Основные направления повышения экон. эфф.-ти деят-ти авиакомпаний
(17) Экон. эфф-ть (Парето-эфф-ть) – состояние экономики, при котором нельзя изменить распред-е ресурсов так, чтобы повышение удовл-ние потребностей одного субъекта не приводило к снижению удовл-ния потребностей другого.
Экон. эфф-ть от работы авиакомпании может быть рассчитана по формуле: Э = Рс + Рл – Ф
Рл; Рс- расходы авиакомпании на сертификацию и лицензирование полетов по ВЛ;
Ф- расходы по код-шерингу.
Главным фактором повышения Э.Э. явл-ся НТП, совершенствование техники и технологии произ-ва, осущ-ние крупных народнохоз. научно-технич. программ при максим. заинтересованности предпр-й в испол-нии этих рез-тов, в этом отношении большие изменения к лучшему сулит переход к рынку.
Э.Э. во многом зависит от орг-ции произ-ва и упр-ния.
Эфф-ть произ-ва – важнейшая качественная характ-ка хозяйствования на всех уровнях. Под эк. эфф-тью произ-ва понимается степень использования произв. потенциала, которая выявляется соотношением результатов и затрат общественного произ-ва. Чем выше результат при тех же затратах, чем быстрее он растет в расчете на единицу затрат общественно необходимого труда, или чем меньше затрат на единицу полезного эффекта, тем выше эфф-ть произ-ва. Обобщающим критерием эк. эфф-ти общественного произ-ва служит уровень производительности общественного труда.
Эфф-ть произ-ва – это показатель деят-ти произ-ва по распределению и переработке ресурсов с целью произ-ва товаров. Эфф-ть можно измерить через коэффициент – отношение результатов на выходе к ресурсам на входе или через объёмы выпуска продукции, её номенклатуры.
Суть проблемы повышения эк. эфф-ти произ-ва состоит в том, чтобы на каждую единицу трудовых, материальных и фин. ресурсов добиваться существенного увеличения объёма произ-ва продукции. Это, в конечном счете, означает повышение производительности общественного труда, что и явл-ся критерием (мерилом) повышения эфф-ти произ-ва.
Россия вступила в период формирования рыночных отношений. Рыночная экономика по своей сущности явл-ся ср-вом, стимулирующим рост производительности труда, всемерное повышение эфф-ти произ-ва. Однако и в этих условиях важным явл-ся определение основных направлений повышения эфф-ти произ-ва, факторов его роста, методов определения эфф-ти.
Переход к рын. отношениям требует глубоких сдвигов в экономике — решающей сфере чел. деят-ти.
Необходимо осуществить крутой поворот к интенсификации произв-ва, переориентировать каждое предпр-е, орг-цию, фирму на полное и первоочередное использование качественных факторов эк. роста. Должен быть обеспечен переход к экономике высшей орг-ции и эфф-ти со всесторонне развитыми производительными силами и производственными отношениями, хорошо отлаженным хоз. механизмом. В значительной степени необходимые условия для этого создаются рыночной экономикой.
Важнейшим фактором повышения эфф-ти общественного произ-ва, обеспечения высокой его эффективности был и остается научно-технический прогресс. До последнего времени научно-технический прогресс протекал по сути эволюционно. Преимущество отдавалось совершенствованию действующих технологий, частичной модернизации машин и оборудования. Такие меры давали определенную, но незначительную отдачу.
1. Важнейшие направления научно-технич. прогресса для а.к. - широкое освоение прогрессивных технологий', автоматизация произ-ва, гибких автоматизированных произ-в, что обеспечивает высокую производительность труда;
В условиях перехода к рыночной экономике, ее начального этапа очень важны мероприятия научно-технич. характера. Коллективы а.к., их руководители главное внимание уделяют материальному стимулированию труда. Большая часть прибыли после уплаты налогов направляется в фонд потребления. Такое положение ненормально. Очевидно, по мере развития рын. отношений а.к. начнут уделять должное внимание развитию произ-ва на перспективу и будут направлять необходимые средства на новую технику, обновление произ-ва.
Помимо того, необходимо создать орг. предпосылки, эк. и соц. мотивации для творческого труда работников. Коренные преобразования в технике и технологии, мобилизация всех, не только технических, но и орг., эк. и соц. факторов создадут предпосылки для значительного повышения производительности труда. Предстоит обеспечивать внедрение новейшей техники, широко применять на произ-ве прогрессивные формы научной орг-ции труда, соверш-вать его нормирование, добиваться роста культуры произ-ва, укрепления порядка и дисциплины, стабильности труд. коллективов.
2.Одним из важных факторов интенсификации и повышения эфф-ти произ-ва явл-ся режим экономии. Ресурсосбережение должно превратиться в решающий источник удовл-я растущих потребностей в топливе, энергии, сырье и материалах. Необходимо интенсивнее использовать созданный производственный потенциал, добиваться ритмичности произ-ва, максимальной загрузки оборудования.
Также одним из факторов интенсификации произ-ва, повышения его эффе-ти явл-ся совершенст-вование структуры экономики. Более высокими темпами необходимо развивать сферы, отделы, отвечающие за успешное реш-е соц. задач, добиваться улучшения пропорций между произв-вом услуги и ее реализацией.
3.Важное место в повышении эфф-ти деят-ти авиакомпании занимают орг.-эк. факторы, включая упр-ние. Прежде всего, это развитие и совершенствование рациональных форм орг-ции произв-ва — концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования.
Требует дальнейшего развития и совершенствования произв. соц. инфраструктура, оказывающая существенное влияние на уровень эфф-ти произ-ва. В упр-нии — это совершенствование самих форм и методов упр-ния, планир-я, эк. стимулирования — всего хоз. механизма. В планировании — сбалансированность реальность планов, оптимально построенная система плановых показателей. В этой же группе факторов — широкое применение многообразных рычагов хоз. расчета и материального поощрения, материальной ответственности и других хозрасчетных эк. стимулов.
Особое место в повышении эфф-ти произ-ва уделяется повышению кач-ва продукции. Эта задача должна стать всенародной, предметом постоянного внимания и контроля, главным фактором в оценке деят-ти каждой авиакомпании.