Понятие и виды себестоимости
Себестоимость продукции представляет собой выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выполнение работ или оказание услуг. Функции:
1. Учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции.
2. База для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности.
3. Экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действий предприятия.
4. Определение оптимальных размеров предприятия.
5. Обоснование принятия любых управленческих решений.
Различают следующие виды себестоимости: цеховая, производственная и полная.
Цеховаяпредставляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.
Производственнаяпомимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Полнаяотражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, складирование и прочие расходы).
С экономической и социальной позиций вопросы снижения себестоимости продукции являются важным элементом управления производством. Значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:
1. В увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а следовательно, появление возможности не только простого, но и расширенного воспроизводства.
2. В появлении большой возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия.
3. В улучшении финансового состояния предприятия и снижения степени риска банкротства.
4. В возможности снижения цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж.
5. В снижении себестоимости продукции в АО, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.
Понятие выручки от реализации
Выручка служит источником возмещения затрат на производство, что в свою очередь обеспечивает самоокупаемость текущей деятельности организации. Часть выручки служит источником налоговых выплат. Общая сумма выручки дает представление о масштабах производства и сбыта продукции.
Выручку принимают к бух. учету в сумме, равной величине дебиторской задолженности.
В = ден. средства + дебет. зад.
Объем выручи зависит от ряда факторов:
1. факторы I порядка
· уровень цен
·объем реализации производственной продукции
· уровень налогообложения выручки
2. факторы II порядка
· уровень конкуренции
· маркетинговая политика (реклама)
· формы расчета за продукцию
Выручка классифицируется на 2 вида:
-выручка брутто, т.е когда включены НДС, акцизы
-выручка нетто, т.е выручка без НДС, акцизов и таможенных пошлин
В бух. учете выручку от реализации признают при наличии следующих условий:
- предприятие имеет право на ее получение, которая вытекает из конкретного договора
- существует уверенность в том, что в результате конкретных операций произойдет
увеличение экономических выгод
- право собственности перешло от продавца покупателю
-расходы, которые были произведены в связи с данной операцией могут быть определены
Планирование объема продаж и доходов от реализации