Дешевизна – каждый налог д.б. так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, чо поступает в кассы государства.
Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Налоги — это обязательные, безэквивалентные денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией финансовых ресурсов в централизованные денежные фонды.
Налоги могут взиматься следующими способами:
Кадастровый (от слова кадастр — таблица, справочник) — когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога..
На основе декларации. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода лицом, получающим доход.
У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. В этом случае оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.
Существуют два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная. В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части — шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.
Основные принципы налогообложения (Смит):
Равномерность – подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности.
Определенность – налог д.б. точно определен, а не произволен.
Удобность – каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.
Дешевизна – каждый налог д.б. так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, чо поступает в кассы государства.
24. Элементы налога.
Общемировая теория налогов выработала совокупность общих понятий, принципов налогообложения, т. е. элементы налога. Это ряд категорий налогового обложения, которыми оперируют во всех цивилизованных экономических системах.
Субъект налога,носитель налога, налогоплательщик — юридическое или физическое лицо, исполняющее обязательную налоговую повинность.
Объект налога— совокупность предметов (денежный доход, товарно-материальные ценности, имуществе, имеющее реальную денежную оценку, и т. п.), подлежащая налогообложению.
Источник налога— денежный доход налогоплательщика, из которого уплачивается налог.
Единица обложения— единица измерения объекта налога, принятая для счета. По подоходному налогу единицей обложения выступает денежная единица страны, по земельному налогу — гектар, по акцизам — единица товара.
Ставка налога— величина налога на единицу обложения. Единица обложения зависит от предмета обложения и может выступать как в денежной, так и в натуральной форме. В основе построения налоговых ставок, или величины налога на единицу обложения, лежит принцип равенства и справедливости, составляющий основу теории конкретного построения налогов. Ставки могут быть твердыми или процентными. Процентные ставки могут быть пропорциональными или прогрессивными. Пропорциональные ставки построены по принципу единого процента, взимаемого с предмета обложения. Прогрессивные построены по принципу роста процента по мере роста объекта обложения и образуют шкалу ставок с простой или сложной прогрессией. Простая прогрессия предполагает рост налоговой ставки ко всему объекту обложения, а сложная — деление объекта на части, каждая последующая из которых облагается повышенной ставкой.
Налоговый оклад— величина налога, уплачиваемая налогоплательщиком с одного объекта.
Налоговая квота— доля налога в Доходе субъекта налогообложения.
Налоговые льготы— полное или частичное освобождение налогоплательщика от уплаты налогов в соответствии с порядком, установленным законом. Система налоговых льгот имеет разнообразные формы и строение отдельно для каждого налога с учетом приоритетов национальной фискальной политики.
Необлагаемый минимум— наименьшая часть объекта обложения, полностью освобожденная от налога.
Налоговое право— правовой механизм регулирования налоговых отношений. Он включает в себя совокупность законодательных норм, на основе которых возникают, функционируют, изменяются и прекращают свою деятельность как отдельные виды налогов, так и их определенная совокупность в рамках общей налоговой системы.
Налоговая система— совокупность всех налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания налогов, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке.
Налоговая политика— совокупность государственных мероприятий в области налогов, направленная на достижение; стабильности и прогресса экономической системы. Система построения отдельных видов налогов формируется с учетом избегания двойного обложения на разных уровнях административного управления.
25. Классификация налогов.
Классификация налогов:
(1) по объекту обложения: прямые (реальные, личные) и косвенные;
(2) по субъекту уплаты: с физ лиц, с юрид лиц, общие налоги;
(3) по полноте прав: закрепленные и регулирующие;
(4) по источникам выплаты налогов и платежей: чистая прибыль, валовая прибыль, зарплата, себестоимость, выручка от реализации продукции;
(5) по принадлежности к органам власти: местные налоги, налоги субъектов федерации, федеральные налоги.
Прямыми называются налоги, которыми непосредственно облагаются налогоплательщики. Объектом прямого налогообложения выступает имущество или доход налогоплательщика. В процессе взимания прямых налогов между государством и плательщиками налогов устанавливаются прямые денежные отношения. Классическими примерами прямых налогов выступают: налог на прибыль корпораций, подоходный налог с физических лиц и пр.
Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (дома, земля, промыслы, денежный капитал). При этом финансовое состояние налогоплательщика не принимается во внимание, а в расчет берется только непосредственный объект налогообложения. Расчет налога осуществляется на основе средней доходности имущества, определяемой по специальному кадастру. Основными видами реальных налогов являются: промысловый, земельный, налог на ценные бумаги. Взимание реальных налогов требует существенных дополнительных издержек в масштабе государства (содержание специального аппарата для составления кадастров и т. п.), а серьезным недостатком является несовершенный механизм их учета и взимания, оставляющий значительные возможности для сокрытия получаемых доходов от налогообложения.
