Экономическая защита библиотечного фонда – важный фактор его эффективного пользования.

Задание №1 Вариант №6

Экономическая (экономико-правовая) защита библиотечного фонда — комплексная система пред­упреждения и компенсации несанкционированной задержки, пор­чи, утраты материальных носителей информации из фонда би­блиотеки.

Правовые основы экономических взаимоотношений библио­теки с пользователями при защите документных ресурсов регули­руются частью первой Гражданского кодекса РФ (1994 г.), Зако­ном РФ "О залоге" (1992 г.). федеральными законами "Об информации, информатизации и защите информации" (1995 г.), "О библиотечном деле" (1994 г.).

Оптимальная система экономической защиты библиотечного фонда включает:

Превентивное (предупредительное) гарантированное материальное обеспечение сохранности выда­ваемых пользователям документов, в том числе:

Разовые читательские залоги.

Залоговые абонементы.

Репродуцирование (ксерокопирование, микрофильмиро­вание и пр.) отдельных особо ценных, малоэкземплярных, пользующихся наибольшим спросом произведений печати по льготным ценам.

В конкретных библиотечно-информационных учреждениях целесообразно иметь специальное Положение о денежном залоге и/или Положение о залоговом абонементе, а также соответ­ствующие типовые бланки Договора с пользователем. В ряде случаев с целью упрощения оформления Документации вместо детализированного договора может быть использован вариант личного заявления пользователя на имя Директора (заведующего) библиотеки. Важно также определить порядок взимания залоговой стоимости с временных читателей библиотеки. Укажем, что наиболее оптимально, когда залоговая сумма покрывает полуторную (150%) стоимость выданных мате­риалов.

В качестве исходных критериев формирования так назы­ваемого залогового фонда документов выделяют, например, от­расль знания, вид носителя информации, местонахождение в би­блиотеке, экземплярность, год выпуска, ценовые параметры, источник финансирования приобретения.

Локальное применение залоговой практики в библиотечной работе позволяет значительно увеличить время использования малоэкземплярных и остродефицитных фондовых материалов, повысить их обращаемость и одновременно достаточно надежно защитить документные носители информации от утраты при выдаче за стены читального зала.

В последние годы многие библиотечно-информационные уч­реждения, имеющие множительную и микрокопировальную тех­нику, стали осуществлять ксерокопирование и микрофильмиро­вание для своих постоянных читателей по социально доступным и фактически нерентабельным ценам. Обычно такие специальные цены устанавливаются на документы приоритетной для библио­теки тематики (в частности, краеведческой), валютные издания, малотиражную периодику и т. п. при сохранении реальной цены репродуцирования для остальной части фонда. Это особенно актуально для МБА, так как значительно расширяет доступ пользователей к хранящейся в фонде библиотеки документной информации, недосягаемой для большинства специалистов из-за подорожания полиграфической продукции.

Из чисто технических, вспомогательных услуги по ксерокопи­рованию и микрофильмированию фондовых материалов в таком режиме обслуживания переходят в разряд социально ориентиро­ванных и профессионально значимых для заинтересованных групп пользователей. В свою очередь, библиотека, наряду с мно­гократным расширением спектра распространения фондовых носителей информации, фактически защищает имеющиеся еди­ничные экземпляры документов от несанкционированных дей­ствий, риска утраты в результате пересылки по МБА. Данное направление деятельности с полным основанием можно отнести к одному из важных звеньев комплексной системы экономической защиты библиотечного фонда, а все финансовые издержки ре­ально компенсировать из других внебюджетных источников (в том числе за счет целевых отчислений спонсоров).

Регулирующе-воспитывающие меры взыскание с физических и юридических лиц неустойки (в связи с задержкой документов сверх регламентированного Прави­лами пользования библиотекой срока, в случае их несанкцио­нированного выноса за пределы библиотеки, а также при вы­явлении факта передачи читательского билета другому лицу) в виде штрафа и пени. Штраф — денежное взыскание, налагаемое на виновного в аб­солютном фиксированном исчислении. Пеня устанавливается в виде процента от стоимости (цены) своевременно не возвращенного фондового документа, залоговой суммы или величины ми­нимальной зарплаты и начисляется за каждый день просрочки. Можно определить предельный размер пени за день или исчис­лять по прогрессивной шкале в зависимости от продолжитель­ности задержки материала. Применительно к библиотечной эко­номике наиболее приемлемы штрафные санкции к пользователям, так как их расчет проще и удобнее для сотрудников библиотеки, а также понятнее для нарушителей правил.

