Формы безналичных расчетов
Безналичные расчеты совершаются с использованием различных форм.
Форма безналичных расчетов – совокупность способов платежа, расчетных документов и определенного документооборота.
Расчетный документ – это оформленные соответствующим образом требования, поручение, приказ на перечисление денежных средств в безналичном порядке за товары, услуги, работы. Расчетные документы совершают свое движение между субъектами хозяйствования и учреждениями банков (кредитными учреждениями).
Движение расчетных документов или документооборот – это последовательное продвижение документов по всем стадиям начиная от изготовления документа, предоставления его в банк, его дальнейшее перемещение из банка в банк, до завершения расчетной операции. Перемещение документов в система банков образует банковский документооборот.
Банковский документооборот – это порядок и последовательное прохождение документов по всем операциям банка от момента их возникновения до записей по счетам бухгалтерского учета.
В соответствии со статьей 237 Банковского Кодекса Республики Беларусь, а также с Положением о безналичных расчетах в Республике Беларусь безналичные расчеты проводятся в форме:
1. Платежных требований.
Платежные требования – это требования поставщика к покупателю об уплате ему определенной суммы денежных средств и зачислении ее на счет получателя средств.
Расчеты платежными требованиями имеют свои особенности:
1) они применяются после отгрузки продукции, оказания услуг, выполнения работ;
2) оплата платежного требования производится с согласия (акцепта) плательщика;
Акцепт – согласие на оплату платежного - требования.
3) в основе расчетов лежит система ИНКАССО, при которой банк поставщика по поручению поставщика востребует (инкассирует) с покупателя причитающуюся ему сумму и зачисляет на его счет;
Последовательность выполнения операций при расчетах платежными требованиями:
- отдел сбыта выписывает ТТН на передачу продукции покупателю;
- отпуск со склада продукции покупателю на основании ТТН и доверенности;
- предоставление в банк поставщика платежного требования для оплаты за поставленную продукцию;
- предоставление копии ТТН в банк поставщика;
- передача платежного – требования для оплаты в банк покупателя;
- получение покупателем платежного требования для акцепта;
- перечисление денег на расчетный счет поставщика за реализованную продукцию.
Акцепт требований может быть предварительным или последующим. В настоящее время преобладает предварительный акцепт.
Сущность предварительного акцепта состоит в том, что для проверки покупателем выполнения поставщиком условий договора в день поступления платежного требования в банк плательщика (о чем банк извещает покупателя) устанавливается акцепт, срок которого определен в три рабочие дня, не считая дня поступления требований в банк. Если в течение установленного срока в банк не поступит от покупателя отказ от акцепта, производится оплата платежного требования и перевод средств в банк, обслуживающий поставщика.
При последующем акцепте платежное требование оплачивается банком в день его поступления. В случае нарушения поставщиком условий договора урегулирование вопросов, возникающих в связи с этим, осуществляются минуя банк.
Требование составляется на бланках установленного образца и представляется в обслуживающий банк с приложением ТТН или заменяющих их документов.
Платежное требование предоставляется в банк вслед за отгрузкой продукции в сроки, определенные договором.
Платежное требование, поступившее в банк плательщика из банка поставщика, не принимается к оплате и возвращается в банк в следующих случаях:
1) отсутствия в нем даты и номера договора отгрузки (отпуска) товара, а также даты отгрузки продукции
2) когда невозможно установить плательщика или сумму требования и др.
До наступления срока оплаты платежные требования хранятся в специальной (срочной) картотеке. Покупателю передается экземпляр платежного требования с указанием срока платежа.
При наступлении срока платежа и отсутствии средств на счете плательщика и при невозможности предоставления кредита на оплату товарно-материальных ценностей неоплаченные платежные требования передаются в картотеку с просроченным сроком платежа (картотека №2). Оплата расчетных документов, находящихся в картотеки №2, производится по мере появления средств на расчетном счете плательщика. При оплате требований из картотеки №2 банк производит начисление и взыскание пени за просрочку платежа в установленном размере от несвоевременно оплаченной суммы за каждый день просрочки.
Основным преимуществом расчетов платежными требованиями является то, что используемая при этом система инкассо обеспечивает четкий порядок адресной доставки, строгий контроль за расчетами как со стороны субъектов хозяйствования, так и банков.
2. Платежных поручений.
Расчеты платежными поручениями самая распространенная форма безналичных расчетов.
Платежное поручение – письменное распоряжение покупателя о перечислении денежных средств со своего счета на счет поставщика ценностей. Оно предоставляется в банк в трех экземплярах, первый из которых проверяется подписями должностных лиц и оттиском печати.
Платежное поручение действительно в течение 10 дней со дня их выписки, при этом день выписки поручения в расчет не принимается. Они составляются и предоставляются в банк на бланках установленной формы.
Составленное платежное - поручение плательщик сдает в обслуживающее его учреждения банка. Ответственный исполнитель проверяет правильность его составления, наличие всех реквизитов и средств на счете, срок действия, правильность подписания и тождественность всех экземпляров. Убедившись в правильности оформления поручения, в наличии необходимого остатка средств на счете, он производит оплату поручения, перечисляет денежные средства на расчетный счет поставщика в этом или же другом банке.
При отсутствии или недостаточности средств на расчетном счете плательщика платежные поручения могут возвращаться без исполнения (например, если срок платежа еще не наступил) или же приниматься на очередь для оплаты (такие поручения помещаются в картотеку №2), или оплачиваются за счет банковского кредита.