Прямые личные налоги — это налоги, которыми облагаются доходы или имущество физических и юридических лиц. В отличие от реальных налогов, личное налогообложение учитывает как индивидуальный доход или имущество каждого плательщика, так и его финансовое состояние.
Личные налоги взимаются у источника дохода или по налоговой декларации. К основным видам прямых личных налогов относятся подоходный, поимущественный налоги, налоги с наследств и дарений и др.
Реальные налоги взимаются в пропорциональных ставках, личные — в прогрессивных. Реальными налогами облагается валовый доход, который приносит имущество, а при личном налоге облагается чистый доход, который получает налогоплательщик.
Теперь рассмотрим косвенные налоги. Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Они не связаны непосредственно с доходом или имуществом плательщика. Плательщиком становится потребитель товаров или услуг, облагаемых косвенными налогами. В настоящее время, значительная часть косвенных налогов включается собственником в цену товара или услуг, они отличаются простотой взимания, их применение дает эффект даже в условиях падения производства.
З главные разновидности — акцизы, фискальные монопольные налоги, таможенные пошлины. Акцизы представляют собой надбавку к цене товара или тарифа за услуги. Фискальные монопольные налоги — косвенный налог на те товары, производство которых является монополией государства. Таможенные пошлины — косвенные налоги на экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета.
26. Прямые налоги и их группировка.
Прямые налоги бывают реальными и личными.
Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (дома, земля, промыслы, денежный капитал). При этом финансовое состояние налогоплательщика не принимается во внимание, а в расчет берется только непосредственный объект налогообложения. Расчет налога осуществляется, как правило, на основе средней доходности имущества, определяемой по специальному кадастру. Основными видами реальных налогов являются: промысловый, земельный, налог на ценные бумаги. Первой формой реальных налогов был поземельный налог, который существовал в России до 1722 г. и был заменен подушным сбором. Объект обложения — СОХА включал в себя определенное количество земли и крестьянских дворов. Главное в посошном налоге — учет не только количества, но и качества земли. Взимание реальных налогов требует существенных дополнительных издержек в масштабе государства (содержание специального аппарата для составления кадастров и т. п.) при весьма условной их финансовой эффективности. Серьезным недостатком системы прямых реальных налогов является несовершенный механизм их учета и взимания, оставляющий Значительные возможности для сокрытия получаемых доходов от налогообложения. Поэтому наибольшее распространение в современном мире получили прямые личные налоги.
Прямые личные налоги — это налоги, которыми облагаются доходы или имущество физических и юридических лиц. В отличие от реальных налогов, личное налогообложение учитывает как индивидуальный доход или имущество каждого плательщика, так и его финансовое состояние. Личные налоги взимаются у источника дохода (например, в форме автоматического удержания подоходного налога из заработной платы) или по налоговой декларации. К основным видам личных прямых налогов относятся подоходный, поимущественный налоги, налоги с наследств и дарений и др.
Реальные налоги взимаются, как правило, в пропорциональных ставках, личные — в прогрессивных. Реальными налогами облагается валовый доход, который приносит имущество, а при личном налоге облагается чистый доход, который получает налогоплательщик.
27. Реальные налоги и их исторический характер.
Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (дома, земля, промыслы, денежный капитал).
При этом финансовое состояние налогоплательщика не принимается во внимание, а в расчет берется только непосредственный объект налогообложения. Расчет налога осуществляется, как правило, на основе средней доходности имущества, определяемой по специальному кадастру.
Основными видами реальных налогов являются: промысловый, земельный, налог на ценные бумаги.
Первой формой реальных налогов был поземельный налог, который существовал в России до 1722 г. и был заменен подушным сбором.
Объект обложения — СОХА включал в себя определенное количество земли и крестьянских дворов. Главное в посошном налоге — учет не только количества, но и качества земли.
Взимание реальных налогов требует существенных дополнительных издержек в масштабе государства (содержание специального аппарата для составления кадастров и т. п.) при весьма условной их финансовой эффективности. Серьезным недостатком системы прямых реальных налогов является несовершенный механизм их учета и взимания, оставляющий Значительные возможности для сокрытия получаемых доходов от налогообложения. Реальные налоги взимаются, как правило, в пропорциональных ставках. Реальными налогами облагается валовый доход, который приносит имущество.
28. Личные налоги.