Если фондовые материалы выданы пользователю под денеж­ный залог, то правомерно взыскивать неустойку из суммы залога после оповещения залогодателя. В то же время, наряду с неустой­кой, в Правилах пользования библиотекой целесообразно пред­усмотреть возможность дополнительного продления (в том числе за плату) срока пользования документами.

Компенсационное возмещение причинен­ных материальных убытков — ущерба, нане­сенного библиотеке в результате порчи или утраты доку­ментов — в форме:

Равноценной (прежде всего по содержанию) замены носи­теля информации.

Выплаты рыночной стоимости фондового экземпляра.

Оплаты восстановительной стоимости утраченного про­изведения печати (в частности, ксерокопии со страхового экземпляра и ее переплета).

В каждой конкретной ситуации администрация библиотеки вправе сама определять степень нанесенного фонду экономиче­ского урона и через ответственного сотрудника договариваться с пользователем о возможных вариантах разрешения конфликта.

Невосполнимой порчей следует считать такую, когда доку­мент нельзя дальше полноценно использовать (отсутствует большая часть страниц, нет переплета у произведения печати; деформирована кассета/дискета, испорчена запись и т. п.) и тре­буется его списание. Наиболее приемлемым является предостав­ление в фонд библиотеки экземпляра носителя информации, рав­ноценного утраченному или испорченному. При отсутствии такой возможности виновный обязан оплатить реальную стои­мость отторгнутого фондового материала, компенсировав нане­сенный информационным ресурсам библиотеки ущерб. В случае незначительной порчи документа ограничиваются взысканием с Пользователя оплаты затрат библиотеки на восстановительные Работы (реставрацию).

Важно также выработать собственный подход к проблеме замены фондовых экземпляров. Некоторые библиотеки при невозможности предоставления пользователем аналогичных по значимости изданий принимают равноценные ксерокопии (в переплете) или взимают стоимость изготовления такой копии (на основе страхо­вого экземпляра из читального зала) по действующим в данный момент ценам. Отдельные библиотечные учреждения включают в Перечень платных услуг оформление замены утерянных читате­лями книг изданиями, приобретенными библиотекой заранее за наличный расчет, предлагая пользователю не только внести рыночную стоимость предназначенного для замены произведения j печати, но и определенную плату за предоставление такой услуги. В то же время многие библиотеки проводят подобные замены из предварительно зарезервированного специального фонда без какой-либо оплаты сверх реальной стоимости издания.

Большое значение имеет техническое хранение документов

Одна из возможностей защиты фонда – его страхование, оно дает возможность восстановить его после гибели, заменив утраченные экземпляры купленными на страховое возмещение.

Защита помещения фондохранилища.

Конструкционная защита фондохранилища.

Нормативные условия сохранности обеспечиваются через планировку помещения фондохранилища, которая удовлетворяет требования по составу, площадям, технологическому оборудованию, пожарозащищенности. Обеспечение всех параметров фондохранения решается еще на стадии проектирования и строительства библиотеки. На этой стадии предусматривают обеспечение всех параметров фондохранения, выбирают материалы, пригодные для строительства зданий книгохранилищ и отделки внутренних помещений.

Важное требование к фондохранилищу – его изолированность от других помещений. В фондохранилище должен быть ограничен доступ посторонних лиц, даже если это сотрудники библиотеки, не несущие материальной или служебной ответственности за фонд.

Обеспечение сохранности фондов:

• соответствие нормам размещения;

• освещение;

• влажность;

• температурный режим;

• пожарная сигнализация;

• наличие сигнализации;

• копирование документа;

• перевод документа на новые носители;

• передача малоспрашиваемой литературы в ОРФ.

В пермском крае экономическая защита библиотечного фонда осуществляется в соответствии с законом О БИБЛИОТЕЧНОМ ДЕЛЕ В ПЕРМСКОМ КРАЕ Принятым Законодательным Собранием Пермского края 21 февраля 2008 года.

