Маржиналистская теория потребительского поведения. Координализм, закон убывающей предельной полезности, равновесие потребителя

Закон предложения. Предложение и Цена. Неценовые факторы предложения.

Предложение – это желание и способность продавцов продавать товар по данной цене, в течение определённого времени.

Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги.

Закон предложения – это объём предлагаемого к продаже товара при прочих равных, тем больше, чем выше цена на него.

Неценовые факторы:

1.Технология возможного предложения.

2.Цены используемых ресурсов.

3. Налоги и дотации.

4 Ожидание продавцов, включая инфляцию.

5. Цены на другие товары.

6. Число продавцов на рынке.

Отдельный неценовой фактор, который действует на предложение и не действует на спрос – это время.

Эластичность спроса. Факторы.

Эластичность – это степень реакции одной величины, на изменение другой. Или степень влияния цены на поведение покупателей и продавцов.

Эластичность спроса по цене:

1. Эластичный спрос – при незначительном понижении (повышении) цены, объём продаж возрастает (падает).

2. Единичная эластичность – изменение цены, равно изменению объёма продаж (в %).

3. Неэластичный спрос – изменение цены не приводит к существенному изменению объёма продаж.

4. Величина эластичности спроса, изменяется с помощью коэффициента эластичности.

Факторы:

1. Незаменимость – если у товара есть заменители, спрос эластичен.

2. Значимость товара для потребителя – на товары первой необходимости, спрос не эластичен.

3. Удельный вес дохода и расхода – эластичны те товары, на которые тратится значительная часть бюджета.

4. Временные рамки – эластичность увеличивается со временем.

Равновесная цена. Неравновесие на рынке.

Равновесная цена - та, при которой спрос и предложение, равны.

Если реальная цена выше равновесной, возникает излишек. Если ниже – дефицит.

Неравновесие на рынке – цены на рынке всегда находятся в колебании.

17) Эластичность спроса по доходу. Перекрёстная эластичность.

Эластичность спроса по доходу – это процент изменения спроса на товар, к проценту изменения дохода. То есть, если потребитель увеличивает объём закупок товара с возрастанием своего дохода.

Перекрёстная эластичность – зависимость эластичности спроса на одно благо, от изменения цены на другое.

Эластичность предложения. Факторы.

Эластичность предложения – это чувствительность объёма предложения, к изменению рыночной цены.

Факторы:

1. Цены на сырьё и уровень ЗП.

2. Ставка процента по кредиту.

3. Наличие производственных мощностей.

4. Характер продукции.

5. Фактор времени:

А. Кратчайший период – когда производитель не успевает отреагировать на изменение цены и спроса.

Б. Короткосрочный – производственные мощности не меняются, но меняется интенсивность их использования.

Г. Долгосрочный – при изменении производственных мощностей, переменчивыми становятся все факторы.

Маржиналистская теория потребительского поведения. Координализм, закон убывающей предельной полезности, равновесие потребителя.

Маржинализм - направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории стоимости. Имеет два направления: Ординализм и Координализм.

Ординалисты - считают, что оценить можно только общую пользность.
Координалисты - считают, что полезность измерима и вводят единицу полезности - utility (ютиль) и обозначают U.
Общая полезность (U) - это сумма всех индивидуальных полезностей под потребление данного количества благ и услуг. По мере роста потребления определённого блага, общая полезность возрастает.
Предельная полезность (MU) - это прирост общей полезности при увеличении потребления данного блага на одну дополнительную единицу.
Закон убывающей полезности (MU) - С ростом потребления данного блага, предельная полезность от каждой дополнительной единицы убывает.

Равновесие потребителя - структура расходов потребителя на покупку набора товаров, при которой максимизируется общая полезность этого набора, что имеет место при равенстве предельных полезностей товаров, входящих в набор.

Наши рекомендации