Личные налоги — это налоги, которыми облагаются доходы или имущество физических и юридических лиц. В отличие от реальных налогов, личное налогообложение учитывает как индивидуальный доход или имущество каждого плательщика, так и его финансовое состояние.
Личные налоги взимаются у источника дохода (например, в форме автоматического удержания подоходного налога из заработной платы) или по налоговой декларации. К основным видам прямых личных налогов относятся подоходный, поимущественный налоги, налоги с наследств и дарений и др.
Личные налоги взимаются в прогрессивных ставках. При личном налоге облагается чистый доход, который получает налогоплательщик.
Индивидуальный подоходный налог является основой налоговой системы многих стран и рассматривается как прямой прогрессивный налог. Объект налогообложения — совокупный личный доход налогоплательщиков и некорпорированных предприятий.
Совокупный личный доход плательщика включает заработную плату, доход от индивидуальной предпринимательской деятельности и ценных бумаг, ряд пенсий и пособий, выплачиваемых частными пенсионными и страховыми фондами, государственные пособия сверх определенной суммы. Следующий по значению прямой личный налог — это налог на прибыль предприятий. Налог на прибыль предприятий существует во всех странах. Он является прямым, а базой для его начисления служит годовой доход (прибыль). Сумма облагаемого налогом дохода рассчитывается следующим образом: вначале определяют общий доход, включающий: валовую при быль с учетом амортизации; дивиденды, поступившие от других корпораций, акциями которых владеет данная; процент по облигациям других корпораций и предоставленным займам, банковским вкладам; сумму рент по сданной в аренду собственности корпорации; поступления от продажи патентов и лицензий; доходы (убытки) от продажи имущества; затем рассчитывают общую сумму уменьшения дохода, учитывающую: выплаты рабочим и служащим, не включенные в стоимость продукции при исчислении вахтовой прибыли; затраты на легкие ремонты, не увеличивающие стоимость собственности; выплаченные корпорацией налоги и проценты, являющиеся облагаемыми доходами других лиц, кроме процентов по задолженности; взносы в благотворительные фонды; стоимость оборудования, переданного вузам; сумму амортизационных отчислений; взносы в собственный пенсионный фонд корпорации; выплаты дивидендов работникам в соответствии с планом коллективного владения акциями. Облагаемый доход равен общему доходу за минусом суммы вычетов.
29. Подоходный налог как основная форма личных налогов. НДФЛ в РФ.
Налог на доходы физич лиц (НДФЛ).
С 2001 г. вступила в силу глава 23 части II НК РФ «О налоге на доходы физических лиц». Это совершенно новая система налогообложения доходов физических лиц, которая в значительной степени отличается от действовавшей ранее. Отличие состоит не только в новом названии налога, но в самой концепции налогообложения.
Особенности этой системы налогообложения заключаются в первую очередь в значительном расширении налоговых льгот, отказе от прогрессивного налогообложения совокупного годового дохода, введении минимальной налоговой ставки 13% к большей части доходов налогоплательщиков
Она включает в себя минимальную ставку подоходного налога с физических лиц, действовавшую в предыдущие годы (12%), и 1% отчислений в Пенсионный фонд РФ. Для некоторых видов доходов предусмотрены ставки в размере 30 и 35%.
В эти доходы, в частности, включается выгода, полученная физическими лицами в виде процентов с банковских депозитов, превышающих % ставки рефинансирования ЦБ РФ. По ставке 30% будут облагаться доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ. Ставка подоходного налога для дивидендов составляет 6%.
Глава 23 II части НК РФ содержит широкий перечень льгот, используя которые физические лица могут уменьшить сумму налога, подлежащего перечислению в бюджет:
- зачет налога;
- доходы, освобождаемые от облож налогом;
- необлагаемый налогом минимум в размере 2000 руб
- налоговые вычеты
4 вида вычетов:
1.стандартные (установлены в виде фиксированных сумм, максим вычет 3000р – кто перенес лучевую болезнь, Черноб АЭС и др; 500р – Блокадникам Ленингр, герои ССоюза, герои РФ; 400р – все остальные, 300р – станд вычет на каждого ребенка, для одиноких родит вычет удваивается)
2.социальные (расходы на оплату обучения, вычет не больше 25000р;вычет на оплату услуг по лечению – вычет не больше 25000р; в наст время размер соц налогового вычета не больше 50000р.)
3.имущественные (связаны с реализацией или приобретением имущества)
4.профессиональные (предоставляются индивидуальным предпринимателям и другим лицам, занимающимся частной практикой, налогоплательщикам, получающим доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера и др. Даже при неподтверждении налогоплательщиком своих расходов, ему предоставляется профессиональный налоговый вычет в размере 20% от общей суммы дохода).