Задание №2 Вариант №6

Планирование деятельности библиотек региона

Планирование библиотечной деятельности – одна из основных управленческих функций, включающая определение целей и задач организации, а также мер по реализации плановых заданий и показателей на определенный период. Планирование как вид деятельности – это процесс выработки действий по достижению конкретных целей

Планирование работы — составная часть управления библиотекой, его сердцевина, направленная на определение перспективных и текущих целей и задач библиотеки.

Основной целью планирования является оптимальное по времени и качеству выполнение задач библиотеки, максимальная мобилизация для этого всех необходимых ресурсов.

Планирование заключается в определении: целей и задач работы библиотеки, основных направлений ее деятельности; тематики, содержания, форм и методов работы; объема работы, выражающегося в системе плановых показателей; трудовых, материально-технических и финансовых затрат на выполнение плановых заданий.

План работы библиотеки — это система взаимосвязанных, объединенных общей целью заданий, определяющих порядок, сроки и последовательность выполнения работ, а также проведения мероприятий в библиотеке.

Он строится, исходя из поставленных перед ней задач, и отражает основные направления, тематику, содержание, формы и методы деятельности.

План включает: систему показателей, определяющих в совокупности объем работы, затраты рабочего времени.

Показатели плана работы библиотеки — контрольные цифры, определяющие объем работы библиотеки в планируемый период, которые выражаются как в абсолютных величинах (количество читателей, объем библиотечного фонда, число посещений, выдач, массовых мероприятий и др.), так и относительных (читаемость, обращаемость).

В библиотечной практике применяются различные виды планов которые можно классифицировать по разным основаниям:

· срокам выполнения.

· перспективные (стратегические);

· текущие (годовые, квартальные, месячные, оперативные)

· Объему планируемой работы

· план библиотеки;

· план структурного подразделения;

· индивидуальный план сотрудника библиотеки.

План может быть:

Ø универсальным, охватывающим работу библиотеки в целом;

Ø тематическим, отражающим только одно из направлений ее деятельности.

Принципиальная модель системы планов библиотеки включает;

ü перспективный (стратегический) план библиотеки;

ü годовой план библиотеки;

ü квартальные планы структурных подразделений (отделов, филиалов);

ü индивидуальные месячные планы сотрудников библиотеки.

Структурные подразделения филиала должны иметь квартальные планы.

Перспективный план библиотеки рассчитан на несколько лет (как правило, на 5 лет) и намечает общую линию развития библиотеки.

В нем отражаются главное, решающие задания длительного значения; определяется уровень, которого надо достичь к концу планируемого срока.

Перспективный план должен содержать:

¨ основные показатели работы библиотеки по годам;

¨ перспективные направления ее деятельности;

¨ капитальные работы, на выполнение которых потребуется несколько лет.

Стратегическое планирование — метод перспективного планирования, заключающийся в установлении целей библиотеки, определении необходимых для их достижения ресурсов и выбора наиболее рациональных путей использования этих ресурсов.

Задача стратегического планирования — целенаправленное инновационное развитие библиотеки.

Между перспективным и стратегическим планом много общего, например:

Перспективный план также отражает стратегию развития библиотеки.

Стратегический - устанавливает и перспективы ее развития, хотя между ними имеются существенные различия.

При разработке перспективного плана исходят из пожеланий и представлений коллектива об основных направлениях деятельности библиотеки, а при стратегическом планировании руководством библиотеки определяется генеральная перспективная цель, которая конкретизируется через систему подчиненных ей целей, выполнение которых делегируется структурным подразделениям библиотеки.

Разработка стратегического плана включает:

§ анализ состояния дел в библиотеке и в ее внешней и внутренней среде;

§ определение целей

§ выбор стратегии, и ее реализации

§ разработку политики осуществления стратегии

§ распределение ресурсов.

Структура стратегического плана включает

· характеристику наиболее важных целей, которые предстоит реализовать в плановый период, исходя из объективных условий

· меры по достижению целей

· ресурсное обеспечение

· совершенствование организационной структуры, мероприятия по комплектованию и социальному развитию библиотечного коллектива.

В отличие от перспективного плана, в котором плановые задания распределяются по годам, стратегический план составляется не по годам, а по срокам реализации намеченных целей.

