Составляющие государственной финансовой политики
В реальности государственная финансовая политика реализуется при помощи шести ее составляющих (политик):
1) кредитно-денежная политика;
2)бюджетная политика;
3)налоговая политика;
4)инвестиционная политика;
5)социальная политика;
6)таможенная политика.
Охарактеризуем кратко эти составляющие и дадим им определение.
1. Кредитно-денежная политика государства представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и имеет целью обеспечение стабильных темпов экономического развития.
2. Бюджетная политика - это совокупность мероприятий органов государственной и местной власти, определяющая форму бюджетного устройства в стране и регламентирующая бюджетный процесс на всех уровнях бюджетной системы. Она основывается на Бюджетном кодексе РФ, нормативных актах Минфина РФ и конкретно может быть оценена структурой федерального бюджета, решениями о распределении расходов между бюджетами разных уровней, выборе источников и способов покрытия бюджетного дефицита, формах и методах управления государственным долгом. По тому, как решаются эти вопросы, можно сделать выводы о социально-экономической направленности современной российской бюджетной политики.
3. Налоговая политика - это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП (или НД).
Мировой практикой выработаны следующие принципы построения национальных налоговых систем:
· горизонтальное и вертикальное равенство при уплате налогов;
· нейтральность налогов;
· удобство взимания налогов для правительства;
· минимальный дестимулирующий ущерб от введения того или иного налога;
· трудность уклонения от уплаты налога.
Так, горизонтальное равенство означает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги. Вертикальное равенство предполагает, что богатые налогоплательщики платят пропорционально большие суммы, чем бедные. Кроме того, мировой практикой доказано, что:
·налоговая система должна быть открытой; увеличение числа налогов, объектов обложения приводит к повышению расходов по сбору налогов, росту недоимок и штрафов;
·основной налоговой базы должны быть прямые налоги (налоги на доходы, имущество);
·преобладание косвенной системы налогообложения приводит к увеличению налогового бремени основной массы населения с низким уровнем доходов;
·косвенные налоги целесообразно вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши;
·высокие налоги приводят к утечке капитала из страны;
·в кризисные для экономики периоды необходимо уменьшать бремя налоговой нагрузки, что способствует мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала.
4.Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и оказывает управляющий эффект на финансы хозяйствующих субъектов. Эта политика должна обеспечивать выгоду от вложений денежных средств в экономику России, постоянный приток, в том числе, иностранного, капитала в страну.
5.Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных Конституцией РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения.
6. Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг, поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством; но и между самими хозяйствующими субъектами, отраслями, регионами. В настоящее время таможенная политика России во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.
Наряду с государственной финансовой политикой существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению определенных целей.
Целями финансовой политики предприятия могут быть:
·выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы;
·избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
·лидерство в борьбе с конкурентами;
·максимизация рыночной стоимости предприятия;
·устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия;
·рост объемов производства и реализации;
·максимизация прибыли;
·минимизация расходов;
·увеличение рентабельности и т. д.