Налог на доходы физических лиц — один из важнейших финансовых рычагов государства, призванный решить различные трудно совместимые задачи:
1. обеспечение достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней
2. регулирование уровня доходов населения и структуры личного потребления и сбережений граждан
3. стимулирование рационального использования получаемых доходов, помощи наименее защищенным категориям населения
Идея введения в РФ единообразной ставки подоходного налога явилась внезапно. Ее представили первому замминистра финансов Сергею Шаталову как едва ли не панацею от черных зарплат, эдакую прививку народу честности. Вплоть до 2003 года министерство связывало высокий рост собираемости (70%) с резким выводом зарплат россиян из тени.
Однако уже в начале 2004 года МНС официально объявило о борьбе со схемами ухода от налогов, в том числе и массой расплодившихся «зарплатных» схем. Оказалось, что зарплаты в конвертах - это едва ли не половина всех российских зарплат. К тому времени были посчитаны и более-менее приближенные к действительности цифры собираемости подоходного налога - в 2001 году рост платежей по сравнению с 2000 годом составил, по новым данным МНС, 28%. Дотошные эксперты МВФ эти цифры пересчитали и обнаружили, что в реальном исчислении собираемость налога через год после начала реформы выросла всего на 26%.
В середине января 2005 года МВФ выпустил А доклад, предупреждающий мир о том, что переход к плоской ставке подоходного Я налога может сыграть с развивающимися странами злую шутку. Эксперты фонда щ заявили, что реформа подоходного налога - одна из самых спорных и неизученных ™ модификаций российской налоговой системы, в росте бюджетных поступлений сыграли роль иные, нежели вывод зарплат из «тени», экономические факторы. Скорее, рост выплат по подоходному налогу случился благодаря устойчивому росту цен на энергоносители и общему росту заработных плат в России. Это означает, что перенимать российский опыт стоит с чрезвычайной осторожностью: не у всех стран есть нефть.
Для граждан с невысоким уровнем дохода ставка налога повысилась с 12% до 13%, а для людей среднего достатка снизилась всего- навсего с 14% (именно такой была до реформы средняя эффективная ставка налога) до 13%.
По сравнению с большинством европейских стран объем налогов, которые приходится платить российским налогоплательщикам, несколько ниже. По сравнению с такими странами, как Финляндия, Швеция или Италия, уровень налоговой нагрузки в России ниже более, чем на 10%. Например, в Швеции при примерной зарплате в пересчете на доллары от 3400 долл. в месяц и выше придется отдать ее половину государству в виде налога.
Российская налоговая система, в отличие от большинства других стран, делает ставку не на доходы частных лиц, а на доходы компаний. А основные доходы в бюджет дают косвенные налоги, например, доля НДС в доходах консолидорованного бюджета составляет примерно 30%, подоходный налог - почти вдвое меньше: 17%. Скорее всего, «неправильное», с точки зрения экспертов МВФ, поведение российских налогоплательщиков легко объясняется другими причинами, вообще не связанными с изменением налоговых ставок. Любая налоговая система подразумевает, что изъятия в том или ином виде возвращаются к человеку, заплатившему налог, - в образе хорошего медобслуживания или в виде ровно заасфальтированной дороги. В России же нет ровным счетом никакой зависимости между тем, сколько налогов ты платишь и какие услуги за это получаешь от государства.
30. Налог на прибыль организаций.
В России налог на прибыль предприятий взимается с 1 января 1992 года.
Ставка снижена с 35 до 24% (7,5% налога будет зачисляться в федер бюджет; 14,5% (но не менее 10,5%) – в бюджет субъекта федерации; % - в местные бюджеты).
Плательщиками налога на прибыль являются юр лица – резиденты РФ, а также иностр юр лица, междунар объединения и организации, осущ предприн деят в РФ.
Не являются плательщиком налога:
(1) организации – субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему учета и отчетности;
(2) организации – плательщики единого налога на вмененный доход в части дохода от деятельности;
(3) организации, получающие доходы от деят-ти, относящейся к игорному бизнесу в части указанного дохода;
(4) организации в части прибыли от произведенной с/х продукции.
Налоговый период = календарный год. Отчетные периоды = Iкв., полугодие, 9мес.
Налогоплательщики обязаны предоставлять налоговую декларацию по налогу на прибыль 4 раза в год.
В течение года уплачиваются авансовые платежи каждый месяц (до 15 числа).
