Маржиналистская теория потребительского поведения. Координализм, закон убывающей предельной полезности, равновесие потребителя
Закон предложения. Предложение и Цена. Неценовые факторы предложения.
Предложение – это желание и способность продавцов продавать товар по данной цене, в течение определённого времени.
Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги.
Закон предложения – это объём предлагаемого к продаже товара при прочих равных, тем больше, чем выше цена на него.
Неценовые факторы:
1.Технология возможного предложения.
2.Цены используемых ресурсов.
3. Налоги и дотации.
4 Ожидание продавцов, включая инфляцию.
5. Цены на другие товары.
6. Число продавцов на рынке.
Отдельный неценовой фактор, который действует на предложение и не действует на спрос – это время.
Эластичность спроса. Факторы.
Эластичность – это степень реакции одной величины, на изменение другой. Или степень влияния цены на поведение покупателей и продавцов.
Эластичность спроса по цене:
1. Эластичный спрос – при незначительном понижении (повышении) цены, объём продаж возрастает (падает).
2. Единичная эластичность – изменение цены, равно изменению объёма продаж (в %).
3. Неэластичный спрос – изменение цены не приводит к существенному изменению объёма продаж.
4. Величина эластичности спроса, изменяется с помощью коэффициента эластичности.
Факторы:
1. Незаменимость – если у товара есть заменители, спрос эластичен.
2. Значимость товара для потребителя – на товары первой необходимости, спрос не эластичен.
3. Удельный вес дохода и расхода – эластичны те товары, на которые тратится значительная часть бюджета.
4. Временные рамки – эластичность увеличивается со временем.
Равновесная цена. Неравновесие на рынке.
Равновесная цена - та, при которой спрос и предложение, равны.
Если реальная цена выше равновесной, возникает излишек. Если ниже – дефицит.
Неравновесие на рынке – цены на рынке всегда находятся в колебании.
17) Эластичность спроса по доходу. Перекрёстная эластичность.
Эластичность спроса по доходу – это процент изменения спроса на товар, к проценту изменения дохода. То есть, если потребитель увеличивает объём закупок товара с возрастанием своего дохода.
Перекрёстная эластичность – зависимость эластичности спроса на одно благо, от изменения цены на другое.
Эластичность предложения. Факторы.
Эластичность предложения – это чувствительность объёма предложения, к изменению рыночной цены.
Факторы:
1. Цены на сырьё и уровень ЗП.
2. Ставка процента по кредиту.
3. Наличие производственных мощностей.
4. Характер продукции.
5. Фактор времени:
А. Кратчайший период – когда производитель не успевает отреагировать на изменение цены и спроса.
Б. Короткосрочный – производственные мощности не меняются, но меняется интенсивность их использования.
Г. Долгосрочный – при изменении производственных мощностей, переменчивыми становятся все факторы.
Маржиналистская теория потребительского поведения. Координализм, закон убывающей предельной полезности, равновесие потребителя.
Маржинализм - направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории стоимости. Имеет два направления: Ординализм и Координализм.
Ординалисты - считают, что оценить можно только общую пользность.
Координалисты - считают, что полезность измерима и вводят единицу полезности - utility (ютиль) и обозначают U.
Общая полезность (U) - это сумма всех индивидуальных полезностей под потребление данного количества благ и услуг. По мере роста потребления определённого блага, общая полезность возрастает.
Предельная полезность (MU) - это прирост общей полезности при увеличении потребления данного блага на одну дополнительную единицу.
Закон убывающей полезности (MU) - С ростом потребления данного блага, предельная полезность от каждой дополнительной единицы убывает.
Равновесие потребителя - структура расходов потребителя на покупку набора товаров, при которой максимизируется общая полезность этого набора, что имеет место при равенстве предельных полезностей товаров, входящих в набор.