно крупные пожертвования в пользу еврейского сообщества. Самую большую долю щедрот от еврейских дарителей получают университеты, симфонические оркестры, больницы и музеи».

Евреи-благотворители специально стараются распространить свою финансовую поддержку на как можно более широкий круг людей. И такое поведение резко контрастирует с популярным антисемитским стереотипом.

Разберемся со следующим мифом.

...

Миф.Евреи используют свои могущество и влияние только ради «своих».

Правда.Евреи подобны большинству других американцев – неравнодушны к проблемам общества, патриотичны, имеют широкие политические и социальные интересы.

Антисемиты любят порой смешивать два своих обвинения – в неверности и в особой связи евреев с деньгами – в некое гибридное верование о том, что евреи будто бы используют свои богатство и власть (слухи о размерах которых весьма преувеличены) не на пользу Америке или человечеству в целом, а только для достижения собственных тайных целей, главным образом для накопления еще большего богатства и могущества.

Да, серьезное получилось бы обвинение, будь оно правдивым. Но проблема в том, что существует слишком много доказательств, опровергающих этот домысел. Например, мы уже рассмотрели, какие разнообразные и щедрые благотворительные взносы американские евреи делают в нееврейские проекты. Достаточно ознакомиться со списками спонсоров больниц, университетов, музеев и социальных программ в больших и малых городах по всем Соединенным Штатам. Весьма высоки шансы, что местные американские евреи вместе с представителями многих других национальных сообществ играют важную роль в поддержке этих организаций, учреждений и программ для блага всего местного населения.

Рассмотрим другую сферу. Будь все евреи заинтересованы только в накоплении богатства, какие политические партии и каких кандидатов они бы поддерживали? Разве не тех, которые ратуют за капиталистическую идею и интересы богатых в ущерб обычным людям? Такое поведение выглядело бы вполне логичным, однако в реальности мы наблюдаем противоположную картину, если судить по тому, за кого еврейские американцы голосуют на выборах. К досаде некоторых консерваторов, американское еврейское сообщество всегда проявляло необычный либерализм в своих политических привычках. Об этом можно судить по пожертвованиям кандидатам, опросам избирателей

и предпочтениям евреев на выборах. Либерализм – основа давнего исторического союза еврейского сообщества с афроамериканцами в борьбе за гражданские права. Ведь среди основателей Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения видное место занимали Джулиус Розенвальд и Генри Московиц.

...

Либерализм – основа давнего исторического союза еврейского сообщества с афроамериканцами в борьбе за гражданские права

Известными стали такие слова ученого и остряка Милтона Хим-мелфарба: «Евреи зарабатывают, как члены епископальной церкви, а голосуют, как пуэрториканцы».9 Возможно, автор выразил свою мысль и не вполне политкорректно, но наблюдение точное.

Безусловно, это не означает, что евреи представляют собой однородную, монолитную массу в своих политических или любых других предпочтениях. Сегодня есть несколько влиятельных представителей консервативного крыла политического спектра, от экономиста и нобелевского лауреата Милтона Фридмана до сторонника свободы воли и бывшего председателя Федерального резерва Алана Гринспена. Так можно ли говорить об абсолютной однородности еврейского сообщества? Едва ли.

* * *

Изучив все популярные антисемитские мифы и поняв их ошибочность, мы приходим к единственному логическому выводу о евреях. В конечном счете евреи – просто люди с таким же широким разнообразием характеристик, верований, позиций и типов поведения, как и у представителей других национальностей. Лично я считаю, что евреи Америки сделали много добра, чем они вправе гордиться, но, сознаюсь, я субъективен! Правда в следующем: все сказанное применимо к любой другой этнической или религиозной группе в составе США.

Надо понять, что не все евреи ангелы. Нет, конечно. Но они не более неидеальны, чем члены любой другой группы. Суть сказанного в трех рассмотренных главах такова: злобные стереотипы, которые фанатики и бездумные люди приписывают евреям, не более соответствуют действительности, чем другие злобные стереотипы, исторически приписываемые любым другим этническим, религиозным или национальным группам. А самое большое расхождение с реальностью наблюдается в домыслах о евреях и их отношении к деньгам. Тем не менее антисемиты продолжают распространять эти стереотипы.

Лучшее и очень простое противоядие от всех выдумок одно – правда.

Наши рекомендации