Прибылью признается:
для российских предприятий – доход, уменьшенный на величину расходов;
для иностр предприятий, работающих через постоянные представительства – доход, уменьшенный на величину расходов этих представительств; для иных иностр орг-ций – доход, полученный от источников РФ. Не включаются в налоговую базу: средства целевого финансирования, инвестиции, полученные при проведении инвестиционных торгов, конкурсов в соответствии с законодательством РФ, полученные гранты, целевые средства из российских фондов фундаментальных исследований, средства, котрые при их получении не переходят в собственность организации. Убыток можно исключить из налоговой базы единовременно или перенести на будущее в теч 10 лет.
Некоммерческие организации не учитывают средства, полученные в виде безвозмездной помощи при исчислении налоговой базы.
Все доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы делятся на:
(1) доходы от реализации тов, работ, услуг и имущественных прав;
(2) внереализационные (доходы от купли/продажи иностр валюты, от сдачи в аренду прав, патентов, % по договорам займа, кредита, вклада по цб, доходы прошлых лет).
Расходы, уменьшающие налоговую базу:
(1) расходы по производству, реализации, оплату труда, расходы на содержание и эксплуатацию основных фондов, по освоению природных ресурсов
(2) внереализационные: % по долговым обязательствам и цб, отрицательная курсовая разница от переоценки имущества, судебные расходы, суммы штрафов за нарушение договоров, убытки отчетного периода.
Расходы д.б. подтверждены документально, и экономически обоснованы, т.е. экономически оправданные, оценка которых выражается в ден форме.
31. Функции налога как экономической категории; экономическая роль налога в схеме современного воспроизводства.
Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.
Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента самостоятельного распределения и перераспределения доходов государства.
Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейший экономический субъект.
Посредством фискальной функции осуществляется формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и необходимых для осуществления им собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.).
Фискальной функции налогов, имманентно присущ контроль: там, где есть движение денежных средств, всегда присутствует контроль. Следует также остановиться на регулирующей роли налогов. Центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях.
1. Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений – законодательство - непосредственно с налогами не связано.
2. Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом является закон стоимости - финансово-экономические методы воздействия государства с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении - применение отлаженной системы налогообложения, маневрирование ссудным капиталом и процентными ставками, выделение из бюджета средств на капитальные вложения и дотации, государственные закупки и т.п.
Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т. п. Однако главное средство оказания содействия малому бизнесу — особые льготные условия налогообложения.
Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и т. п.
Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. По мере изменения условий в налоговую систему вносятся необходимые изменения.
Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет.
Систему налогообложения можно считать стабильной и соответственно благоприятной дли предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции, если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности.
32. Косвенные налоги, их характеристика.
Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. При косвенном обложении государство становится по существу участником распределения новой стоимости, заявляя о своих правах на часть этой стоимости в момент реализации товаров или услуг.
В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны непосредственно с доходом или имуществом плательщика.
Плательщиком этих налогов становится потребитель (покупатель) товаров или услуг, облагаемых косвенными налогами.
Собственник товара или лицо, оказывающее услуги, является по существу сборщиком налога, налоговым агентом.
В настоящее время значительная часть косвенных налогов включается собственником в цену товара или услуг. Косвенные налоги отличаются простотой взимания, их применение дает эффект даже в условиях падения производства.
Покупатель товара налог не платит, но, покупая товар по цене, в которую уже входит этот налог, он тем самым является его плательщиком. Юридически же налог платят предприниматели, а уплаченный предпринимателями налог возвращается после реализации товара, т. е. происходит его переложение на плечи работающих, что сокращает реальную заработную плату. Наиболее полную характеристику косвенной системе обложения дал Ленин. «Косвенными налогами называются такие налоги, которые не прямо берутся с земли или с хозяйства, а выплачиваются народом косвенно, в виде более высокой платы за товары. Казна облагает налогом сахар, водку, керосин, спички и всякие другие предметы потребления; налог этот платит в казну торговец или фабрикант, но платит, разумеется, не из своих денег, а из тех денег, которые ему платят покупатели. Цена на водку, сахар, керосин, спички повышается, и каждый покупатель бутылки водки или фунта сахара платит не только цену товара, но и налог на него...
Таким образом, косвенные налоги— это налоги на предметы потребления, налоги, которые уплачивает покупатель в виде повышенной цены товара...
Косвенные налоги — самые несправедливые налоги, потому что бедным гораздо тяжелее платить их, чем богатым... Богатый платит из своего дохода меньшую долю в виде налога, чем бедный...
