Структура и операции Федеральной резервной системы
Ядром современной централизованной банковской системы США стала Федеральная резервная система (ФРС), которая состоит:
1) из 12 федеральных резервных банков;
2) из большого количества банков-членов.
Согласно федеральному резервному акту 1913 года все банки-члены Федеральной резервной системы должны были:
а) внести 6% собственных капиталов в качестве паевого взноса в основной капитал федеральных резервных банков;
б) держать в последних свои резервы в объеме 3% суммы срочных вкладов и от 7 до 13% суммы вкладов до востребования.
Федеральные резервные банки были обязаны иметь резерв в золоте и законных платежных средствах в размере 35% своих депозитов. Таким образом, пассивы федеральных резервных банков состоят:
1) из собственных капиталов, созданных за счет паевых взносов банков-членов;
2) из банкнотной эмиссии;
3) из банковских депозитов, представляющих собой резервы банков - членов ФРС.
Сосредоточение в федеральных резервных банках денежных резервов коммерческих банков явилось фактором экономии денег. Организация ФРС способствовала экономии наличных денег и в другом отношении - благодаря развитию безналичных расчетов, которые стали в широких размерах осуществляться через федеральные резервные банки.
Ресурсы федеральных резервных банков образуются за счет:
1) эмиссии банкнот - федеральных резервных билетов;
2) приема депозитов, главным образом от банков-членов и от казначейства.
Незначительная часть средств федеральных резервных банков состоит из их собственных капиталов (оплаченного и добавочного).
Федеральные резервные банки являются по преимуществу кредиторами государства. Но средства, вложенные ими в государственные ценные бумаги, в конечном счете, используются в интересах корпораций, так как затрачиваются государством в значительной мере на оплату госзаказов и покупку товаров.
Федеральные резервные банки делают для депозитных учреждении то же самое, что депозитные учреждения делают для людей. Они принимают вклады банков и сберегательных учреждении и предоставляют им ссуды. Федеральные резервные банки являются банками для банков. Кроме эмиссионных (федеральных резервных) банков, банковская система США включает:
1) коммерческие банки,
2) инвестиционные банки,
3) взаимно-сберегательные банки,
4) банкирские дома.
Федеральная резервная система независимая организация. Она не может быть упразднена по прихоти президента, конгресс тоже не может изменить ее роль и функции иначе, как специальным законодательным актом. Длительные сроки полномочий членов Совета имеют целью защитить и изолировать их от политического давления.
Коммерческие банки США
Коммерческие банки по юридическому статуту подразделяются на национальные и штатные. Первые функционируют согласно федеральным законам и в обязательном порядке входят в Федеральную резервную систему в качестве банков-членов; последние функционируют в соответствии с законами отдельных штатов и по желанию входят либо не входят в ФРС.
Из всех коммерческих банков выделилось несколько крупнейших банков, чьи ресурсы возрастают быстрее, чем сумма ресурсов прочих банков. В свою очередь из крупнейших коммерческих банков выделилась горстка банков-гигантов - «Бэнк оф Америка», «Ферст нейшнл сити бэнк оф Нью-Йорк», «Чейз Манхэттен банк», «Менюфекчурерс Гановер траст К°», «Морган Гаранта траст KV». Эти банки либо возглавляют мощные финансово-промышленные группы, либо играют в них крупную роль. Они представляют собой, по существу, банковские холдинги, образовавшиеся путем слияния крупных банков.
В конце 1994 года насчитывалось 40,9 тыс. коммерческих банков с совокупными активами в 4313 млрд. долл., а также 9,3 тыс. штатных банков - членов ФРС и 24,5 тыс. штатных банков, не входящих в ФРС.
В ресурсах коммерческих банков США собственные капиталы занимают небольшую часть - до 7,4%; львиная доля приходится на депозиты, среди которых 44% - это депозиты до востребования и 56% - срочные депозиты.
Активные операции коммерческих банков состоят в подавляющей части из ссуд (в 1995 году из общей, активов на ссуды приходилось 56%). Меньшее место занимают инвестиции, причем, они в большой мере состоят из вложений в государственные ценные бумаги (в основном, в федеральные).