Годовой план работы библиотеки определяет несколько основных задач;

· содержание работы библиотеки на текущий календарный год (в библиотеках учебных заведений — соответственно на учебный год)

· показатели, которые должна достичь библиотека к концу года.

Объем работы планируется с учетом годового фонда рабочего времени сотрудников библиотеки и норм на библиотечную работу.

Годовой план состоит из двух частей:

¨ текстовой, в которой предусматриваются мероприятия, необходимые для осуществления поставленных задач, где определяются нормы и методы работы библиотеки, сроки выполнения плановых заданий и ответственные исполнители.

¨ статистический, в которой намечаются количественные показатели, которых должна достичь библиотека.

Порядок составления годового плана включает:

ü формулировку направлений работы, основных заданий и контрольных показателей, которую осуществляет руководство библиотеки;

ü составление и обсуждение проектов планов в структурных подразделениях (отделах, филиалах) с учетом предложений всех сотрудников;

ü составление, обсуждение в трудовом коллективе и утверждение директором годового плана работы библиотеки.

Годовой план правомерно рассматривать как план сводный, так как он объединяет все направления деятельности структурных подразделений, и поэтому на него распространяются общие методологические положения сводного планирования.

Сводный план определяет задачи и содержание работы определенной совокупности библиотек на заданный период с целью координировать и кооперировать их деятельность.

В библиотечной теории и практике существуют два подхода к составлению сводных планов это когда:

a) план включает все позиции из планов библиотек;

b) план отражает лишь те позиции, которые являются общими для библиотек и требуют координации и кооперирования их деятельности.

В своей практической деятельности библиотека реализует ряд комплексных программ:

a) формирование единого библиотечного фонда; библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание;

b) построение единой системы справочно-библиографического аппарата;

c) методическое обеспечение деятельности библиотеки; повышение квалификации библиотечных кадров и т.д.

На основе годового плана библиотеки, утвержденного на базе целевых комплексных программ и с учетом фонда рабочего времени и его расхода, структурные подразделения составляют квартальные планы своей работы.

На основе квартального плана сотрудник библиотеки составляет свой индивидуальный месячный план работы, который также является не просто выпиской из квартального плана, а его уточнением и конкретизацией.

Оперативное планирование — это разработка на основе месячных планов плановых заданий для отдельных сотрудников на короткие отрезки времени (чаще всего на день).

Оперативное планирование применяется обычно в тех отделах крупных библиотек, где работа состоит из многократно повторяющихся операций и строится по нормам.

В Перми это можно взяв для примера Муниципальное бюджетное учреждение культуры города Перми Объединение муниципальных библиотек. На сайте: http://biblioteki.perm.ru/main/index.html в разделе «об учерждении» найти планы и отчеты:

Отчёт о деятельности муниципального бюджетного учреждения города Перми МБУК "ОМБ" за период с 01.01.2016 по 31.12.2016гг.

План финансово-хозяйственной деятельности на 2017 год и плановый период 2018, 2019гг.

План финансово-хозяйственной деятельности на 2016 год и плановый период 2017, 2018гг.

План финансово-хозяйственной деятельности на 2015 год и плановый период на 2016, 2017гг.

литература

1. Фенелонов Е. А. Критерий и показатели экономической эффективности и методика их применения в библиотечном деле. – М.: Пашков дом, 2002. – 106 с.

2. Морева О.Н. Документные фонды библиотек и информационных служб. СПб. : Профессия, 2010. С. 270-285.

3. Столяров Ю.Н. Формирование библиотечного фонда: практ. пособие / Ю.Н. Столяров; МГУКИ. – Санкт-Петербург: Профессия, 2015. – 508 с: ил.

4. Проблемы безопасности библиотек и библиотечных фондов : материалы Всерос. семинара, С.-Петербург, 22–24 апр. 1997 г. / Рос. нац. б-ка, Рос. библ. ассоц. ; сост. А. В. Лихоманов, В. П. Турчин. – СПб. : Рос. нац. б-ка, 1997. – 171 с.

5. Клюев В. К. Основы инициативной хозяйственной деятельности библиотеки: Учеб. Пособие. – М.: Издательство МНУК, 1998. – 136 ...

6. http://biblioteki.perm.ru/main/index.html

Наши рекомендации