Косвенные налоги — это налоги на бедных». Косвенные налоги существуют в настоящее время в трех главных разновидностях — акцизы (налог обычно на предметы массового потребления, взимаемый на внутреннем рынке с производителя или продавца товара, включается в цену товаров и тарифов, тем самым фактически перелагается на потребителя), фискальные монопольные налоги, таможенные пошлины.
33. Акцизы.
Акцизы — это налог на товар, взимаемый на внутреннем рынке с производителя или продавца товара, старейшая форма косвенного налогообложения. Первое упоминание о них относится к эпохе Древнего Рима. Рос история акцизов связана в основном с налогообложением таких товарных групп, как соль, алкогольные напитки, табак, сахар, спички, керосин. Система акцизов имела не только фискальный характер, но и обеспечивала государственную поддержку отечественным предпринимателям, защищала их в конкурентной борьбе с иностранцами.
Акцизы — это тот вид налогов, которые в Ru то вводились, то отменялись вновь. Так, в период финансовой реформы 1930-1932 гг, акцизы были (уже в который раз) ликвидированы и в течение более чем 60-летнего периода они не имели самостоятельного значения и были «закамуфлированы» под налог с оборота, будучи по существу его неотъемлемой составной частью. В 1992 г. в ходе проведения налоговой реформы в РФ акцизы были «восстановлены в правах» и вошли в качестве самостоятельного налогового платежа в систему федеральных налогов. В НК РФ акцизы также выступают важнейшим элементом системы федеральных налогов.
С 01.01.2001 г. введена в действие часть II Налогового кодекса РФ. Нормы, заложенные в гл. 22, сохраняют ранее действовавший порядок исчисления и оплаты акцизов по подакцизным товарам и минеральному сырью, но в то же время предусматривается и ряд существенных изменений. Что касается плательщиков акцизов, то впервые в них включены организации оптовой торговли алкогольной продукцией, осуществляющие свою деятельность в режиме налогового склада (акцизного склада). В соответствии с режимом налогового склада хранение алкогольной продукции до завершения действия этого режима осуществляется исключительно на акцизных складах под контролем налоговых органов. Моментом завершения режима налогового склада и возникновения обязательства за уплату акцизов считается момент отгрузки (передачи) алкогольной продукции покупателям и (или) своему структурному подразделению, осуществляющему розничную реализацию. Акцизные склады учреждаются организациями при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого территориальными органами Министерства РФ по налогам и сборам по субъектам РФ. В отличие от ранее действовавшего законодательства по акцизам в ст. 181 части второй НК РФ расширен перечень подакцизных товаров. В связи с отменой с 1.01.2001г. налога на реализацию ГСМ в этот перечень включены дизельное топливо и моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей. В целях усиления контроля за производством и потреблением этилового спирта и избежания потерь доходов бюджета в перечень подакцизных товаров включен спирт-сырец, а также этиловый спирт из всех видов сырья (за исключением коньячного) и любая спиртосодержащая продукция в жидком виде с объемной долей этилового спирта свыше 9, а не 12%, как было предусмотрено ранее действовавшим законодательством. В перечень подакцизного минерального сырья включены нефть, природный газ. Кроме товаров внутреннего производства, акцизами в ряде случаев облагаются и импортные товары сверх таможенных пошлин, если аналогичные товары в стране подвергаются подакцизному обложению, тем самым акцизы выполняют протекционную роль.
По способу взимания акцизы делятся на
индивидуальные(взимаются по твердым ставкам с единицы товара. Объектом обложения выступают определен-, ные товары (алкогольные напитки, табак, бензин и др.). Ставки акциза устанавливаются: единые — для товаров, сорта которых мало отличаются друг от друга по качеству и ценам (соль, спички); дифференцированные — для товаров, классифицируемых по различным признакам: качеству, крепости (вина, масла, ткани); средние — для однородных товаров, сорта которых имеют разный уровень цен (табачные изделия))
иуниверсальные(налог с оборота, налог на продажу) взимается со стоимости товара внутреннего производства (в некоторых странах — и с иностранного производства), а также с денежного оборота оказываемых услуг. По сравнению с индивидуальным акцизом налог с оборота имеет ряд преимуществ. Он увеличивает доход бюджета автоматически (без повышения ставок) с увеличением номенклатуры потребительских товаров. Кроме того, под контроль государства попадает большее количество товаров.
34. НДС.
НДС — это самый молодой из налогов, формирующих основную долю доходов бюджетов. Схема его взимания была предложена французским экономистом М. Лоре в 1954 г., в налоговую систему Франции НДС был введен в 1958 г. В настоящее время НДС взимается в 43 странах мира. Часто НДС называют «европейским» налогом, отдавая должное его роли в становлении и развитии западноевропейского интеграционного процесса. Вообще, наличие НДС в налоговой системе страны является обязательным условием для вступления государства в члены ЕЭС. В то же время в ряде экономически развитых стран НДС не взимается. Так, в США признано нецелесообразным введение этого налога из-за опасения возможности перекоса в сторону косвенных налогов в ущерб прямым. Введению НДС в странах способствовали, недостатки существующих налоговых систем — большой объем прямых налогов, широкие масштабы уклонения от их уплаты, необходимость ликвидации таможенных барьеров в условиях создания таможенных союзов, с другой — стремление к увеличению налоговых доходов путем расширения налоговой базы, а также к повышению эффективности налогообложения, созданию новой налоговой системы, отвечающей современному уровню экономической деятельности. НДС прост при взимании и дает значительные поступления, стимулирует рост производительного накопления, упрощает проблему контроля за сроками продвижения товара и качеством, снижает издержки производства и ускоряет реализацию, способствует экспорту, поскольку вывоз товара НДС не облагается. В целом государство широко использует этот налог для регулирования производства. НДС облагаются не предприятия, а потребители. Предприятия выступают при этом сборщиками налога, что для государства крайне эффективно. Взимание налога осуществляется методом частичных платежей. На каждом этапе производства и обращения товара предприятие компенсирует свои затраты и добавляет налог на вновь созданную на предприятии стоимость. От НДС трудно уклониться, поэтому с ним связано наименьшее число невыплат.
Государственные льготы по освобождению от НДС имеют малые предприятия, медицинская деятельность, образование, общественная и благотворительная деятельность. Для отдельных видов деятельности предоставляется право выбора: платить НДС или подоходный налог. Это финансовое и банковское дело, сдача в аренду помещений, муниципальное хозяйство, артистическая и спортивная деятельности. Льготы по НДС имеют предприятия, направляющие инвестиции на развитие наукоемких отраслей промышленности, а также в менее развитые регионы страны. НДС является внутренним налогом, и при вывозе или экспорте товара за границу он компенсируется покупателю.
35. Таможенные пошлины.
Таможенные пошлины — косвенные налоги на экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета. Они возникли из феодального права торговли, за наем лавки для товара, за проезд по территории. В Древней Руси торговые пошлины за право купли-продажи назывались «тамга», а служилые люди, клеймившие товар и взыскивающие тамгу, назывались «таможенниками или «таможниками».
В современной России таможенные платежи представляют особую, наиболее динамичную группу налогов на потребление, регулирующих взаимосвязи внутреннего рынка с мировым. Исторически существовали ввозные, вывозные и транзитные пошлины. Первые пошлины носили чисто фискальную направленность. В настоящее время преобладают импортные таможенные пошлины на товары, ввозимые в страну. Таможенные пошлины взимаются по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, который содержит наименование ввозимых иностранных или вывозимых национальных товаров, единицы обложения товаров и ставки пошлин. Ставки устанавливаются в определенном проценте к стоимости товара (адвалорная таможенная пошлина), в твердой сумме с единицы измерения товара (специфическая таможенная пошлина).
По адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие, по специфическим ставкам — готовые изделия. В некоторых странах сочетаются обе ставки (так называемые смешанные ставки). Обычно в таможенном тарифе предусматривается несколько ставок для одного и того же товара (двухколонные, трехколонные тарифы): минимальные, максимальные и льготные.
Минимальные применяются к сырью и некоторым другим товарам,
максимальные — к готовым изделиям обрабатывающей промышленности, а также многим видам сельскохозяйственной продукции,
льготные — к отдельным товарам или странам на основе межправительственных соглашений. Посредством механизма таможенных пошлин государство может весьма эффективно ограничивать импорт тех или иных товаров, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.
Существуют различные виды таможенных пошлин.
В зависимости от цели применения они подразделяются на: фискальные, выступающие в качестве средства бюджетных доходов; протекционные и сверхпротекционные, защищающие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров; антидемпинговые, применяемые к импортным товарам, которые продаются внутри страны по низким ценам; преференциальные — льготные, устанавливаемые на определенный товар или на весь импорт по договору; дискриминационные пошлины, в противоположность преференциальным, вводятся для ограничения ввоза товаров с одной или группы стран; статистические пошлины невысоки по размеру и вводятся с целью учета импорта-экспорта товаров. Уравнительные (компенсационные) таможенные пошлины устанавливаются с целью выравнивания цен ввозимых товаров с ценами национальных товаров.
36. Фискальные монополии.
Таможенные пошлины — косвенные налоги на экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета.
Существуют различные виды таможенных пошлин.
В зависимости от цели применения они подразделяются на:
- фискальные, выступающие в качестве средства бюджетных доходов;
- протекционные и
- сверхпротекционные, защищающие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров;
- антидемпинговые, применяемые к импортным товарам, которые продаются внутри страны по низким ценам;
- преференциальные — льготные, устанавливаемые на определенный товар или на весь импорт по договору;
- дискриминационные пошлины, в противоположность преференциальным, вводятся для ограничения ввоза товаров с одной или группы стран;
- статистические пошлины невысоки по размеру и вводятся с целью учета импорта-экспорта товаров. Уравнительные (компенсационные) таможенные пошлины устанавливаются с целью выравнивания цен ввозимых товаров с ценами национальных товаров.
Фискальная монополия — специфический вид косвенного налога на товары, производство или реализация которых являются исключительной монополией государства.
Как правило, государство монополизирует производство и реализацию товаров массового потребления — табак, спички, соль и т. п.
Фискальная монополия может быть полной или частичной.
При полной монополии государство монополизирует и производство, и реализацию определенного вида,
при частичной — монополизирует или только производство, или только реализацию какого-то товара.
Государственная фискальная монополия считается тяжелым косвенным налогом, поскольку в результате ее применения происходит удорожание товаров массового потребления, что сказывается на жизненном уровне населения. В Российской Федерации этот вид косвенного налогообложения не применяется.
Государственная фискальная монополия в налоговой практике используется не всеми странами, отсутствует она и в российской налоговой системе.
Государственная фискальная монополия может быть полная, когда государство монополизирует и производство и реализацию какого-то товара, или частичная, при которой монополизировано только производство или только реализация.
Государственная фискальная монополия устанавливается с целью получения возможно больших доходов в государственный бюджет, при этом государство получает не только предпринимательский доход, но и высокие налоги. Возникла из регалий - исключительного права главы феодального государства на определенный вид деятельности.
Косвенные налоги включают акцизы, государственные фискальные монополии и таможенные пошлины.
Наибольшие поступления дают таможенные пошлины и государственные фискальные монополии на табак, соль, удобрения и др.
В современных налоговых системах косвенные налоги действуют в форме акцизов, государственных фискальных монополий, таможенных пошлин. Специфической формой косвенных налогов являются взносы предприятий и организаций ( юридических лиц) в фонды социального страхования, которые включаются в цену товаров и оплачиваются потребителем.
37. Бюджет – основа системы финансов страны.
Роль бюджета в развитии национальной экономики неоднозначна в различные периоды истории. В эпоху классического капитализма государство не вмешивалось активно в хозяйственную деятельность. Во второй половине XX в. бюджет превратился в мощный регулятор макроэкономики. Об этом свидетельствует тот факт, что через бюджет ныне перераспределяется в западных государствах от 1/3 до 1/2 ВНП. Уровень налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников.
Содержание бюджета как экономической категории сводится к тому, что бюджет выражает денежные отношения, связанные с образованием и использованием централизованного фонда денежных ресурсов страны.
К числу особенностей относятся следующие:
бюджет — центральное звено финансовой системы и является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;
с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;
пропорции бюджетного перераспределения стоимости определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, так как обусловлена ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.
Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения уровня государственных расходов и налогообложения правительства могут регулировать объем совокупного спроса.
Различают экспансивную (увеличение государственных расходов и снижении уровня налогообложения) и рестриктивную (уменьшение расходов и повышение налогов) бюджетную политику.
Сущность бюджета реализуется через его функции: мобилизацию денежных средств в руках государства, их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также контроль за своевременностью и полнотой поступления финансовых ресурсов в распоряжение государства, эффективностью их использования. Проявление присущих бюджету свойств находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме. Он используется для проведения крупных структурных сдвигов. Его использование для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Величина бюджетного фонда зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в учреждениях, организациях; масштабов намечаемых структурных сдвигов в пропорциях народного хозяйства и т. п. В составе бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие в специфических формах.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет также понятие бюджета. Существенный признак бюджета — его плановость. Бюджет — это план государственного хозяйства на предстоящий период (основной - сводный финансовый баланс)
38. Структура доходов и расходов бюджета.
Государственные бюджеты сроком на один год разрабатываются Министерствами финансов и утверждаются парламентами, т. е. высшей законодательной властью страны, а правительство отвечает за исполнение бюджета. В государственном бюджете устанавливаются доходы и расходы государства, а также прогнозируемый уровень инфляции и ВВП. Никакие другие документы - программы, заявления, обещания – так не раскрывают действительных намерений правительства, как это способен сделать государственный бюджет.